Игра Half-Life

Half-Life
Обложка для Half-Life
Разработчик
Valve Corporation
Gearbox Software
(порт для PlayStation 2)
Издатели

Земля Valve Corporation
Земля Sierra Studios Локализаторы:

Флаг России «Бука»[1][2]
Часть серии
Half-Life
Даты выпуска
Microsoft Windows
Флаг США 19 ноября 1998[3]
Флаг ЕС 1998
PlayStation 2
Флаг США 14 ноября 2001
Флаг ЕС 30 ноября 2001[4]
Версия
1.1.2.2 (20 февраля 2013)
Жанр
Шутер от первого лица
Возрастные
рейтинги
BBFC: 15
ELSPA: 15+
ESRB: MMature
OFLC (A): MA15+Mature 15+
PEGI: 16+
[5]
Носители
Компакт-диск, DVD или загрузка через Steam
Платформы
Microsoft Windows, PlayStation 2, Linux, Mac OS X
Игровой движок
GoldSource
Режимы игры
Однопользовательская и многопользовательская игра
Системные
требования
Windows 95/98/NT 4.0, процессор 133 МГц, 24 МБ ОЗУ (рекомендуется 32 МБ), текущие требования см. ниже
Управление
Клавиатура, мышь, геймпад

Half-Life («период полураспада») — компьютерная игра в жанре научно-фантастического шутера от первого лица, разработанная Valve Software и изданная Sierra Studios 19 ноября 1998 года для персонального компьютера[3]. Первая игра в серии Half-Life. Технически игра основана на значительно переработанном движке Quake от id Software[6]. В 2001 году студия Gearbox Software портировала Half-Life на игровую приставку Sony PlayStation 2[4]. Также игра разрабатывалась для платформы Sega Dreamcast, но релиз был отменён[7][8]. В 2013 году Valve портировала игру на Linux[9].

Half-Life стала одной из первых игр, в которых сюжет развивается полностью внутри игрового пространства без использования видеозаставок. Игровые издания высоко оценили новаторский стиль повествования, являющийся главным достоинством игры[10][11]. Другой сильной стороной Half-Life называют искусственный интеллект противников[11][12]. Half-Life является одной из первых игр, где у игрока появились союзники. Многие издания отмечают, что Half-Life произвёл революцию в жанре шутера от первого лица и положил начало новому этапу его развития[13][14].

Игра получила множество положительных отзывов от игровой прессы[15][16]. Более 50 игровых изданий признали Half-Life «Игрой года», а журнал PC Gamer трижды называл её «лучшей игрой из когда-либо созданных»[17].

На волне успеха игры были выпущены несколько дополнений: Half-Life: Opposing Force, Half-Life: Blue Shift и Half-Life: Decay. Кроме того, было создано много официальных модификаций, в том числе сетевых: Counter-Strike, Team Fortress Classic, Deathmatch Classic, Day of Defeat, Ricochet. В 2004 году было выпущено продолжение — Half-Life 2, также признанное «Игрой года» большинством изданий.

Игровой процесс

Являясь шутером от первого лица, игра представляет игровой мир глазами главного героя. Игровой процесс не разделён на миссии или этапы, поэтому действие заключается в непрерывном передвижении по целостным локациям, лишь технически разделённым на карты (хотя в середине игры протагониста оглушают солдаты HECU, и он приходит в себя уже в другой локации). Все карты линейны и, как правило, предполагают единственный возможный путь для прохождения. Связанные сюжетом и месторасположением карты объединены в поименованные главы.

Большую часть времени, как и в любом другом шутере, игроку предстоит отстреливаться от врагов. Степень жизнеспособности игрока определяется показателем здоровья и уровнем зарядки защитного костюма. Оба показателя можно восполнить несколькими способами, например, подбирая разбросанные по карте батареи и аптечки, или пользуясь стационарными зарядными станциями. В любое время игроку доступны загрузки и сохранения.

Характерной особенностью геймплея Half-Life является постоянное взаимодействие игрока с окружающей средой. Например, игрок может пододвинуть ящик, чтобы забраться на нужную высоту, или набросать в воду лёгких бочек, чтобы перебраться на противоположный берег. На основе интерактивности окружения построено множество головоломок, которые могут потребовать от игрока сообразительности[18].

Другое проявление интерактивности окружения — возможность использования стационарного оружия, такого как орудие танка или пулемёт. Другой пример использования нестандартного оружия — вызов авиаудара по противнику при помощи задания цели на электронной карте[19]. В качестве транспортного средства выступает вагонетка, поездке на которой посвящена целая глава[20].

Особым элементом геймплея являются так называемые джамп-пазлы. Игроку приходилось прыгать по платформам, корректируя в полёте дальность и направление прыжка. Джамп-пазлы достигли своего апогея в главе «Зен», где игрок прыгает на огромные расстояния по летающим островкам мира чужих при уменьшенной гравитации с «модулем длинных прыжков» на костюме[21].

Противники и союзники

В начальной, ознакомительной части игры, в отношении игрока никто не проявляет агрессию, однако уже в третьей главе в локациях появляются разнообразные противники. Некоторые из них начнут атаковать, как только увидят; другие не проявят агрессию, пока не тронут их. Кроме врагов, иногда встречаются и персонажи, которые могут встать на сторону игрока. Персонажи, встречаемые в игре Half-Life, можно разделить на следующие категории[22]:

  • Враги-пришельцы из пограничного мира Зен. К их числу относятся такие монстры, как хедкрабы, зомбированные ими люди, вортигонты, хаундаи, барнаклы, буллсквиды, тентакли, гаргантюа, снарки, ихтиозавры, пиявки, пехотинцы пришельцев, контроллеры, Гонарч, Нихилант. Также у пришельцев есть лазерная пушка, но она встречается всего один раз в главе «Забудьте о Фримене!».
  • Подразделения армии США, прибывшие в Чёрную Мезу для уничтожения последствий катастрофы и всех её свидетелей. К их числу относятся профессиональные солдаты из спецподразделения HECU и тренированные убийцы — чёрные оперативники. Солдаты HECU располагают большим арсеналом станкового оружия и военной техники (как наземной, так и воздушной). Они начинают сразу атаковать врага, если заметят его. В Чёрной Мезе также есть пулемётные установки, которые активируются, если задеть луч красного лазера или подойти вплотную.
  • Гражданские лица — сотрудники центра, которые до катастрофы были коллегами Фримена, а после стали его союзниками. Охранники обеспечивают огневую поддержку и имеют доступ к закрытым для игрока помещениям. У учёных также есть определённый уровень допуска, позволяющий им делать доступными игроку помещения, пройдя сканирование сетчатки глаза. К тому же, если игрок сильно ранен, они могут подлечить его.
В этой сцене игрок должен пересечь водохранилище по плотине, охраняемой вертолётом Апач и группой солдат HECU.

Оружие

Арсенал оружия в Half-Life представляет собой комбинацию из земного и инопланетного вооружения[23]. Кроме изредка доступных турелей и стационарных орудий, игрок использует для уничтожения врагов носимые с собой 14 видов оружия. Многие из них имеют также альтернативный режим стрельбы. Единственным оружием ближнего боя является монтировка, которая стала символом Гордона Фримена и всей серии игр[24]. Из огнестрельного оружия присутствуют пистолет Glock 17, револьвер Colt Python, пистолет-пулемёт MP5 с подствольным 40-мм гранатомётом M203, дробовик Franchi SPAS-12 и РПГ ATGM-4000, а снайперское оружие заменяет арбалет с оптическим прицелом[25][26]. Инопланетное оружие представлено стреляющим самонаводящимися «осами» биологическим ружьём и маленькими плотоядными снарками (назваными в честь персонажа поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»[23]), которые без разбору атакуют все наземные цели. Во второй половине игры Фримен раздобывает мощное экспериментальное оружие: тау-пушку и глюонную пушку. Также игрок может использовать против скоплений врагов взрывчатые боеприпасы типа осколочной гранаты и радиоуправляемого фугаса, а лазерные мины-ловушки позволяют организовывать опасные ловушки для противников.

Сетевая игра

Сетевая игра в Half-Life включает командный и одиночный Deathmatch-режимы. В многопользовательском режиме были изменены некоторые параметры оружия для большей сбалансированности и динамичности игры, в частности, была увеличена отдача тау-пушки.

Сюжет

История игры рассказывается без помощи видеовставок, разрывов во времени и подобных им приёмов. Развитие сюжета происходит при помощи скриптовых сцен, функционирующих непосредственно внутри игрового действия. Игровой процесс и подача сюжета при таком подходе образуют единое целое. Игра не разделена на уровни или миссии; деление игрового мира на карты вызвано техническими ограничениями. За всеми событиями игрок наблюдает глазами главного героя — Гордона Фримена. Выслушивая очередной монолог или же наблюдая за важным сюжетным событием, игрок не утрачивает контроль над главным героем, за исключением нескольких скриптовых сцен. В то же время самого персонажа нельзя увидеть со стороны или услышать его голос. Все эти приёмы способствуют погружению игрока в игровую реальность, создавая эффект присутствия[27].

Большое влияние на сюжетную линию и угнетающую атмосферу Half-Life оказал сериал «За гранью возможного», особенно серия «Пограничная полоса», а концепция игры родилась под впечатлением от повести Стивена Кинга «Туман» и сериала «Секретные материалы»[23].

Предыстория и завязка сюжета

Каскадный резонанс, в который попадает Гордон Фримен

Действие игры происходит в недрах горы, расположенной в американском штате Нью-Мексико[28]. Именно там по сюжету находится федеральный исследовательский центр гигантских размеров, ставший местом проведения сверхсекретных исследований. Действующий персонаж игры — молодой талантливый научный сотрудник Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов. Обладая средним уровнем допуска, учёный не подозревает о том, какие опасности таит в себе предстоящая работа. Однажды утром Гордона направляют в тестовую камеру для проведения стандартного анализа кристалла. Последствия эксперимента, однако, оказываются катастрофическими[29].

Лаборатория «Лямбда» — часть «Чёрной Мезы» — проводила исследования в области телепортации. Они нашли способ открыть портал в пограничный мир, где обнаружили не только новые формы жизни, но и весьма странные кристаллы, представляющие научный интерес. Учёные посылали в Зен исследовательские отряды за этими кристаллами (позже в Зене игрок обнаруживает трупы членов отрядов, около которых лежит боевой арсенал), которые с боями отбивали их у коренных обитателей. Именно поэтому сотрудники «Чёрной Мезы», которые по штату должны носить защитные костюмы H.E.V., проходят тренировки по использованию оружия. Однажды в руки исследователей попал самый чистый и нестабильный кусок кристалла. Кристалл был передан в Лабораторию аномальных материалов, где работал Фримен, для дальнейших исследований. Но в процессе анализа вышел из строя один из суперкомпьютеров, что привело к неправильной обработке кристалла и спровоцировало его нестабильность. Но вышестоящее руководство решило не прерывать эксперимент. Позже, можно услышать, как один из учёных, стоящих рядом с этим суперкомпьютером говорил другому: «Почему они не послушали?! Мы же пытались предупредить их…». Кристалл, как часть чужого мира, стал «мостом» между двумя мирами.

В процессе проведения эксперимента, земное пространство и пространство параллельного мира начали перекрещиваться между собой, что демонстрируется игроку тем, что Фримена «швыряет» то в пограничный мир, то обратно на Землю. Сразу после катастрофы через пробитый пространственный барьер в исследовательский центр попадают существа другой цивилизации из параллельного измерения, называемого Зен (англ. Xen). Начинается паника. Пришельцы из параллельного мира ведут себя крайне враждебно по отношению к учёным из Чёрной Мезы, почти весь персонал истреблен. Резонанс кристалла спровоцировал сильный локальный толчок, который вызвал разрушения некоторых конструкций центра и вывел из строя технику и электронику лаборатории. Вышедший из-под контроля эксперимент пытаются остановить военные. Для локализации и устранения угрозы в Чёрную Мезу направляются специальные военные подразделения, которые параллельно зачищают территорию комплекса и от пришельцев, и от выживших свидетелей. Гордон, оказавшись облачённым в защитный костюм, пытается спастись и выбраться из исследовательского комплекса[30].

Главы

Названия многих перечисленных ниже глав, как и самой серии, представляют собой игру слов с физической и математической терминологией. Например, «Residue Processing» означает также вычисление интегралов на комплексной плоскости с помощью вычетов.

  1. Black Mesa Inbound (Прибытие в Черную Мезу) — Гордон Фримен прибывает в Чёрную Мезу для работы в лаборатории аномальных материалов. Вся глава состоит из поездки Фримена на монорельсовом поезде, в течение которой он может составить впечатление об общем облике и масштабах исследовательского центра[31].
  2. Anomalous Materials (Аномальные материалы) — Фримен получает защитный костюм H. E. V., необходимый для работы в опасных условиях, и направляется в тестовую камеру для участия в важном эксперименте. В ходе опыта с изучаемым кристаллом, в камере происходит неконтролируемое явление, названное учёными «каскадным резонансом» (англ. resonance cascade)[32].
  3. Unforeseen Consequences (Непредвиденные последствия) — Фримен оказался в числе выживших после ужасной катастрофы, исказившей до неузнаваемости облик исследовательского центра. В Чёрную Мезу начали телепортироваться инопланетные существа, ведущие себя крайне агрессивно. В этой ситуации Илай Вэнс просит Гордона выбраться на поверхность и вызвать помощь[33].
  4. Office Complex (Офисный комплекс) — отбиваясь от пришельцев, Гордон Фримен пытается добраться до поверхности, пользуясь помощью выживших учёных и охранников[34].
  5. «We’ve Got Hostiles» («Мы встретили неприятеля») — Гордон выясняет, что помощь уже здесь — правительство выслало военные силы, которым дано задание — уничтожить все следы эксперимента и всех его свидетелей. Гордон выбирается на поверхность, но высадка десанта вынуждает его искать другой путь, в недрах комплекса. По словам одного из выживших учёных, единственный путь к спасению — комплекс «Лямбда», куда Гордон теперь намеревается добраться[35].
  6. Blast Pit (Воронка от взрыва) — путь через шахту для испытаний реактивного двигателя преграждает гигантское существо с тремя щупальцами — тентакл. Для достижения цели Фримену приходится восстановить подачу топлива, окислителя и энергии к двигателю и выжечь эту внеземную форму жизни испытательным запуском[36].
  7. Power Up (Подача питания) — дальнейший путь к комплексу «Лямбда» лежит через железную дорогу, но генератор питания отключен. Фримену предстоит обеспечить подачу энергии к рельсам, между делом уничтожив огромную инопланетную тварь — Гаргантюа. Гордон заманивает существо к неисправному генератору, где оно погибает от разряда[37].
  8. On A Rail (По рельсам) — продвижение Фримена по железной дороге осложняется постоянными стычками монстров и военных. Один из уцелевших охранников сообщает Гордону, что команде «Лямбда» для наведения порядка в Чёрной Мезе необходим спутник на орбите. Гордон, следуя новой цели, добирается до ракетного комплекса и запускает космический аппарат[38].
  9. Apprehension (Задержание) — перед тем, как Фримен продолжит путь, ему предстоит убить опасного водного пришельца — ихтиозавра. В конце главы Гордон впервые сталкивается с таинственными чёрными оперативниками. Сразу после этого военным удаётся взять его в плен. Чтобы избавиться от Фримена, солдаты сбрасывают его в мусорный пресс[39].
  10. Residue Processing (Переработка отходов) — Фримену удаётся выбраться из мусоросборника. Выход из комплекса переработки отходов заблокирован прилипалами, а оружия у Фримена нет, кроме монтировки. Ему приходится пройти путём, который проходят перерабатываемые отходы[40].
  11. Questionable Ethics (Сомнительная этика) — Фримен пробирается через секретные лаборатории, где изучались существа из параллельного мира Зен. Спасая несколько учёных, оказавшихся блокированными в комплексе, Гордон продолжает свой путь и выбирается на поверхность[41].
  12. Surface Tension (Поверхностное натяжение) — на поверхности дела обстоят ничуть не лучше, чем под землёй. Фримен уничтожает несколько военных машин и вертолётов, пробирается через заминированное здание, и, воспользовавшись системой наведения, вызывает несколько мощнейших авиаударов, чтобы убить ещё одного Гаргантюа и вскрыть запечатанный проход к комплексу «Лямбда»[42].
  13. «Forget About Freeman!» («Забудьте о Фримене!») — военные начинают эвакуацию, осознав, что бороться с пришельцами грубой силой бессмысленно. Покинутая ими Чёрная Меза подвергается массированной бомбардировке с воздуха. В общей неразберихе Фримен пробивает себе путь к комплексу «Лямбда»[43].
  14. Lambda Core (Ядро Лямбды) — оказавшись в Лямбда-комплексе, Фримен включает ядерный реактор и восстанавливает подачу энергии, что делает возможным открытие портала прямо в Зен. Как объясняют учёные команды «Лямбда», сила какого-то могущественного существа на другой стороне не позволяет закрыть межпространственные порталы и избавиться от последствий каскадного резонанса. Задача Гордона заключается в том, чтобы найти и уничтожить это существо[44].
  15. Xen (Зен) — Фримен попадает в загадочный и опасный мир пришельцев, состоящий из парящих над бездной органических скал-островов. Отбиваясь от немногочисленных представителей местной фауны, Гордон находит телепорт, позволяющий двигаться дальше[45].
  16. Gonarch’s Lair (Логово Гонарча) — продвижение Фримена прервано огромной паукообразной тварью, Гонарчем, маткой, извергающей десятки маленьких личинок хедкрабов[46].
  17. Interloper (Нарушитель) — по мере продвижения Фримену начинают противостоять разумные существа Зена. Пробираясь по территории пришельцев, Гордон обнаруживает, что основное население мира, рабы-вортигонты, не враждебны до тех пор, пока рядом не появятся контроллёры. В завершение Фримен оказывается на огромном инопланетном заводе по производству солдат, где и находит последний телепорт[47].
  18. Nihilanth (Нихилант) — Фримен добирается до того самого существа, которое мешает закрыться пространственному разлому — надсмотрщика над Зеном, Нихиланта. Тот пытается уничтожить учёного, атакуя его снарядами, напоминающими молнии или искры, и направляя на него порталы. Последние телепортируют Гордона в различные опасные места Зена. Отбиваясь от Нихиланта, контроллеров и вортигонтов, Гордон уничтожает кристаллы, восстанавливающие жизненную силу лидера пришельцев, а затем и самого Нихиланта. После этого гибель самого Фримена в обрушивающейся комнате, казалось бы, неминуема, но его спасает загадочный человек с кейсом — G-Man[48].
  19. Endgame (Конец игры) — Гордон Фримен оказывается в таком же вагончике, в котором он совершал поездку по территории исследовательского центра «Черная Меза» во вступительной части игры. Вагончик словно несётся сквозь пространство и время, а перед Фрименом стоит G-Man.
G-Man предлагает Гордону Фримену работать на него

При этом загадочный человек говорит Фримену, что он доволен его действиями, и уже предложил кандидатуру Гордона своему начальству, и что он успешно выполнил свою работу в Чёрной Мезе. Далее G-Man предлагает Фримену и в дальнейшем работать на него добровольно. Шагнув в телепорт за открывшейся дверью вагончика, Фримен принимает предложение о работе, и G-Man помещает учёного в стазис, где тот ожидает своего возвращения во второй части игры. В противном же случае, безоружный Гордон телепортируется в неизвестное место Зена, оказавшись окружённым бесчисленным количеством чудовищ из чужого мира. Любой осуществлённый выбор приводит к логическому завершению Half-Life[48].

Сюжет продолжения, игры Half-Life 2, предполагает, что Гордон принял предложение G-Man[49].

В определённых локациях учёные и охранники важны для прохождения игры — без их помощи невозможно открыть некоторые двери — и если убить такого персонажа, то на экране появляется буквально следующее — «Объект: Фримен. Статус: оценка способностей прекращена. Посмертное заключение: объект не смог эффективно использовать человеческие ресурсы для достижения цели.» и игра закончится.

Разработка

Half-Life стала первой разработкой студии Valve Software, основанной в 1996 году выходцами из Microsoft — Майклом Харрингтоном и Гейбом Ньюэллом[51]. Их мечтой было сделать страшный 3D-шутер, для этой цели они даже лицензировали у id Software движок Quake[52]. Поначалу компании было трудно найти издателя, многие считали их проект «слишком амбициозным» для студии, возглавляемой новичками в игровой индустрии. Но Sierra On-Line была очень заинтересована изданием 3D-Action-игры, особенно созданной на основе движка Quake, и быстро взяла Valve под своё крыло[53].

Оригинальным названием Half-Life было «Quiver» («дрожь»). Quiver представляла собой историю про Ивана Космобайкера, который попал в космическую военную лабораторию, захваченную инопланетянами, и вынужден был обороняться, чтобы выжить. Эта идея была вдохновлена повестью Стивена Кинга «Туман» (англ. The Mist)[54]. Гейб Ньюэлл объяснял в интервью, что название «Half-Life» было выбрано потому, что оно подходило под общую картину игры, не являлось клише и имело свой символ — греческую букву «λ» (лямбда), обозначающую константу в уравнениях радиоактивного полураспада (англ. half-life). Впрочем, одним из вариантов названия также было «Half-Death»[23] — «полусмерть», по аналогии с «half-life», что буквально означает «полужизнь изотопа»).

Все карты, представленные в игре, сначала рисовались на бумаге группой дизайнеров, программистов и аниматоров, задачей которых было сделать интересные уровни, и при этом в полную силу использовать все доступные Valve технологии[23].

Первоначально охранники и учёные, работавшие в исследовательском центре «Чёрная Меза», где происходит действие игры, должны были быть противниками игрока. Разработчик искусственного интеллекта Стив Бонд использовал их для проведения экспериментов над командным поведением врагов. Он заставлял охранников следовать за игроком, вместо того чтобы с ним сражаться — так было легко проверять их способности к навигации в пространстве. Однако разработчикам так понравилась необычная для того времени идея с союзниками игрока, что в результате роль Фримена была изменена, а сама игра подверглась полной переработке[23].

Впервые Half-Life была продемонстрирована публично в 1997 году на всемирной игровой выставке E3. Half-Life стала настоящим хитом выставки. Система анимации и игровой искусственный интеллект для того времени казались чем-то невероятным[55].

В августе 1997 года Valve наняла писателя-фантаста Марка Лэйдлоу, известного по романам Kalifornia и The 37th Mandala, для работы над сюжетом и персонажами игры[54]. Half-Life первоначально предполагалось выпустить в конце 1997 года ради конкуренции с Quake II, но тогда в Valve решили, что игра ещё не готова к выпуску[56].

В 2003 году в разделе «Making Of…» журнала Edge Гейб Ньюэлл затронул тему трудностей, связанных с дизайном уровней на раннем этапе разработки игры. Дизайнерами постоянно собирался уровень, включающий в себя все оружие, всех врагов, скриптовые сцены. Этот единственный уровень вдохновлял студию для продолжения работы над игрой, поскольку разработчики видели плод своих трудов и могли чувствовать, как далеко они продвинулись. В результате, студия полностью закончила доработку интеллекта монстров и все уровни в год выхода игры. На E3-1998 Half-Life получила награды от игровых критиков как «Лучшая РС игра» и «Лучшая action-игра»[56]. Дата выхода ещё несколько раз переносилась, пока, наконец, игра не вышла в ноябре 1998 года[57].

Приём игроков и критиков

Рецензии
Зарубежные издания
Издание Оценка
Allgame 5 из 5 звёзд[58]
Edge 9 / 10[59]
GameSpot 9.4 / 10[60]
IGN 9.5 / 10[61]
Computer Gaming World 5 из 5 звёзд[62]
Российские издания
Издание Оценка
Absolute Games 95 %[63]
Рейтинг на основании нескольких рецензий
Агрегатор Рейтинг
Game Rankings 94.28% (PC)[64]
83.23 % (PS2)[65]
GameStats 9.3 / 10[66]
Metacritic 96/100 (PC)[67]
87/100 (PS2)[68]
MobyRank 94 / 100[69]

Half-Life была принята игроками позитивно, получила множество положительных отзывов и наград. К моменту выхода сиквела игра была признана культовой[70]. По состоянию на 16 ноября 2004 года было продано восемь миллионов копий игры[71], а к 2008 году было продано уже 9,3 миллиона копий[72].

Half-Life получила хорошие оценки от большинства критиков, что подтверждает совокупный балл 96 из 100 на агрегаторе отзывов Metacritic[15]. Джефф Грин в Computer Gaming World писал, что игра «не просто одна из лучших игр года. Это одна из лучших игр за все годы, классика, в тысячу раз лучшая любого непосредственного конкурента, а также — говоря об одиночном режиме — лучший шутер со времён Doom»[62]. IGN описал её как «демонстрсистемыация мастерства в игровом дизайне, определяющая однопользовательская игра среди шутеров от первого лица»[61]. IGN также включил Half-Life в десятку игр, оказавших наибольшее влияние на развитие видеоигр[73]. GameSpot утверждал после выхода игры, что она была ближе всех к совершению революционного прорыва в жанре, чем какие-либо другие до неё[60], а в 2007 году Half-Life была включёна в список величайших игр всех времён по версии GameSpot[74]. В 2004 году GameSpy провёл опрос читателей сайта для определения величайшей игры всех времён, Half-Life и здесь уверенно победила, обойдя в финале Super Mario Bros. 3[75].

Захватывающее погружение в игру и интерактивное окружение были названа несколькими рецензентами революционными. Allgame писал: «Не каждый день вы столкнётесь с игрой, которая совершает революцию в жанре, а Half-Life делает именно это»[58]. Hot Games, комментируя реализм и игровое окружение, писал: «всё это поднимает игровые впечатления на совершенно захватывающий уровень, остальные игры теперь выглядят по сравнению с ней довольно низкокачественными»[76]. В обзоре на сайте Absolute Games рецензент заключил, что Half-Life стала представителем следующего этапа развития 3D-шутеров, а после его выхода разрабатывать бессюжетные шутеры станет «некрасиво и невыгодно»[63].

Многие критики особенно отметили проработку игрового искусственного интеллекта противников. В IGN похвалили в первую очередь слаженные действия солдат HECU: «просто удивительно, как хорошо может быть реализован искусственный интеллект, и он, вероятно, стоит того, чтобы играть в Half-Life лишь ради сражений с пехотинцами»[61]. В обзоре журнала Edge отмечено наличие самых неожиданных выходок противников, а инопланетные монстры и чёрные оперативники «наделены лучшим ИИ, который когда либо был в PC-играх»[59]. Рецензент Absolute Games назвал искусственный интеллект довольно интересным, хоть и не идеальным, указав на заметное значение системы логических триггеров, в случае сбоя которой противники находятся в замешательстве и неадекватно реагируют на протагониста[63].

Кроме многочисленных похвал некоторые стороны игры получили негативные отзывы отдельных критиков. Особенно это касается заключительной части игры c отправкой игрока в Зен, например, в рецензии на Just RPG пишется, что это похоже просто на попытку затянуть игру ещё примерно на час и излишне отдаляет сюжет от реальности[77]. Нелюбовь некоторых игроков и критиков к Зену можно объяснить тем, что резкая смена обстановки лишает игрока части предыдущего опыта решения головоломок, заставляет под конец игры изучать новые приёмы (например, длинные прыжки с использованием специального модуля)[78].

Портирования

В 2001 году Half-Life был портирован на PlayStation 2 усилиями студии Gearbox Software[15]. Эта версия игры имела значительно улучшенные модели персонажей, оружия, дополненные и расширенные уровни. Также версия для PS2 имела возможность игры вдвоём и позже получила кооперативное дополнение, называемое Half-Life: Decay, которое позволяло игрокам играть за двух женщин-учёных, Доктора Кросс и Доктора Грин из Чёрной Мезы.

Версии для Apple Macintosh, которая была вполне готова, так и не вышла в свет[79][80]. Данный порт был отменён из-за несовместимости с Windows-версией мультиплеера. Создатели также поняли, что моды для PC-версии Half-Life не подходят к Macintosh-порту.

Для работы над портом для Sega Dreamcast Valve и Sierra наняли Gearbox Software. На ECTS в 2000 году игра была показана для широкой публики во вполне играбельном варианте, разработчики Рэнди Пичфорд и Брайан Мартел появились на выставке для раздачи интервью и представления игры. Тем не менее, игра не была выпущена[81]. Через год Sierra On-Line покажет порт для PlayStation 2 на Е3 2001.

Несмотря на то что официально данный порт не выходил, dreamcast-версия всё же просочилась в Интернет; она поставлялась вместе с полными версиями Half-Life и Blue Shift, обе с ранней версией High Definition Pack (HD-пакет, вышедший позже и улучшающий графику игр в серии HL). Порт представлял собой довольно недоработанный продукт c невысокой частотой кадров (FPS) и длинными частыми загрузками (около двадцати секунд каждая). Самое серьёзное — проблемы с сохранениями (по недосмотру разработчиков игра корректно сохраняется только на оригинальных картах памяти — с экраном (VMU), на прочих же чаще всего выводилась надпись «игра не записана»). Также игра при долгом прохождении иногда зависает с ошибкой.

Консоль поддерживала периферийные устройства: мышь и клавиатуру. Но если игроком использовался геймпад, игра включала авто-прицеливание: если враг оказывался рядом с прицелом игрока, прицел автоматически наводился и следил за врагом, облегчая стрельбу. Игра не имела мультиплеера и ограничения насилия (игроки не могли выключить кровавые ошметки). Также имелась интересная возможность использовать пароли; из трёх слов пользователь должен был составлять различные фразы, например, «Отис Любит Dreamcast» (Otis Loves Dreamcast) — режим неуязвимости, «Страх и Гравитация» (Fear and Gravity) — перейти в Зен, или «Барни Идёт на Работу» (Barney Goes To Work — пропустить вступление в Blue Shift и начать игру[82].

Последующие разработки

Адд-оны

Для оригинальной Half-Life были выпущены три дополнения от Gearbox Software: первый это Half-Life: Opposing Force (1999), второй Half-Life: Blue Shift (2001) и последний Half-Life: Decay (2001). Сюжеты основной игры и её официальных аддонов очень плотно переплетаются между собой. События, произошедшие в основном сюжете, отражаются и в аддонах. В некоторых местах можно увидеть Гордона буквально в шаге от себя или прыгающего в портал. По замыслу, все события — и основного сюжета и официальных аддонов — происходят одновременно, в результате чего пути героев могут пересекаться, а события влиять как на один аддон, так и на другой.

Opposing Force — возвращает игрока в Чёрную Мезу, но в этот раз игрок играет роль одного из спецназовцев (Адриана Шепарда), которых Гордон уничтожал в больших количествах в оригинальной игре. Аддон добавляет несколько новых видов оружия, несколько моделей, новые карты и сюжет. Это дополнение меньше Half-Life: 11 глав против 18 в оригинале.

В Blue Shift игрок выступает в роли охранника Барни.

Blue Shift — даёт возможность поиграть уже за охранника Чёрной Мезы, Барни Калхауна (это дополнение изначально разрабатывалось для Dreamcast-версии, но после её отмены было выпущено на РС). Blue Shift добавляет High Definition Pack, улучшающий внешний вид Half-Life и Opposing Force (в частности, увеличивает количество полигонов в моделях и добавляет более качественные текстуры). Blue Shift — сравнительно небольшое дополнение, даже по сравнению с Opposing Force.

Decay — дополнение предполагает кооперативную игру двух игроков, которые вместе сражаются и разгадывают загадки. 23 сентября 2008 года группой украинских энтузиастов была выпущена модификация, представляющая собой неофициальный порт с PlayStation 2 на PC[83].

В 2000 году был выпущен Half-Life Platinum Collection[84]. Он включал:

  • Half-Life
  • Counter-Strike
  • Team Fortress Classic
  • Half-Life: Opposing Force

Позже, в 2002 году, сборник был переиздан с добавленным в него Half-Life: Blue Shift.

В 2005 году был выпущен новый сборник «Half-Life 1 Антология», содержащий Half-Life, два официальных дополнения и Team Fortress Classic[85].

Сиквел

Продолжение, Half-Life 2, впервые было продемонстрировано на E3 в мае 2003 года, что вызвало вспышку интереса к игре. В нём игрок снова играет Гордоном Фрименом, на этот раз через 20 лет после инцидента в Чёрной Мезе, в дистопическом городе из Восточной Европы «Сити-17», где он должен сражаться вместе с повстанцами против тоталитарного режима — Альянса. После ряда задержек Half-Life 2 был выпущен 16 ноября 2004 года[86]. Сиквел также получил преимущественно позитивные оценки от критиков и геймеров[87], не менее 39 изданий признало Half-Life 2 игрой года[88].

Моды

Благодаря открытой архитектуре движка Quake, позволяющей быстро изменять игровые параметры, поклонники игры создали большое количество модификаций. В них игроку предлагается изменённое оружие, новые враги и уровни, а также отдельные игры с собственным сюжетом, связанные с Half-Life только общими игровыми ресурсами. Valve не препятствовала созданию сторонних модов и даже выпустила комплект средств разработки, включающий в себя редакторы текстур, моделей и уровней, которые были специально созданы или обновлены для работы с Half-Life[89].

SDK для Half-Life использовался в разработке ряда многопользовательских модов, таких как Counter-Strike, Team Fortress Classic (TFC), Day of Defeat (DOD), Deathmatch Classic (DMC) и других. TFC и DMC изначально были штатными разработками Valve Software; Counter-Strike, DOD и некоторые другие, создавать которые начали независимые разработчики, получили поддержку от Valve позже. Существовал также, например, бесплатный командный многопользовательский мод с названием Underworld Bloodline, созданый для продвижения фильма «Другой мир»[90].

Ремейки

В 2004 году Valve выпустила переиздание первой части на базе игрового движка второй, носящее название Half-Life: Source. Более современный движок позволил улучшить некоторые эффекты, например, значительно реалистичнее выглядят водные поверхности и эффекты от попадания пуль, однако из-за использования текстур и моделей из оригинальной игры графика коренным образом не улучшилась[91]. Задачу переноса игры на движок Source с целью значительного улучшения графики и сохранения оригинальной атмосферы решили выполнить независимые разработчики. Проект под названием Black Mesa в течение восьми лет находился в стадии разработки[92], лишь 14 сентября 2012 года первая часть игры (гла́вы до Зена) стала доступна для бесплатной загрузки на официальном сайте проекта, а заключительную часть разработчики планируют выпустить в виде другого мода[93][94].

Саундтрек

Саундтрек Half-Life написан композитором Келли Бэйли.

  • 1. «Adrenaline Horror» — 02:09
  • 2. «Vague Voices» (Black Mesa Inbound) — 02:11
  • 3. «Klaxon Beat» — 01:00
  • 4. «Space Ocean» (Echoes of a Resonance Cascade) — 01:36
  • 5. «Cavern Ambiance» (Zero Point Energy Field) — 01:39
  • 6. «Apprehensive Short» — 00:23
  • 7. «Bass String Short» — 00:08
  • 8. «Hurricane Strings» (Neutrino Trap) — 01:33
  • 9. «Diabolical Adrenaline Guitar» (Lambda Core) — 01:44
  • 10. «Valve Theme [Long Version]» (Hazardous Environments) — 01:22
  • 11. «Nepal Monastery» — 02:08
  • 12. «Alien Shock» (Biozeminade Fragment) — 00:36
  • 13. «Sirens in the Distance» (Triple Entanglement) — 01:12
  • 14. «Nuclear Mission Jam» (Something Secret Steers Us) — 02:00
  • 15. «Scared Confusion Short» — 00:16
  • 16. «Drums and Riffs» (Tau-9) — 02:03
  • 17. «Hard Technology Rock» — 01:40
  • 18. «Steam in the Pipes» (Negative Pressure) — 01:55
  • 19. «Electric Guitar Ambiance» (Escape Array) — 01:24
  • 20. «Dimensionless Deepness» (Dirac Shore) — 01:24
  • 21. «Military Precision» — 01:20
  • 22. «Jungle Drums» — 01:49
  • 23. «Traveling Through Limbo» (Singularity) — 01:17
  • 24. «Credits / Closing Theme» (Tracking Device) — 01:39
  • 25. «Threatening Short» (Xen Relay) — 00:37
  • 26. «Dark Piano Short» — 00:17
  • 27. «Sharp Fear Short» — 00:06

Замечание: Большинство композиций переименованы и включены в оригинальный саундтрек Half-Life 2; названия в скобках являются названиями этих же композиций в Half-Life 2 OST. На композиции 2, 12, 13 и 24 были сделаны ремиксы для сиквела.

Примечания

  1. Юрий Цуканов Бука: официальный издатель игр Valve на территории России. Half-Life Inside (18/11/2005). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013. Проверено 15 февраля 2013.
  2. Антология Half-Life 1. «Бука». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013. Проверено 15 февраля 2013.
  3. 1 2 Half-Life (1998) Windows release dates  (англ.). MobyGames. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013. Проверено 15 февраля 2013.
  4. 1 2 Half-Life для PS2  (англ.). IGN. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  5. Half-Life for Windows (1998) Rating Systems — MobyGames. MobyGames. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 24 мая 2011.
  6. Последние часы Half-Life. Часть третья. Отличие Valve  (рус.). Half-Life Inside. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  7. Not Given Half A Chance: The Cancellation of Half-Life  (англ.). GameSpot. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  8. Half-Life for the Dreamcast officially cancelled  (англ.). IGN. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  9. Константин Ходаковский Valve перенесла оригинальный Half-Life на Linux. 3DNews Daily Digital Digest (25.01.2013). Проверено 6 февраля 2013.
  10. Stories Of Gaming: An Essential 50 Recap  (англ.). 1UP. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  11. 1 2 Half-Life Review  (англ.). The Adrenaline Vault. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  12. Half-Life Review  (англ.). GameOver. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  13. Half-Life Review  (англ.). MyGamer. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  14. Half-Life Review  (англ.). GameSpot. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  15. 1 2 3 Half-Life (pc: 1998) Reviews  (англ.). Metacritic. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  16. Half-Life Reviews  (англ.). GameRankings. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  17. About Valve  (англ.). ValveSoftware.com. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  18. Half-Life Review. Рецензия Half-Life на сайтеMyGamer.
  19. Глава XII. Surface Tension. Planet Half-Life
  20. Глава VIII. On the Rail. Planet Half-Life
  21. Глава XV. Xen. Planet Half-Life.
  22. Mitchell, Heather. Half-Life instruction manual. Valve Software, 1998. — P. 20-21
  23. 1 2 3 4 5 6 Hodgson, David Half-Life 2: Raising the Bar. — Prima Games, 2004. — ISBN ISBN 0-7615-4364-3
  24. ТОП-10: Твой выбор. Самое бесполезное оружие в играх. PlayGround.ru (01.08.2012). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 27 августа 2012.
  25. Half-Life Weapons  (англ.). Planet Half-Life. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 27 августа 2012.
  26. Mark A. Ayen, Roy Cowan and Sébastien Andrivet HALF-LIFE Weapons and Equipment v3  (англ.). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 27 августа 2012.
  27. Stories Of Gaming: An Essential 50 Recap. 1UP.com.
  28. Mitchell, Heather. Half-Life instruction manual. Valve Software, 1998. — P. 2.
  29. Официальный сайт Half-Life (архив). Обзор сюжета Half-Life.
  30. The Story So Far. Обзор сюжета Half-Life на официальном сайте Episode One
  31. Глава I. Opening Sequence. Planet Half-Life
  32. Глава II. Anomalous Materials. Planet Half-Life
  33. Глава III. Unforeseen Consequences. Planet Half-Life
  34. Глава IV. Office Complex. Planet Half-Life
  35. Глава V. We’ve Got Hostiles. Planet Half-Life
  36. Глава VI. Blast Pit. Planet Half-Life
  37. Глава VII. Power Up. Planet Half-Life
  38. Глава VIII. On the Rail. Planet Half-Life
  39. Глава IX. Apprehension. Planet Half-Life
  40. Глава X. Residue Processing. Planet Half-Life
  41. Глава XI. Questionable Ethics. Planet Half-Life
  42. Глава XII. Surface Tension. Planet Half-Life
  43. Глава XIII. Forget about Freeman. Planet Half-Life
  44. Глава XIV. Lambda Core. Planet Half-Life
  45. Глава XV. Xen. Planet Half-Life
  46. Глава XVI. Gonarch’s Lair. Planet Half-Life.
  47. Глава XVII. Interloper. Planet Half-Life
  48. 1 2 Глава XVIII. Nihilanth. Planet Half-Life
  49. Half-Life 2 Story Guide. Обзор сюжета Half-Life 2 на сайте Half-Life Fallout.
  50. Half-Life at Steam. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 18 февраля 2013.
  51. Final Hours of Half-Life: The Microsoft Millionaires. Gamespot. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 12 сентября 2006.
  52. The Final Hours of Half-Life: The id visit. Gamespot. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 12 сентября 2006.
  53. The Final Hours of Half-Life: The Right E-mail, the Right Time. Gamespot. Проверено 14 сентября 2006.
  54. 1 2 The Final Hours of Half-Life: The Valve Difference. Gamespot. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 14 сентября 2006.
  55. The Final Hours of Half-Life: The Public Debut. Gamespot. Проверено 14 сентября 2006.
  56. 1 2 The Final Hours of Half-Life: Reassembling the Pieces. Gamespot. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 14 сентября 2006.
  57. The Final Hours of Half-Life: Reassembling the Pieces. Gamespot. Проверено 14 сентября 2006.
  58. 1 2 Half-Life review  (англ.). Allgame. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 26 августа 2012.
  59. 1 2 Half-Life Review  (англ.). Edge (1998). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013. Проверено 14 февраля 2013.
  60. 1 2 Ron Dulin Half-Life Review  (англ.). Gamespot (20.11.1998). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 23 августа 2012.
  61. 1 2 3 Half-Life  (англ.). IGN (26.11.1998). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  62. 1 2 Джефф Грин Half-Life  (англ.). Computer Gaming World (01.02.1999). Архивировано из первоисточника 16 августа 2000.
  63. 1 2 3 Алексей Артеменко Half-life // Рецензия. AG.ru (23.11.1998). Проверено 26 августа 2012.
  64. Half-Life for PC  (англ.). GameRankings. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 18 декабря 2011.
  65. Half-Life for PlayStation 2  (англ.). GameRankings. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 8 апреля 2012.
  66. GameStats: Half-Life Cheats, Reviews, News  (англ.). GameStats. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 2 сентября 2012.
  67. Half-Life for PC  (англ.). MetaCritic. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 3 ноября 2011.
  68. Half-Life for PlayStation 2  (англ.). MetaCritic. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 3 ноября 2011.
  69. Half-life for Windows (1998) - MobyGames  (англ.). MobyGames. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 2 сентября 2012.
  70. Смит, Марк. Game Chronicles — Review (Half-Life 2)  (англ.). Game Chronicles (15 января 2005 года). Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 15 апреля 2009.
  71. Mike Musgrove Half-Life 2's Real Battle  (англ.). Washington Post (16.11.2004). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  72. Chris Remo Valve's Lifetime Retail Sales For Half-Life, Counter-Strike Franchises  (англ.). Gamasutra (03.12.2008). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  73. Ryan Geddes & Daemon Hatfield IGN's Top 10 Most Influential Games  (англ.). IGN. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  74. Gamespot Hall of Fame  (англ.). Gamespot. Проверено 23 августа 2012.
  75. Gamespy Title Fight! - Championship Final  (англ.). Gamespy.com. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 23 августа 2012.
  76. Half-Life review. Hot Games. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2003. Проверено 30 марта 2008.
  77. Nimish Dubey Half-Life Review  (англ.). Just RPG. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  78. Kyle Mann The Xen Files: Half-Life  (англ.). DeltaGamer (03.01.2012). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  79. Sierra Studios — MEDIA ALERT — FOR IMMEDIATE RELEASE
  80. AppleLinks — Valve Kills Half-Life for Mac
  81. IGN Article on Dreamcast port cancellation. IGN. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 30 июля 2006.
  82. Half-Life cheats  (англ.). gamewinners.com. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 21 сентября 2012.
  83. Релиз Half-Life: Decay на PC. HL-Inside (23 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 29 сентября 2008.
  84. Half-Life: Platinum Pack  (англ.). Gearbox Software. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 22 августа 2012.
  85. Counter-Strike: Source and Half-Life 1: Anthology available now at North America retail outlets  (англ.) (28.09.2005). — Valve Corporation. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 22 августа 2012.
  86. Half-Life 2  (англ.). Gamespot. Проверено 20 сентября 2012.
  87. Half-Life 2  (англ.). Metacritic. — агрегатор отзывов. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  88. Valve Awards and Honors  (англ.). Valve Corporation. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  89. Valve SDK  (англ.). CStrike Planet. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.
  90. Underworld Bloodline. Planet Half Life. Архивировано из первоисточника 10 марта 2008. Проверено 27 марта 2008.
  91. Half-Life: Source. Half-Life Inside (14 января 2004). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 2 сентября 2012.
  92. Rob Crossley Black Mesa returns to the surface - new 'media' inbound  (англ.). ComputerAndVideoGames.com (10.06.2012). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 22 августа 2012.
  93. cman2k Community Update  (англ.). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 15 сентября 2012.
  94. Fans resurrect Half-Life video game  (англ.). BBS News (03.09.2012). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 15 сентября 2012.

Ссылки

Разделы: Научно-фантастические компьютерные игры, Half-Life, Игры Valve Software, Компьютерные игры 1998 года, Игры для Linux, Компьютерные игры с трёхмерной графикой, Игры для Mac OS X, Игры для PlayStation 2, Шутеры от первого лица, Игры для Windows, Steam-игры, Отменённые компьютерные игры для Dreamcast
Источник:Википедия [CC-BY-SA]

процедура prp для волос

plasmolifting.online

Цена атв-21. Аппарат атв-21 цена .

autolabkomplekt.ru