Игра Fez

Fez

Fez cover.png
Обложка игры (автор — Брайан Ли О’Мэлли)

Разработчик
Polytron Corporation
Издатель
Microsoft Studios
Trapdoor
Polytron
Создатели
Руководитель
Фил Фиш
Программист
Ренод Бедард
Композитор
Рич Вриланд (Disasterpeace)
Даты выпуска

Xbox 360:
13 апреля 2012[1]
Microsoft Windows:
1 мая 2013[2]
Linux:
TBA
Mac OS X:

TBA
Жанры
Головоломка/Платформер
Носители
Steam, Цифровая дистрибуция
Платформа
Xbox 360 (Xbox Live Arcade), Microsoft Windows, Linux, Mac OS X (Steam)
Режим игры
Однопользовательская игра
Системные
требования
Сайт

Fez — инди-игра жанра головоломка/платформер, разработанная независимой студией Polytron Corporation. Первоначально игра была анонсирована её создателем, Филом Фишем, на TIGSource.com 17 июля 2007 года[3]. Было объявлено, что игра выйдет в начале 2010 года, однако релиз неоднократно откладывался[4]. Игра вышла 13 апреля 2012 года для Xbox Live Arcade[1]. Версия для Microsoft Windows будет доступна в Steam и GOG.com 1 мая 2013 года[2][5]. Версии для Linux и Mac OS X на данный момент в производстве[6]. Также Фиш работает с Sony над портом игры для консолей PlayStation[7][8]. Фил Фиш на более поздних стадиях разработки Fez был показан в «Indie Game: The Movie».

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг двухмерного человечка по имени Гомес, который живёт в деревне в 2D-мире. Однажды Гомес встретил трёхмерный предмет — Куб, от которого он получил в подарок магическую феску, надевая которую получаешь возможность ощущать третье измерение. Когда Гомес начинает исследовать свою новую способность, Куб неожиданно взрывается, после чего двухмерный мир начал давать сбои, а после и вовсе завис.

Игра перезагружается и Гомес просыпается, обнаружив, что теперь он может исследовать мир в трёх измерениях. Теперь главному герою предстоит собрать все фрагменты взорвавшегося Гиперкуба, которые были разбросаны по всему миру, прежде чем этот мир разорвётся на части.

Геймплей

Уровень показан до смены перспективы, во время, и после

Главная цель в Fez — собрать 32 кубика[9], которые разбросаны по всему миру, для того, чтобы восстановить Гиперкуб и спасти родной мир Гомеса от уничтожения. Кубы и их фрагменты видны и могут быть собраны простым перемещением по ним. Также игроки могут собирать «анти-кубы»[9], решая различные головоломки, многие из которых требуют знания криптографии. После сбора всех кубов и анти-кубов открываются двери, позволяющие игроку получить доступ к новым локациям.

Fez представлен в виде 2D-платформера, в котором Гомес может ходить, прыгать, карабкаться и манипулировать объектами. Тем не менее игрок может в любое время сдвигать перспективы, вращая мир на 90 градусов относительно экрана. Это позволяет обнаруживать двери и проходы, а также заставляет платформы перестраиваться. Поскольку объём не характерен 2D-играм, игрок может (и обязан) воспользоваться этой механикой, чтобы выполнять действия, которые, как правило, невозможны в настоящем 3D-мире. (Например, стоя на движущейся платформе и сдвигая перспективу на 90 градусов, Гомес может перейти на другую платформу, которая ранее была на противоположной стороне экрана. Возвращаясь к первоначальной перспективе после перемещения, оказывается, что Гомес переместился на большое расстояние.)

Разработка

Концепт-арт одного из уровней Fez

Игра Fez примечательна своей длительной разработкой, которая была запечатлена в документальном фильме Indie Game: The Movie.[10] Впервые игра была анонсирована в интернете в июле 2007 года, и ранние её версии были показаны на Фестивале независимых игр в 2008 году. Fez получила высокие оценки и сделала своего создателя, Фила Фиша, знаменитостью среди фанатов инди-игр. Однако, мало что было слышно об игре в течение нескольких последующих лет, так как компания Фиша, Polytron, потеряла финансирование и столкнулась с юридическими проблемами, в основном из-за того, что бизнес-партнёр покинул компанию и угрожал судебными исками. Также Фиш столкнулся с личными и семейными проблемами, а позже признался, что его перфекционизм сильно повлиял на задержку релиза Fez, как и потеря в его убеждениях перспективы разработки игры.

Несмотря на юридические препятствия и технические трудности, Polytron продемонстрировала предфинальную версию Fez на фестивале Penny Arcade Expo в 2011 году, опять получив всеобщее признание. Фиш дал несколько интервью (включая одно с Джерри Холкинсом из Penny-Arcade), в то время пока его новый бизнес-партнёр (Кэн Шехтер) совершил необходимые сделки с прежним партнёром, закончив судебную тяжбу между ними.

Демо-версия Fez была показана 31 января 2012 года на «демонстрации предстоящих игр» от International Game Developers Association в Монреале.[11]

Позже Polytron объявили, что Fez будет выпущена весной 2012 года для Xbox Live Arcade.[12]

Патч для Xbox 360

Спустя два месяца после релиза игры на Xbox 360 разработчики выпустили патч, исправляющий некоторые ошибки в игре. Хотя патч и прошёл сертификацию от Microsoft, некоторые игроки заметили, что он повреждает файлы сохранения в игре, из-за чего приходится проходить игру с самого начала. В результате Polytron предупредила игроков не устанавливать патч, если они ещё этого не сделали, а Microsoft удалила его из сервиса.[13]

В июле того же года патч был возвращён в Xbox Live без каких-либо изменений. В своём заявлении Polytron объяснили, что Microsoft дала им выбор: либо исправить баг с сохранением и провести повторную сертификацию, либо же вернуть патч в сервис, как есть. Polytron заявила, что процесс повторной сертификации был бы слишком дорогим (порядка десятков тысяч долларов), и что это могло бы привести к новым проблемам, которые будут обнаружены позже и потребует ещё одного патча. Разработчики пояснили, что лишь менее одного процента игроков столкнутся с ошибкой повреждения данных, и Microsoft решила, что этот процент слишком мал и незначителен для проведения повторной сертификации.[14] За это решение Polytron и Фил Фиш были подвергнуты критике.[15]

Версии для других платформ

Фиш заявил, что в 2013 году Fez будет портирована на другие платформы, однако не заявил, на какие именно.[8] Информация о версии для Microsoft Windows была подтверждена и игра будет доступна в Steam и GOG.com 1 мая 2013 года, с последующими портами для Linux и Mac OS X, даты выпуска которых пока неизвестны.[5] Предзаказ игры будет доступен с 22 апреля[16]. Также Фиш обговаривал с Sony возможность выпуска Fez на PlayStation 3 или PlayStation Vita через PlayStation Network.[7] В интервью от Eurogamer Фил заявил, что релиза игры для Nintendo 3DS не будет.[7]

Музыка

Саундтрек к Fez был выпущен 20 апреля 2012 года.[17] Написан и спродюсирован Ричем Вриландом, более известным как Disasterpeace. Три трека, а именно Adventure, Forgotten и Home, стали доступными для бесплатной загрузки на Bandcamp в честь релиза игры.[18]

Саундтрек к игре Fez
Название Длительность
1. «Adventure» 3:18
2. «Puzzle» 2:14
3. «Beyond» 3:05
4. «Progress» 4:16
5. «Beacon» 2:33
6. «Flow» 3:47
7. «Formations» 2:20
8. «Legend» 1:18
9. «Compass» 2:43
10. «Forgotten» 2:34
11. «Sync» 2:19
12. «Glitch» 3:25
13. «Fear» 3:32
14. «Spirit» 2:52
15. «Nature» 4:12
16. «Knowledge» 1:49
17. «Death» 3:32
18. «Memory» 1:16
19. «Pressure» 4:00
20. «Nocturne» 2:13
21. «Age» 2:58
22. «Majestic» 3:22
23. «Continuum» 2:35
24. «Home» 1:35
25. «Reflection» 9:02
26. «Love» 1:10

Оценки

Рецензии
Зарубежные издания
Издание Оценка
Edge 9/10[19]
Eurogamer 10/10[20]
G4 4/5[21]
Game Informer 9.25/10[22]
GameSpot 8/10[23]
GameTrailers 9.0/10[24]
IGN 9.5/10[25]
Giant Bomb 4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[26]
Рейтинг на основании нескольких рецензий
Агрегатор Рейтинг
Metacritic 89/100 (X360)[27]

После релиза Fez получила положительные отзывы критиков, с оценкой 9.5/10 от IGN.[28] По состоянию на март 2013 года на Metacritic игра имеет средний рейтинг 89 %, что отражает высокие оценки других изданий, посвящённых видеоиграм.[29]

13 апреля 2013 года Polytron сообщили, что с момента выхода Fez на Xbox Live Arcade было продано 200 000 копий игры[30].

Награды

Fez получила премию «Совершенство в изобразительном искусстве» на Фестивале независимых игр в 2008 году, где также была номинирована на премию «Дизайнерская инновация».[31] Выиграла премии «Story/World Design» и «Grand Jury» на фестивале IndieCade в 2011 году.[32] Также получила награду «Гран-при Шеймуса Макнэлли» на Фестивале независимых игр в 2012 году.[33]

В декабре 2012 года была признана интернет-изданием Eurogamer «Игрой года».[34]

Примечания

  1. 1 2 FEZ FRIDAY THE 13TH. Polytron Corporation. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 28 марта 2012.
  2. 1 2 Названа дата выхода Fez на PC. Lenta.ru. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  3. fish, Phil FEZ IS COMING TO XBOX LIVE ARCADE EARLY 2010. Polytron Corporation (2 July 2009). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 7 августа 2011.
  4. fish, Phil FEZ. Polytron Corporation (2 July 2009). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 27 февраля 2012.
  5. 1 2 Fletcher, JC Fez coming to Steam May 1. Joystiq (18 марта 2013). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 18 марта 2013.
  6. I AM PHIL FISH, CO-CREATOR OF FEZ, ASK ME ANYTHING : IAmA. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 29 марта 2013.
  7. 1 2 3 Matulef, Jeffrey Fez dated for Steam in early May. Eurogamer (18 марта 2013). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 18 марта 2013.
  8. 1 2 Revore, Jordan Fez will be ported to other platforms, says Polytron. Destructoid (December 31, 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 31 декабря 2012.
  9. 1 2 Woods, Eric Fez Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 2 мая 2012.
  10. Indie Game: The Movie. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  11. January 31 - DemoNight!. International Game Developers Association. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 5 февраля 2012.
  12. Fez Release Date Announced. G4tv.com (March 29, 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 18 апреля 2012.
  13. Sarkar, Samit 'Fez' patch out but 'kinda broken'; Polytron warns against installing it (update). The Verge (22 июня 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 19 июля 2012.
  14. Griffiths, Daniels Nye Console Confusion: Fez Patch Removed, Restored, But Not Updated. Forbes (19 июля 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 19 июля 2012.
  15. Fez, Fish and The Problem with Patching. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 24 июля 2012.
  16. Phil Fish We will gladly take your money today for a fez later  (англ.). Polytron (17 апреля 2013). Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013. Проверено 17 апреля 2013.
  17. Fez - By Disasterpeace. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 18 июня 2012.
  18. http://polytroncorporation.com/fez-original-sound-track-2 Retrieved 2013-01-15.
  19. EDGE Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  20. Eurogamer Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  21. Wishnov, Jason Fez Review for Xbox 360. G4 (12 апреля 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 12 апреля 2012.
  22. GI Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  23. GameSpot Review.
  24. Fez - Review HD. GameTrailers.com (13 April 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 3 мая 2012.
  25. IGN Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 13 апреля 2012.
  26. Gerstmann, Jeff Fez Review. Giant Bomb (April 16, 2012). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 16 апреля 2012.
  27. MetaCritic.
  28. IGN Review. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 13 апреля 2012.
  29. Metacritic summary for Fez. Проверено 9 июня 2012.
  30. Phil Fish What do you mean it's been a year?!?!  (англ.). Polytron (13 апреля 2013). Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013. Проверено 18 апреля 2013.
  31. The 12th Annual Independent Games Festival - 2008 Finalists & Winners. Independent Games Festival. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 7 августа 2011.
  32. The Official IndieCade 2011 Award Winners in All Categories. indiegamereviewer.com (October 9, 2011). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 6 марта 2013.
  33. The 14th Annual Independent Games Festival Laureates. Independent Games Festival. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 13 июня 2012.
  34. Eurogamer's Game of the Year 2012. Eurogamer. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 30 декабря 2012.

Ссылки

Разделы: Компьютерные игры, разработанные в Канаде, Победители Фестиваля независимых игр, Инди-игры, Игры для Xbox 360 Live Arcade, Игры для Xbox 360, Игры для Linux, Платформеры, Игры для Windows, Игры для Mac OS, Компьютерные игры 2012 года
Источник:Википедия [CC-BY-SA]