Игра Kingdom Hearts: Chain of Memories
Kingdom Hearts: Chain of Memories (яп. キングダム ハーツ チェイン オブ メモリーズ кингудаму ха:цу тэйн обу мэмори:дзу , «Королевство Сердец: Цепь Воспоминаний») — компьютерная игра в жанре Action/RPG, разработанная Jupiter и Square Enix для портативной игровой консоли Game Boy Advance. Игра вышла 11 ноября 2004 года в Японии, 7 декабря 2004 года в США, 13 января 2005 года в Австралии и 6 мая 2005 года в Европе. Издателем её в Японии и США является Square Enix, а в Австралии и Европе — Nintendo. Игра вышла после оригинальной Kingdom Hearts и служит её прямым продолжением. Эта игра — одна из немногих на Game Boy Advance, где используется технология полностью подвижного видео[6]. Позже был сделан ремейк игры на PlayStation 2 под названием Kingdom Hearts Re:Chain of Memories, вышедший в Японии в комплекте с Kingdom Hearts II Final Mix+[4] 29 марта 2007 года и 2 декабря 2008 года в США как отдельная игра. Kingdom Hearts: Chain of Memories — вторая игра в серии Kingdom Hearts. Действие игры происходит сразу же после окончания первой игры, за год до событий Kingdom Hearts II[7]. В этой игре Сора продолжает искать Короля и Рику, поиски приводят его в загадочный замок, который Сора исследует на протяжении всей игры. Тем временем Рику также оказывается в этом замке и начинает бороться с его внутренней тьмой. В сюжет игры были введены многие персонажи, которые будут позже использованы в Kingdom Hearts II. Не став столь же коммерчески успешной, как предыдущая игра серии, Chain of Memories получила много положительных отзывов и относительно хорошо продавалась. Рецензенты одобрительно отмечали её сюжет, графику и FMV-ролики. В игре используется совершенно другая боевая система, кардинально отличающаяся от боевой системы первой Kingdom Hearts. Игровой процессИгровой процесс Kingdom Hearts: Chain of Memories представляет собой своеобразную смесь ролевой и карточной игры. Как и во многих других RPG, побеждая врагов, игрок зарабатывает опыт. При накоплении определённого количества опыта главный герой получает уровень, и игрок может увеличить либо количество очков здоровья, либо количество CP (англ. Card Points), либо выучить новый приём[8]. Ролевая система игры основана на картах. Карты используются как во время боя, так и вне его. Сражения происходят на отдельном поле битвы. Вне битвы игрок путешествует по изометрически отображённым локациям[8][9]. Враги ходят по карте, и если игрок с ними соприкасается, начинается бой[10]. Особенность игры заключается в так называемом «синтезе комнат» (англ. room synthesis). При переходе между локациями требуются определённые виды карт комнат (англ. Map Cards). В зависимости от того, какой вид карт был использован, такой будет следующая локация[11]. Существует несколько видов карт комнат: красные определяют количество и поведение врагов, зелёные карты усиливают главного героя, пока он находится в комнате, синие же карты убирают из комнаты врагов, но добавляют бонусы (точка сохранения, магазин и т. п.)[8][12]. В игре имеются три режима: кампания за Сору, кампания за Рику и многопользовательская игра. Изначально доступна только кампания за Сору; если она пройдена, то открывается режим «Reverse/Rebirth», позволяющий игроку играть за Рику и использовать мультиплеер[12]. Боевая система![]()
Скриншот игры во время боя Соры с Вексеном
Сражения проходят в реальном времени. Сама боевая система основана на системе карт[8][13]. Игрок может перемещаться по полю боя, прыгать и уворачиваться от атак, но чтобы атаковать, использовать магию, предмет или призвать напарника, нужно использовать карты[7], которые доступны для выбора в специальном меню. Все карты имеют номер — от нуля до девяти. Враги также используют карты. Игроку нельзя использовать карту, пока это делает враг, и наоборот. Можно прервать использование карты врагом своей картой, если её номер больше или равен номеру карты противника. Карта со значением 0 «перебивает» любые атаки, но и её можно «побить» любой картой[14]. Можно складывать карты в комбинации (до трёх за один раз) и использовать комбо-атаки, которые сложнее прервать, — их значение будет равно сумме значений всех карт, входящих в комбинацию. Обычно комбинируемые карты используются одна за одной, но иногда можно составить «особый приём» (англ. Sleight) — вместо того, чтобы использовать несколько карт подряд, игрок применяет определённую способность[11], при этом, однако, первая карта в такой комбинации становится недоступной до конца битвы[10]. Все применённые карты исчезают из колоды, но их можно вернуть, «перетасовав» (англ. Reload) колоду. Карты врагов (англ. Enemy Cards) также можно использовать — как правило, их невозможно прервать; они усиливают игрока или ослабляют его противников. Практически из любого боя можно убежать (за исключением боёв, предусмотренных сюжетом) — для этого достаточно бежать к границе поля боя несколько секунд. Игровой процесс кампаний Соры и Рику различается. Сора может составлять собственную колоду карт для боя, получая их в качестве трофея после боёв или покупая их в магазинах муглов в определённых комнатах. Рику не может создавать собственную колоду карт — на разных этапах игры они будут различными, и их нельзя менять[12]. В отличие от Соры, у Рику имеются только карты физических атак, вражеские карты и карты призыва напарника — Микки Мауса. СюжетСеттингДействие игры происходит в Замке Забвения (яп. 忘却の城 бо:кяку но сиро , англ. Castle Oblivion), находящемся под властью Марлуксии (яп. マールーシャ ма:ру:ся , англ. Marluxia)[15]. Сора, Дональд и Гуфи узнают, что те, кто попал в этот замок, медленно теряют свои воспоминания[16]. Вестибюль и лестницы между этажами оформлены в одинаковом стиле — белый цвет с цветочным узором, но почти каждый этаж замка может быть превращён в мир из первой Kingdom Hearts с помощью карт миров (англ. World Cards), созданных из воспоминаний Соры[12][17]. Как и ранее, большинство миров основано на диснеевских мультфильмах, остальные придуманы специально для игры. В отличие от предыдущей игры, все миры в Chain of Memories, за исключением Замка Забвения, созданы на основе воспоминаний Соры. Таким образом, многие события, пережитые в разных мирах в первой игре, Сора переживает заново: в своих воспоминаниях он встречает диснеевских персонажей, которых видел ранее, хотя сюжетные линии миров слегка изменены и так или иначе затрагивают тему воспоминаний. Кроме Замка Забвения, в игре появился ещё один мир — Сумрачный Город (яп. トワイライトタウン товаирайто таун , англ. Twilight Town), воссозданный из воспоминаний «с другой стороны сердца» Соры[18]. Персонажи![]()
Персонажи Kingdom Hearts: Chain of Memories. Слева направо: Сора, Сверчок Джимини (в руке у Соры), Рику, Король Микки, Намине, ДиЗ и Ансем (сверху) и Марлуксия, Ларксен, Лексаеус, Зексион и Вексен (снизу)
В Chain of Memories, как и в первой игре серии, главный герой — Сора[19]. Дональд Дак и Гуфи также появляются в игре. Также появляются персонажи игровой серии Final Fantasy, а также герои диснеевских мультфильмов. Они ведут себя так, как будто никогда не встречались с главными героями, так как были созданы из воспоминаний Соры. Кроме того, впервые в серии появляются ещё несколько новых персонажей: члены таинственной Организации (англ. Organization), преследующие неизвестные цели, девочка по имени Намине (яп. ナミネ наминэ , англ. Naminé), способная управлять памятью других людей, и ДиЗ (яп. ディズ дидзу , англ. DiZ) — загадочный человек в красном плаще и бинтах. За Рику также можно играть, но только после прохождения кампании за Сору. После того, как Рику заточили в Реальности тьмы в конце первой Kingdom Hearts, он оказывается на первом этаже Замка Забвения. Рику помогают Король и ДиЗ. Шесть членов Организации — главные злодеи игры, четверо из них появляются в режиме игры за Сору, а остальные два сталкиваются с Рику. Среди них Марлуксия, возглавляющий членов Организации и являющийся хозяином Замка Забвения, Ларксен (яп. ラクシーヌ ракуси:ну , англ. Larxenne) — девушка, помогающая Марлуксии, Аксель (яп. アクセル акусэру , англ. Axel), помогающий то Организации, то Соре, и Вексен (яп. ヴィクセン уикусэн , англ. Vexen), не желающий участвовать в планах Марлуксии. Лексаеус (яп. レクセウス рэкусэусу , англ. Lexaeus) и Зексион (яп. ゼクシオン дзэкусион , англ. Zexion) — сподвижники Вексена — появляются в режиме игры за Рику. Ансем также появляется в игре, пытаясь склонить Рику ко тьме. Кроме того, возвращаются многие диснеевские злодеи, хотя в некоторых случаях у них совершенно иная мотивация и цели, нежели чем в оригинальной Kingdom Hearts. ИсторияДействие Kingdom Hearts: Chain of Memories начинается сразу же после окончания оригинальной Kingdom Hearts[20][21]. Увидев Плуто, держащего в зубах послание от Короля, Сора, Дональд Дак и Гуфи бегут за ним, но пёс убегает далеко вперёд, и друзья теряют его из виду. Затем Сора встречает незнакомца в чёрном плаще, который говорит ему, что он найдёт то, что ищет, но взамен ему придётся пожертвовать чем-то ценным. Продолжая поиски, герои приходят к Замку Забвения. Когда Сора с друзьями заходит в замок, они снова сталкиваются с незнакомцем[12]. Пытаясь настигнуть незнакомца, Сора, Дональд и Гуфи обнаруживают, что их способности и магия больше не работают. Незнакомец объясняет им, что, войдя в замок, они забывают все свои способности. Также он создаёт колоду карт на основе воспоминаний Соры и его друзей, говоря, что всё, с чем они столкнутся, — их материализованные воспоминания. Чем дольше они исследуют замок, тем больше воспоминаний теряют[22]. Пока Сора поднимается на верхние этажи замка, группа людей в чёрных плащах под названием «Организация» наблюдает за ним. Марлуксия, хозяин Замка Забвения, — незнакомец, заманивший Сору и его друзей в замок. С помощью Намине Марлуксия хотел изменить память Соры и таким образом подчинить его себе и использовать силу Ключ-Клинка, чтобы получить полный контроль над Организацией. Тем временем другие члены Организации, Лексаеус, Зексион и Вексен, решают, что нужно использовать клона Рику против Соры. Вексен создаёт копию Рику (англ. Riku Replica) и меняет ему воспоминания с помощью Намине, тем самым внушив клону, что он настоящий Рику[23]. Вексен, Лексаеус и Зексион недовольны планом Марлуксии и решают его сорвать, используя настоящего Рику. Поднимаясь на верхние этажи замка, Сора сражается с Ларксен, подручной Марлуксии. Намине меняет память Соры, а Ларксен, в свою очередь, заменяет у Соры медальон Каири на фальшивый, якобы являющийся подарком от Намине в детстве, и с этого момента Сора начинает думать, что Намине, а не Каири, — его подруга детства. Он узнаёт, что Организация держит Намине в замке и отправляется её спасать, иногда попутно сражаясь с копией Рику. После смерти Вексена и Ларксен Сора встречает Намине и узнаёт о планах Марлуксии. Аксель, ещё один член Организации, чтобы помешать Марлуксии, отпускает Намине к Соре. Сора объединяется вместе с клоном Рику, который также узнаёт о том, что его воспоминания подделала Намине, и вместе с ним сражается с Марлуксией на последнем этаже Замка Забвения. После смерти Марлуксии Намине погружает Сору, Дональда и Гуфи в специальные капсулы, чтобы они смогли восстановить свои утраченные воспоминания, при этом они забывают всё то, что произошло в замке[24]. Чтобы память вернулась, героям нужно проспать в этих капсулах неопределённое время. Перед сном Сора и Намине обещают друг другу, что если они встретятся вновь, то станут друзьями[25]. Reverse/RebirthДействие кампании Рику происходит одновременно с кампанией Соры. В начале второй кампании Рику обнаруживает, что он попал из Реальности тьмы на первый этаж Замка Забвения. Героя встречает Вексен и сражается с ним, чтобы получить его данные и создать из них копию Рику, но без страха тьмы, который овладевает оригиналом. Ансем, вселившийся в Рику в первой игре, пытается завладеть им и склонить ко тьме, но Король мешает ему сделать это. По пути Рику убивает Лексаеуса: во время битвы Ансем вселился в Рику. Рику почти проигрывает внутреннюю схватку с Ансемом, как вдруг на помощь Рику приходит Король[26]. Зексион понимает, что, так как Марлуксия убит, Рику им больше не нужен. Он пытается избавиться от Рику, но его спасает Намине, превратившись в Каири. Подчинив себе тьму, Рику побеждает Зексиона. В Сумрачном городе Рику встречает ДиЗа, который просит его найти Намине[27]. Клон Рику, пытаясь доказать своё право на существование, нападает на настоящего Рику, но погибает. Рику находит Намине и узнаёт от неё, что Ансем всё ещё живёт внутри его сердца; тогда он решает сразиться с Ансемом, которого вызывает ДиЗ. После победы над Ансемом Рику понимает, что он может в равной мере использовать и свет, и тьму[28]. Вместе с Королём Микки Рику покидает Замок Забвения. Разработка![]()
Концепт-арт боевой системы
Так как Тэцуя Номура хотел, чтобы действие Kingdom Hearts II происходило через год после событий первой игры, было решено, что Chain of Memories будет связывать два сюжета в единое целое[29][30]. Рабочее название проекта изначально было Kingdom Hearts: Lost Memories. Позже Номура решил его поменять, при этом сохранив в заголовке слово «воспоминания»[29]. Как и в большинстве сиквелов компьютерных игр, в Kingdom Hearts II игрок начинал игру с персонажем первого уровня без выученных способностей. Чтобы это объяснить, Номура придумал решение — по сюжету Сора почти полностью теряет память, забывая все свои старые способности[29]. Номура изначально был против того, чтобы выпускать игру на Game Boy Advance, полагая, что трёхмерная графика оригинала будет неудачно смотреться при преобразовании её в двухмерную. Однако он изменил своё мнение, услышав, что дети хотели бы поиграть в Kingdom Hearts на Game Boy Advance[29][31]. После того как был придуман геймплей специально для Game Boy Advance, Номура решил, что Kingdom Hearts на портативной консоли всё-таки возможен[21][29]. Разработчики постарались сделать игру более светлой и яркой, чем оригинальная игра[32]. Chain of Memories была анонсирована вместе с Kingdom Hearts II на выставке Tokyo Game Show в сентябре 2003 года[33]. Были продемонстрированы боевая система, основанная на картах, и FMV-ролики[9]. Они представляли собой отрендеренные ролики на графическом движке PlayStation 2, которые затем были перекодированы для Game Boy с помощью технологии AM3[30][34]. Чтобы разрекламировать игру, The Walt Disney Company и Square Enix запустили официальные сайты Chain of Memories[35][36]. На выставке Jump Festa в Японии в 2003 году можно было поиграть в демо-версию игры[37]. Многие наработки Kingdom Hearts: Chain of Memories были использованы в другом совместном проекте Square Enix и Jupiter — The World Ends with You: изначально планировалась похожая боевая система, основанная на картах, где колода просматривалась бы на нижнем сенсорном экране Nintendo DS. Идея была позже развита возможностью играть сразу за двух персонажей — один отображался на верхнем экране, другой — на нижнем. Карты просматривались на верхнем экране[38][39]. Музыка и озвучиваниеКак и в оригинальном Kingdom Hearts, главной вокальной темой игры стала «Хикари» (яп. 光 свет ) в японской версии и «Simple and Clean» (перевод «Хикари» на английский) в английской и других версиях. Обе песни были сочинены и спеты японской поп-певицей Утадой Хикару[40]. Музыка из Chain of Memories была аранжирована для версии игры на PlayStation 2, Kingdom Hearts Re:Chain of Memories, также для римейка создали несколько музыкальных тем, которых не было в оригинале. Так как большая часть треков была взята из оригинальной Kingdom Hearts, саундтрек к Chain of Memories отдельно никогда не продавался — он вошёл в сборник «Kingdom Hearts Original Soundtrack Complete», включающий в себя также саундтреки Kingdom Hearts, Kingdom Heart II, Kingdom Hearts Final Mix и Kingdom Hearts II Final Mix+[41]. Из-за технических ограничений Game Boy Advance озвучивание было сведено к минимуму. Многие персонажи Kingdom Hearts: Chain of Memories озвучены теми же актёрами, что и в предыдущей игре, новых персонажей озвучивают новые сэйю — Кэйдзи Фудзивара в роли Акселя, Тацуя Кандо в роли Вексена, Марлуксии и Лексаеуса, и Риэко Катаяма в роли Ларксен[42]. Озвучены только крики и фразы героев во время боя. В качестве боевых возгласов Соры и его напарников были вставлены фрагменты озвучки из первой Kingdom Hearts[43]. Популярность и отзывы
Хотя Kingdom Hearts: Chain of Memories является самой неуспешной с коммерческой точки зрения частью серии, она всё же получила положительные оценки в игровой прессе и была достаточно популярной. За 48 часов в Японии было продано 104 000 экземпляров — она стала самой быстрораскупаемой игрой на Game Boy Advance того времени[53]. Chain of Memories заняла верхние строчки в списках наиболее продаваемых игр в Японии[54]. За первый месяц североамериканского релиза игра заняла первую строчку в списке самых продаваемых игр на портативные консоли и шестое место в списке самых продаваемых игр на все консоли по версии сайта GameSpot[55]. На момент февраля 2005 года было продано около миллиона копий в Японии и в Америке вместе[56]. К концу 2006 года было продано около 1,5 миллиона копий по всему миру[57]. На момент августа 2009 года было продано 1,55 миллиона копий по всему миру, из них 200 000 в странах PAL-региона, 410 000 в Японии и 940 000 в Америке[58]. ОтзывыИгра получила в основном положительные отзывы критиков. Наибольших похвал удостоился сюжет: IGN назвал его «увлекательной историей, напряжение которой возрастает ближе к концу», и присудил десять баллов из десяти возможных[59]. Графика также была высоко оценена, в частности, FMV-ролики[59][60]. IGN назвал их «отлично сделанными»[59], а GameSpot признал, что по качеству ролики такие же, как графика оригинальной игры на PlayStation 2. Также похвал были удостоены хорошо прорисованные и анимированные спрайты[8]. GameWatch назвал их «высококачественными»[61]. Многие обозреватели замечали, что хотя графика и не была на уровне первой Kingdom Hearts на PlayStation 2, для Game Boy Advance она была на высшем уровне[7][13][62]. Телеканал G4TV отметил, что геймплей отлично подошёл портативной игровой консоли и что случайно генерируемые локации успешно сочетаются с карточными боями, «двумя элементами компьютерных ролевых игр, которые им часто вредят». Кроме того, он назвал игру «одной из самых красивых на Game Boy Advance»[6]. Обозреватель GameZone также считает графику выдающейся для игры на Game Boy: «Локации, персонажи и противники узнаваемы… Конечно, графика не сравнится с PlayStation 2, но она… пробуждает определённые чувства». Он также высоко оценил звуковое сопровождение, которое, по его мнению, «чистое и глубокое»[49]. Рецензент GamePro, напротив, считает, что графика имеет слишком малый контраст и слишком выделяются отдельные пикселы[48]. Неоднозначно была оценена боевая система, основанная на картах. GameSpot назвал её «неуклюжей», в то время как GameSpy, напротив, использует слово «увлекательная», а GameWatch — «оригинальная»[7][20][61]. Обозреватели GameSpot и GamePro критиковали систему карт за то, что она очень неудобна и не позволяет разрабатывать различные стратегии[20]. «Боевая система требует определённого привыкания и кажется странной. Планировать свои атаки очень сложно, так как приходится переключать внимание на карты, при этом следя за противниками, которые обычно пытаются загнать героя в угол», — пишет GamePro[48]. Напротив, рецензент GameInformer считает, что новая система карт очень проста в использовании и стратегия является важной частью каждого сражения[47]. Это мнение разделяет также журналист GameZone: «Суть в том, что когда колода перетасовывается, игрок совершенно беззащитен, а чем чаще приходиться перетасовывать, тем больше на это уходит времени. Поэтому надо точно планировать когда и какую карту использовать»[49]. Обозреватель 1UP.com замечает, что боевая система «хороша только на бумаге» — в действительности игроку постоянно приходится переключать внимание между картами и самим персонажем, причём иногда элементы GUI закрывают его. Кроме того, по мнению рецензента, некоторые битвы (в частности, против боссов) слишком простые — игрок может в любой момент перетасовать колоду и вернуть все свои карты, таким образом получая практически неограниченную возможность восстанавливать здоровье. К другим недостаткам обозреватель отнёс отсутствие сложных головоломок и однообразно выглядящих противников[44]. Журналист Eurogamer пишет, что хотя в начале игры боевая система может показаться слишком простой, в дальнейшем она становится интереснее по мере появления специальных приёмов и карт. «Несколько менее проработанные персонажи, немного более слабый сюжет… Но игра может похвастать отличным дизайном и FMV-роликами, интересными диалогами и удобным интерфейсом», — заключает обозреватель[45]. Версии игры и мангаДля повышения коммерческого успеха игры были выпущены дополнительные издания и другие связанные с игрой товары. К моменту поступления Chain of Memories в продажу Square Enix выпустила коллекционную карточную игру и бандл Kingdom Hearts: Chain of Memories (ограниченным изданием и только в Японии). В набор входили сама игра, приставка Game Boy Advance SP с логотипом Kingdom Hearts и ремешок[63][64]. В карточную игру входили поле, стартовая колода карт и дополнительные наборы случайных карт[65][64]. Впоследствии компания Fantasy Flight Games (англ.) выкупила права на продажу карточной игры в англоговорящих странах[66]. В 2007 году был выпущен ремейк Kingdom Hearts Re:Chain of Memories для PlayStation 2[4]. В ежемесячном японском журнале Shōnen Gangan начала печататься манга по игре (впоследствии она была издана в США)[67]. Помимо манги, появились три романа: два из них описывали кампанию Соры, а один - кампанию Рику (Reverse/Rebirth). Square также выпустила книгу Ultimania (англ.), как и в случае с играми Final Fantasy и Chrono. В Америке Brady Games продавала руководство по стратегии Chain of Memories, а также полное прохождение[68]. Re:Chain of Memories
![]()
Скриншоты Chain of Memories (сверху) и Re:Chain of Memories (снизу) во время сцены разговора с Айрис
В 2007 году вышел ремейк Kingdom Hearts: Chain of Memories — Kingdom Hearts Re:Chain of Memories. Он был разработан филиалом Square Enix в Осаке[78]. В Японии игра продавалась в комплекте с Kingdom Hearts II Final Mix+, вышедшим 29 марта 2007 года[4]. В Америке Re:Chain of Memories продавалась отдельно, так как Square Enix не планировала выпускать Kingdom Hearts II Final Mix+ за пределами Японии. В Америке игра вышла 2 декабря 2008 года, но так и не вышла в Европе и Австралии[79]. В отличие от Chain of Memories, Re:Chain of Memories — полностью трёхмерная, также некоторые сцены были озвучены[80]. Хотя геймплей остался прежним[81], нововведения всё же появились, например, команды реакции (англ. Reaction Command) из Kingdom Hearts II. Также добавлены новые сцены и боссы, которых не было в оригинале[82]. МангаТак же как и для первой части, на основе игры была написана манга[83]. Её автором стал известный мангака Сиро Амано. Отдельными главами манга печаталась в журнале «Ежемесячный Сёнэн Ганган», принадлежащем Square Enix, а позже вышла отдельными томами под издательством Enterbrain в Японии и под издательством TOKYOPOP с Америке. Первый том вышел 22 октября 2005 года в Японии; через год, 26 октября 2006 года, он появился на английском языке. Второй том вышел в Америке 6 февраля 2007 года[67][84]. Манга была относительно успешной. Первый том занял 112-е место в списке «ста пятидесяти бестселлеров» газеты USA Today за первую неделю релиза[85]. Рецензент IGN хорошо отозвался о работе Амано, в частности, потому, что он добавил юмора в различные сцены. Также журналист отметил, что слабые стороны игры сказались на качестве самой манги[83]. Позже вышло продолжение — манга по мотивам Kingdom Hearts II и по мотивам Kingdom Hearts 358/2 Days. Примечания
|