Игра Shin Megami Tensei: Persona 4
Shin Megami Tensei: Persona 4 или просто PERSONA 4 (яп. ペルソナ4 Пэрусона Фо: ) — ролевая компьютерная игра, разработанная и изданная Atlus для Sony PlayStation 2, хронологически пятая в линейке Shin Megami Tensei: Persona, одного из ответвлений серии Megami Tensei. Persona 4 вышла в Японии в июле 2008 года, в декабре — в Северной Америке, релиз в Европе состоялся в марте следующего года. Действие игры Persona 4 в отличие от предыдущей игры серии происходит не в крупном городе, а в вымышленном сельском городке Инаба, но игровая механика в обеих играх во многом схожа. Главный герой — старшеклассник, на год переехавший из крупного города в сельскую местность. В ходе этого года он оказывается втянут в расследование убийств и получает способность вызывать Персон, особых магических сущностей, носящих имена древних богов, демонов или героев. Выход игры в Японии сопровождался продажами разнообразной фанатской продукции: костюмами персонажей и их аксессуарами. В Северной Америке вместе с игрой распространялся диск с избранными композициями из игры и, в отличие от Persona 3, европейская версия так же сопровождалась диском с саундтреком. Музыка к игре была написана Сёдзи Мэгуро, а вокальные партии исполнены Сихоко Хиратой. С сентября 2008 года начался выход манга-версии игры в журнале Dengeki Black Maoh, а в октябре 2011 года началась трансляция аниме-сериала. Мир игрыДействие Persona 4 происходит в выдуманном сельском японском городке Инаба, располагающимся вдоль поймы реки. В нём начинают происходить необъяснимые убийства: тела обнаруживаются, висящими на электрических или телефонных проводах, а причину смерти установить не удается. В то же время начинает ходить слух, что если в дождливый день в полночь смотреть в экран выключенного телевизора, то можно увидеть человека с родственной душой. Решая проверить этот слух, группа старшеклассников обнаруживает погруженный в туман мир внутри телевизоров, населенный монстрами, называемыми Тенями. Так же они находят собственных Теневых двойников, символизирующих подавляемые стороны их характера. Сражение с двойниками пробуждает способности вызывать существ, известных как «Персоны» — мистические сущности, носящие имена древних богов, демонов или героев. Использующие Персон школьники создают Исследовательскую команду (англ. Investigation Team), чтобы расследовать связь между Телемиром и убийствами, а по возможности, и поймать убийцу. ПерсонажиГлавный герой игры — старшеклассник, недавно переехавший из крупного города в Инабу, где ему предстоит прожить год. В Инабе он остановился у своих родственников: дяди Рётаро Додзимы, детективу местной полиции, расследующему происходящие убийства, и его шестилетней дочери Нанако, выполняющей всю домашнюю работу для своего отца.[4] В школе герой быстро заводит друзей в лице Ёсукэ Ханамуры, неуклюжего сына менеджера местного мегамаркета Junes; Тиэ Сатонаки, энергичной девчонке, увлекающейся боевыми искусствами, и Юкико Амаги, сдержанной и элегантной девочки, помогающей в семейной гостинице.[5] Вчетвером они обнаруживают мир внутри телевизоров и встречают там дружелюбное создание — небольшого медведя Тедди, выглядящего как пустой костюм маскота. В ходе расследования к ним присоединяются Кандзи Тацуми, местный хулиган, запутавшийся в своей сексуальной и социальной ориентации;[6] Рисэ Кудзикава, подростковый идол; и Наото Сироганэ, молодая женщина-детектив, изучающая происходящее вместе с местной полицией и вынужденная одеваться мужчиной.[7] Игровая механикаКак и предыдущая игра серии, Shin Megami Tensei: Persona 3, Persona 4 сочетает в себе элементы традиционных ролевых игр и симулятора. Главный герой Persona 4 — подросток, управляемый игроком.[8] Действие игры развивается на фоне традиционного японского школьного года.[8] Вне ключевых событий главный герой посещает школу и может общаться с другими учениками или своими знакомыми, заняться подработкой, чтобы заработать деньги, или принять участие в других событиях.[9] Также герой может войти в «Телемир» (англ. TV World), альтернативную реальность, где и происходит боевая часть игры с исследованием подземелий.[10] Каждый день в Persona 4 разбит на несколько периодов, таких как «Утро», «После школы» или «Вечер». Некоторые действия можно совершать только в определенное время. Кроме того, возможность участия в некоторых событиях зависит от дня недели и/или погоды.[10][11] Проводя время с разными людьми, главный герой налаживает «социальные связи» (англ. Social Links), отражающие отношения с окружающими. Каждая из связей соответствует одной из старших аркан колоды Таро. При установлении связи ей присваивается ранг 1. В ходе общения с соответствующим персонажем он будет расти до значения MAX (10). Социальные связи дают бонусы при создании новых персон в Бархатной комнате.[12] Так же связи зависят от 5 характеристик главного героя: понимания (англ. Understanding), усердия (англ. Diligence), храбрости (англ. Courage), знаний (англ. Knowledge) и выразительности (англ. Expression), — каждая из которых увеличивается в ходе игры при совершении определенных действий, например, работы и посещения кружков. Эти же характеристики могут влиять на действия персонажа и вне социальных связей.[8] Сюжет Persona 4 связан с исчезновением отдельных персонажей из настоящего мира и их попаданием в Телемир, что герои отслеживают, смотря «Полуночный канал». Прогноз погоды на неделю показывает, сколько у игрока есть времени на завершение задания. Последовательность из нескольких туманных дней является окончательным сроком для спасения похищенного.[10] Игра заканчивается, если игрок не успевает спасти похищенного в нужное время, но игра предоставляет возможность вернуться на неделю назад и переиграть события.[11] В Телемире игрок исследует случайно сгенерированные подземелья, каждое из них имеет различный дизайн, зависящий от похищенной жертвы.[9] Подземелья делятся на этажи, на каждом из которых находятся Тени, с которыми сражаются герои, и сундуки с сокровищами, содержащие полезные вещи или снаряжение.[13] Боевая системаВ Телемире игрок сражается с Тенями в разных зданиях, продвигаясь на верхний этаж, где находится украденный человек. Игрок управляет персонажем при перемещениии по этажам. При столкновении с одной из Теней включается боевой режим. В случае, если игрок успевает ударить противника до включения боевого режима, оставаясь незамеченным, он получает «инициативу» — возможность ударить в битве первым.[14] Боевая система является походовой, как и в других играх серии Shin Megami Tensei. Каждый персонаж, участвующий в битве, может нанести простой удар, встать в защитную стойку, использовать один из навыков или задействовать предмет из инвентаря. Игрок может непосредственно управлять всеми членами группы или, воспользовавшись командами «Тактики», дать общие указания по поведению в бою для сопарийцев.[12] Атакующие способности делятся на разные типы, например, «огонь», «ветер», «физические» или «всемогущие». Противники игрока могут иметь слабость к одному из них, и иммунитет к другому. Если ударить в слабое место противника, он будет сбит с ног и атакующий сможет провести дополнительную атаку.[8] Если все враги будут сбиты с ног, то появится возможность использовать «Решительное наступление» (англ. All-Out Attack), мощную атаку, в которой все персонажи игрока одновременно атакуют всех врагов.[15] В конце битвы игроки получают опыт и вещи, а также иногда возможность получить новую Персону.[15] После некоторых битв появляется возможность повернуть одну из карт старшей арканы: в зависимости от того, какая карта и как она ляжет, на всю группу персонажей будет наложен дополнительный эффект, например, восстановится здоровье, улучшатся или ухудшатся характеристики одной из Персон. ПерсоныКаждый персонаж в группе может призывать персон, сущностей, обладающих своими собственными уникальными способностями и набором сильных и слабых сторон. Персоны получают в бою опыт и изучают новые навыки при получении уровней.[16] Персоны, принадлежащие спутникам главного героя, могут эволюционировать в ходе событий, связанных с этим персонажем. Поменять соответствующие персонажам персоны игрок может только для главного героя, обладающего уникальной в игре способностью запоминать сразу несколько персон и даже переключаться между ними в бою.[16] Герой может посетить Бархатную комнату, в которой сможет создать новых персон, соединив 2-е или более, из уже имеющихся у него; новая персона при этом унаследует часть навыков исходных.[17] Каждая персона связана с одной из карт старшей арканы Таро. При создании персоны, принадлежащей к аркане, у которой развита соответствующая социальня связь, даётся бонус.[8] Чем ранг связи выше, тем больше опыта она получит в начале. Кроме того, каждый игровой день есть дополнительные бонусы для слияния персон, такие как получение определенного навыка.[18] РазработкаПо словам руководителя проекта игры Кацуро Хасино, несмотря на то, что идеи появились ранее, разработка Persona 4 не начиналась до выхода Persona 3.[19] Команда разработчиков осталась прежней, все сохранили свои места с предыдущей игры, и в то же время были наняты новые люди, являющиеся «фанатами Persona 3».[20] Atlus старался улучшить одновременно и механику, и сюжет Persona 3 в новой игре, чтобы игра не стала просто копией предшественницы. Хасино сказал, что «чтобы достичь этог, мы старались датьигрокам Persona 4 ясную цель и чувство небессмысленности, что будет мотивировать их по всему ходу игры. Сюжет, построенный на расследовании убийств, — наш способ сделать это». Отзывы игроков о Persona 3 и Persona 3: FES оказали «большую помощь», так же как и более 2 000 комментариев сотрудников фирмы на внутреннем корпоративном портале.[19][20] На сюжет Persona 4, по словам Хасино, оказали сильное влияние работы Артура Конан Дойля, Агаты Кристи и Сэйси Ёкомидзо. «Обнаружение странных трупов в сельской глуши, и… история, отражающая японскую мифологию» — привычные детали японских мистических романов, отраженные в игре.[21] Persona 4 впервые была официально заявлена в японском игровом журнале Famitsu вмарте 2008 года. Статья содержала информацию о детективном сюжете игры, сельском окружении и новой погодной системе. Дата выхода игры в Северной Америке была объявлена на Anime Expo 2008 в Лос-Анджелесе.[22] Atlus также объявил, что версии, подобной Persona 3 FES — с дополнительным содержанием, у игры не будет.[23] Дизайн Инабы сделан на основе городке у подножия Фудзи.[21] Он даже послужил поводом для конфликта между разработчиками игры, так как «у каждого члена команды было свое представление о сельском городке», как сообщил Кацуро Хасино. Вся команда отправилась на «охоту за местностью», чтобы выбрать дизайн Инабы.[20] Инаба представляет собой не «сельский городок, наводненный толпой туристов», а скорее непримечательное «место в нигде». Хасино описал город, как являющийся «клучшему ли, к худшему ли… заурядный городок».[21] В обличие от других ролевых игр, в которых игрок может исследовать большие пространства, действие Persona 4 в основном происходит в пределах Инабы. Это уменьшило стоимость разработки, и дало возможность Atlus «расширить другие части игры». Центральная часть сеттинга позволяет игрокам наблюдать за ежедневной жизнью, проходящей в игре. Чтобы при этом действие не наскучило игроку, разработчики создали ряд внутриигровых событий, происходящих время от времени и нарушающих повторяющееся течение времени.[19] Несмотря на проживание в сельской местности, персонажи Persona 4 были проработаны так, чтобы выглядеть и звучать, как «нормальные» и «современные подростки», согласно главному редактору Ничу Марагосу. «Персонажи не являются полнейшими деревенщинами… Им просто случилось жить не в крупном городе».[24] Во время интервью членов команды разработчиков Persona 4 редактор 1UP.com Эндрю Фитч заметил, что у персонажей, переехавших из города — Юсукэ и главного героя — «более стильные» прически, чем у других. Художественный директор Сигэнори Сиэдзима использовал прически, чтобы показать различия между персонажами. «В случае Юсукэ, в частности, я добавил ему аксессуары, такие как наушники и велосипед, чтобы сделать его городское происхождение более очевидным».[21] МузыкаВ основном вся музыка к игре была написана Сёдзи Мэгуро, но 4 трека были созданы Ацуси Китадзё, а 3 других — Рётой Кодзукой (1 композиция и 2 аранжировки). Все вокальные партии исполнила Сихоко Хирата. Мэгуро посчитал, что она способна отразить весь диапазон эмоций при исполнении саундтрека. Слова были написаны Рэйко Танакой, о которой Мэгуро отозвался как «пишущей замечательные англоязычные слова».[25] Изначально Мэгуро сообщили лишь общие наброски и планы относительно сюжета, так что он работал над музыкой параллельнно разработке сюжета и написанию диалогов, начиная с общей формы песен, а затем прорабатывая детали.[25] По словам Мэгуро, песни «Pursuing My True Self» (рус. Преследуя истинного себя) и «Reach Out to the Truth» (рус. Дотянуться до правды) были созданы, чтобы отражать внутренний конфликт внутри главных героев; первая песня, играющая во время заставки игры, помогает понять проблемы персонажей, а вторая, используемая в битвах, отражает «силу этих персонажей, с которой они справляются со своими внутренними битвами».[25] Музыкальная тема «Aria of the Soul», использованная в Бархатной комнате, детали, общей для всех игр серии Persona, осталась практически неизменной, Мэгуро указал, что «форма этой мелодии была достаточно определенной» с предыдущих игр серии.[25] Альбом с саундтреком Persona 4 вышел на двух дисках 23 июля 2008 года. Выход игры в СевернойАмерике также сопровождался выпуском музыкального альбома, состоящего из двух «сторон»: Side A и Side B.[26] Диск Side A прилагался бонусом к каждой игре, тогда как Side B входил в комплектацию Persona 4 Social Link Expansion Pack, продаваемую эксклюзивно на сайте Amazon.com.[27] Как и для Persona 3, был выпущен альбом ремиксов оригинального саундтрека Reincarnation 26 октября 2011 года.[28]
Persona 4: The GoldenВерсия игры Persona 4: The Golden была заявлена в августе 2011 года как ремейк Persona 4 для портативной консоли PlayStation Vita. Изначально планировалась разработка подобной игры для PlayStation Portable по аналогии с Persona 3 Portable, что потребовало бы удаления части возможностей версии для PlayStation 2. Но Vita предоставляет достаточно возможностей для расширения игры.[29] Это будет расширенная версия оригинальной игры с добавлением новых игровых возможностей и сюжетных деталей. Будет добавлен новый персонаж — Мари. Она будет помогать основным героям в ходе истории. Новые Персоны, костюмы и расширенные диалоги с вставками из аниме также были обещаны. Игра будет поддерживать сетевые возможности Vita, позволяя позвать на помощь других игроков на время битв в подземельях.[30] Релиз игры в Японии запланирован на второй квартал 2012 года.[31] Другие произведенияОдновременно с выходом Persona 4 Atlus так же выпустила разнообразную сопутствующую продукцию, такую как фигурки героев, игрушки и косплейные костюмы. Совместно с японской издательской компанией Enterbrain были выпущены два гайда по игре, артбук, подробно описывающий персонажей и демонстрирующий разработку дизайна игры, а также фанбук Persona Club P4, в который вошёл как официальный арт и интервью с разработчиками, так и фанарт.[32][33] Большинство из этой продукции вышло только в пределах Японии. Компания Alter выпустила фигурки в масштабе 1/8 Юкико Амаги, а также Тедди и Рисэ Кудзикавы.[34] МангаПо Persona 4 так же была создана манга. Она была нарисована тем же мангакой, что и манга предыдущей игры — Сюдзи Согабэ. Манга печатается в журнале Dengeki Black Maoh с 19 сентября 2008 года. Первый танкобон был издан 26 сентября 2009 года и на 20 октября 2011 года вышло уже 5 томов.[35][36] 7 ноября 2011 года начал выход спин-офф манги в Persona Magazine.[37] АнимеСтудией AIC A.S.T.A. был снят аниме-сериал. Его режиссёром выступил Сэйдзи Киси. Основных персонажей озвучивают те же сэйю, что и в игре: Дайсукэ Намикава (главный герой, получивший в сериале имя Ю Наруками), Сётаро Морикубо (Ёсукэ Ханамура), Юи Хориэ (Тиэ Сатонака) и Ами Косимидзу (Юкико Амаги).[38][39] Показ сериала начался в Японии в системе вещания MBS 7 октября 2011 года.[38] 23 ноября 2011 года Aniplex начал издание сериала на DVD и Blu-ray, выпустив первый диск, включавший режиссёрскую версию первой серии и бонусный CD-сингл с начальной и завершающей музыкальными темами.[40] Последующие диски содержали по три серии и CD-синглы. Второй DVD вышел 21 декабря 2011 года.[41] Продажи первого Blu-ray диска в 2011 году составили 27 951 копий.[42] Аниме было также лицензировано в Северной Америке компанией Sentai Filmworks для издания на Blu-ray и DVD. Выход лицензии планируется в 2012 году.[43] ФайтингФайтинговое продолжение игры Persona 4: The Ultimate in Mayonaka Arena должно выйти в 2012 году.[44] Для игры будут доступны так же и часть персонажей Persona 3. Среди них Айгис, Мицуру и Акихико. Сюжет игры имеет место спустя два месяца после «Истинного конца» оригинала, Исследовательская команда принимает участие в боевом турнире P-1 Grand Prix, организованном Тедди. Разработкой игры занимается Arc System Works.[45] Реакция публикиPersona 4 была хорошо принята критиками как в самой Японии, так и за её пределами. За первую недель продаж было раскуплено 193 000 копий на территории Японии, а в Северной Америке игра две недели занимала первое место по продажам среди игр для PlayStation 2 на сайте Amazon.com.[46][47] На территории Северной Америки к диску с игрой прилагался диск с саундтреком, включавшим лишь избранные композиции из оригинального саундтрек-альбома, вышедшего в Японии.[26] Эксклюзивно онлайн-магазин Amazon.com продавал вариант Persona 4 «Social Link Expansion Pack», в который входили дополнительный диск с саундтреком, футболкой, календарем на 2009 год и плюшевую игрушку Тедди.[27] Persona 4 была награждена «PlayStation 2 Game Prize» Famitsu в 2008 году, в результате голосования читателей Famitsu.[48] Так же игра была названа CESA одной из игр года, получивших награду за совершенство (англ. Games of the Year Award of Excellence) на Japan Game Awards 2009 года.[49] Награда была вручена за «высокое качество работы», «превосходную историю, автоматически генерируемые подземелья и восхитительную музыку».[50] Критика
После выхода игры Persona 4 получила много высоких оценок от критиков. На сайте Metacritic её общий балл составил 90/100, основанный на 47 обзорах.[61] В журнале Famitsu было указано, что несмотря на то, что «в игре не появилось много нового по сравнению с предыдущей», изменения в боевой системе, благодаря которым битвы проходят быстро, так что это не надоедает, и возможность управлять сопартийцами «делают игру легче».[53] IGN, напротив, замечает, что некоторые моменты можно было бы затянуть, а «некоторые вещи изменили свое значение или оказались неизменными с предыдущих игр», в то же время превознося игру как «развитие РПГ-серии и вечную классику». Он также замечает, что саундтрек может показаться «немного повторяющимся».[10] Наталья Одинцова, автор «Страны игр», указывает, что игра оказалась ещё более удачным сочетанием RPG и симулятора, чем предыдущая. В то же время отмечается не только прекрасный сюжет, расширение возможностей занятий персонажа и наличие множества квестов, но и «бедность графики».[59] Обозреватель RPGFan Райн Маттич рекоммендовал Persona 4 как «одну из лучших RPG-игр года», ничего не имеющего общего с «банальными сиквелами и бездушными ремейками», игра «практически безупречный пример баланса между „отступлением к тому, что уже срабатывало“ и „продвижением нового в жанре“».[62] Эндрю Фитч с сайта 1UP.com описал Persona 4 как «одну из самых лучших эпических RPG десятилетия», хотя и раскритиковал «незначительные проблемы с загрузкой» и время, проведенное за ожиданием, когда сюжет наконец сдвинется с места. Сайт GameTrailers оценил игру на 9,3 баллов, отметив, что это исключение для японских ролевых игр, и что игра сильно отличается в ряду других игр жанра, даже от её предшественницы, Persona 3.[51] Wired указал, что хоть графику игры и не сравнить с играми на Xbox 360 или PlayStation 3, художественный стиль игры перекрывает это. В обзоре также превозносился саундтрек игры, как «превосходный», особенно отмечалась музыка в бою.[57] Евгений Закиров в обзоре для «Страны игр» так же отмечает изменение графики в сравнении с предыдущей частью: большее количество крупных планов, проработанность деталей, хотя и почти не изменившиеся модели персонажей и спецэффекты. Впрочем, в результате «локации и герои выглядят наряднее и живее». Музыка тоже стала «заметно лучше», хотя во многом повторяет саундтрек предыдущей игры.[63] Противоположное мнение о графике игры озвучивает статья в «Мире фантастики», отмечая «буйство красок» и «дизайн „неотесанных деревенщин, стриженых под горшок“», которые компенсировали только хорошие сюжет и геймплей.[64] Симуляторная часть игры сравнивалась с такими сериями игр как The Sims и Princess Maker.[59] Мир игры вызвал смешанную реакцию. IGN назвал Persona 4 «детективная мистическая история на фоне знакомых элементов Persona 3», и хотя эта часть добавляет «интересный поворот» к исследованию подземелий и социальному симулятору, она так же заставляет сюжет «замедляться или страдать». Тим Хендерсон из журнала Hyper похвалил игру за «сознательное украшательство абсурдных городских легенд и других идей с такой обоснованной логичностью, что в результате всё вместе стало непоколебимо связано». Впрочем, в то же время он раскритиковал медленное развитие сюжета и ощущение «недостатка тщательно проработанных эпизодов».[65] 1UP.com назвал Persona 4 «стильной детективной историей», сравнив с приключениями Скуби-Ду в небольшом городке.[51] Истории, связанные с социальными связями, в журнале «Страна игр» были охарактеризованы как «ненадуманные», от которых «не тянет отмахнуться и обозвать набором клише».[59] Игра поднимает более взрослые темы, чем Persona 3.[63] «Существенная часть сюжета крутится вокруг сексуальных тем», как охарактеризовал обозреватель RPGFan Райан Маттич. Очень много внимания критиками было уделено Кандзи, сочтенного одним из первых персонажей в популярных компьютерных играх, запутавшихся в своей сексуальной ориентации, а Atlus удостоился похвал за включение такого героя.[6] Atlus сообщил, что они намеренно оставили ориентацию Кандзи под вопросом на усмотрение игрока. Согласна доктору Антонии Леви, автору Samurai from Outer Space: Understanding Japanese Animation, вопрос о сексуальной ориентации Кандзи в сюжете «указывает на гомосексуальность с сильнейшим японским социальным контекстом», в котором «представление о „каминг-ауте“ видится нежелательным… так как при этом обязательно приходится занять позицию против уклада жизни и ценностей большинства».[6] Бренда Братвайт, автор Sex in Video Games, несмотря на то, что «было бы удивительно, если бы они сделали конкретное указание, что [Кандзи] гей», но в прочем была «взволнована» с тем, как был представлен в игре персонаж и его «внутренние схватки и взаимодействие с друзьями».[6] Примечания
Ссылки
|