Игра X-COM: UFO Defense
X-COM: UFO Defense (рус. неоф. «Команда Икс: Защита от НЛО»), также продававшаяся в Европе под названием UFO: Enemy Unknown (рус. неоф. «НЛО: Враг неизвестен») — культовая компьютерная игра[1], выпущенная 31 декабря 1993 года фирмой MicroProse. Игра представляет собой смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры. В 2007 и 2009 году сайт IGN поставил X-COM: UFO Defense на первое место в ряду 25 лучших PC-игр всех времён[2][3]. СюжетДействие игры начинается в 1999 году. Обеспокоенные участившимися сообщениями о появлении НЛО и похищениях людей, правительства Земли учреждают службу X-COM (англ. eXtraterrestrial Combat Unit — рус. Внеземное Боевое Подразделение), которая призвана защитить человечество от внеземной агрессии, если такая угроза окажется реальной. Игрок является главой этой службы. Игровой процессСообщения об инопланетной угрозе оказываются достоверными. Для борьбы с ней игрок строит в разных частях света замаскированные подземные базы, служащие опорными пунктами для боевых и разведывательных действий, а также лабораториями и мастерскими для изучения пришельцев и использования их превосходящих технологий. Если радар базы обнаружит инопланетный корабль, можно выслать один или несколько истребителей на перехват. В случае удачного воздушного боя на место крушения корабля следует выслать отряд десантников, чтобы уничтожить или взять в плен оставшихся в живых инопланетян и забрать с места крушения все объекты инопланетного происхождения, представляющие ценность для исследований и применения. Однако, в ходе воздушного боя НЛО часто оказывается повреждён, вследствие чего игрок получает меньшее число инопланетных артефактов (например, если у НЛО взорвались двигатели — игрок не получит ценный элериум). Или же, НЛО оказывается уничтожен, после чего игрок не получает вообще ничего. Средние и большие корабли пришельцев имеют вооружение, достаточно мощное чтобы серьёзно повредить или даже сбить истребители игрока, после чего потребуется длительный ремонт, либо приобретение нового истребителя. Поэтому если игрок обнаружит крупные НЛО, но не имеет на этот момент элитных истребителей, имеет смысл дождаться самостоятельной посадки НЛО и лишь затем посылать десантный отряд. Бригаду солдат требуется высылать и в том случае, если атакован город. Обнаружив инопланетную базу, можно захватить её силами того же десанта. Однако на базу пришельцев регулярно прилетает транспорт, который очень удобно атаковать десантным отрядом — он всегда садится неповреждённым, в заранее известном месте, и будет содержать заранее известный вид пришельцев. Поэтому многие игроки предпочитают сохранять как минимум одну базу пришельцев. Успешная работа солдат на территории страны-участницы проекта увеличит вклад этой страны в бюджет X-COM, неудачная (игнорирование обнаруженных или сбитых кораблей и террористических атак, а тем более базы пришельцев) — уменьшит, или даже приведёт к выходу страны из проекта после подписания тайного соглашения с инопланетянами. Вскоре выясняется, что у инопланетян есть множество разновидностей, что они кооперируются, ведя одновременно несколько проектов, что практически все эти проекты опасны для землян, что инопланетяне превосходят землян в вооружении и в техническом обеспечении. Инопланетяне атакуют города, неся смерть и разрушение, строят свои базы и ведут подрывную деятельность в правительствах государств. Если же игрок будет преуспевать в своей миссии, инопланетяне попытаются найти и уничтожить его базы. В процессе игры, в результате допросов пленных, вскрываются различные сведения о планах инопланетян. Игрок учится обнаруживать инопланетные базы, которые также расположены под землёй; строить системы ментальной дешифровки и защиты; владеть психическим оружием, позволяющим контролировать инопланетян. Инопланетные медики рассказывают о формах жизни инопланетян и их уязвимостях. Инопланетные механики и навигаторы рассказывают о различных видах НЛО. Инопланетные командиры при физическом воздействии на допросе рассказывают о ведущихся проектах инопланетян и об их истории. Конец игры наступает тогда, когда допрошенный командир базы пришельцев раскрывает, где находится главная база инопланетян в Солнечной системе. Она оказывается скрытой под плато Кидония на Марсе — плато, сфотографированного аппаратом «Викинг 1» в 1976 году, на фотографиях которого видно образование в виде обращённого к небу человеческого лица и несколько пирамид, по своему внешнему виду напоминающих египетские (на самом деле это игра света и тени; никакого лица и пирамид на Марсе нет). Солдаты X-COM, с помощью разработанного на основе инопланетных технологий транспортного перехватчика системы «Avenger» (рус. «Мститель»), высаживаются в Кидонии, находят вход в базу, выполняют зачистку местности и уничтожают гигантский мозг, управлявший всеми действиями инопланетян. Стратегический режимОсновным игровым экраном является интерактивная карта планеты Земля, называемая «Geoscape», в виде глобуса на фоне космоса, который свободно вращается игроком для обзора территории. На глобусе соответствующими метками отмечаются базы и корабли X-COM и пришельцев, а также (при достаточном приближении) города. Все города, отмеченные на карте, могут подвергнуться террористической атаке пришельцев, что стоит учитывать при размещении баз. При щелчке мышью на объекте на карте появляется меню возможных действий. Например, при щелчке по базе X-COM появляется список кораблей, при щелчке по кораблю появляются возможные для него приказы. Воздушные бои с НЛО так же проходят на этой карте. Справа вверху находятся справочные и управляющие меню.
Ниже находится панель с текущей внутриигровой датой и временем. Течение времени можно ускорить (максимально до 1 суток в секунду) или замедлить (минимально до 5 секунд за одну), но нельзя остановить, хотя при включении других экранов управления оно всё же останавливается. В нижнем правом углу находится панель управления глобусом. БазыПри старте новой игры игроку предоставляется возможность выбрать место для своей первой базы, которая будет иметь начальный набор зданий, снаряжения и персонала. Последующие базы будут начинаться только с одного здания — лифта. На стартовой базе есть:
Базу можно развивать размещая на ней различные постройки. Любая постройка, кроме лифта должна примыкать к уже существующим строениям. Постройка каждого здания требует фиксированной платы, которая не возвращается в случае отмены строительства. Каждое здание требует и определённой ежемесячной платы за своё содержание.
Правительства предоставляют возможность купли-продажи вооружения, найма рабочего персонала, и ежемесячно производят отчисления в фонд X-COM согласно размеру территории и количеству населения. При этом фактически купить истребители и транспортные самолёты, построенные по земным технологиям, нельзя — они лишь сдаются в аренду со значительной ежемесячной платой. Это стимулирует игрока к производству собственных кораблей. По мере развития игры игрок получает возможность строить на базе дополнительные сооружения, в которых могут находиться:
При наличии достаточных средств игрок может построить и оборудовать до восьми баз. РепутацияЗа свои успехи, игрок получает некоторое количество очков. Так, очки начисляются за уничтожение инопланетных кораблей и пришельцев, захват их артефактов и сохранение жизней мирных жителей во время антитеррористических миссий. При этом после убийства пришельца обычно остаётся его труп, за который даются дополнительные очки. Так как артефакты могут быть уничтожены взрывом или огнём, чрезмерное увлечение тяжёлым вооружением может привести к тому, что игрок получит меньшее число очков. За ряд успехов пришельцев и промахов игрока очки снимаются. Так, игрок теряет очки в случае гибели своих оперативников, уничтожения HWP (англ. Heavy Weapons Platforms — платформы тяжёлого вооружения, «танки»), кораблей и мирных жителей (особенно, если игрок сам случайно застрелит гражданского), и в случае успешного выполнения пришельцами своих миссий. При этом миссия террора пришельцев считается успешной, только если игрок не сбил НЛО и не вступил с пришельцами в наземный бой, или потерпел в нём поражение. Учет очков идёт отдельно для каждой страны и континента. Чем больше очков игрок получает в данной стране, тем более успешными считаются его действия и тем большую прибавку к финансированию от этой страны он получит, при условии что данная страна не заключила соглашения с пришельцами. Успех миссий, проводимых пришельцами на территориях, не принадлежащих финансирующим X-COM странам, снижает рейтинг на данном континенте. Если игрок несколько месяцев подряд будет получать в сумме отрицательное число очков — проект могут закрыть. ТехнологииВ погоне за более высокими технологиями игрок нанимает учёных, строит им лаборатории, и вскоре получает оружие более сильное, чем земное — например, плазменное оружие или оружие, основанное на контролируемом ядерном синтезе. Помимо вооружения учёные разрабатывают броню для солдат, новые виды HWP и самолётов, исследуют найденные на месте крушений НЛО образцы инопланетных технологий, а также допрашивают пленных. Чтобы производить что-либо, нужны инженеры и мастерские, а также исходные материалы и деньги. С помощью исследований, игрок может развить новые технологии, дающие ему новые возможности. Изначально доступны исследования медицинских комплектов, позволяющих оказывать первую помощь непосредственно во время боя; сканеры движения, позволяющие отслеживать движение на некотором расстоянии от солдата; лазерное оружие — более мощное и точное, чем доступное игроку изначально, а также не требующее боеприпасов. Однако по-настоящему эффективные технологии можно получить лишь изучая артефакты, захваченные в бою. Технологии пришельцев основаны на вымышленном 115-м элементе периодической таблицы Менделеева — элериуме, способном производить огромное количество энергии. Большая часть объектов, основанных на технологиях пришельцев, требует его либо на стадии производства (например, плазменное оружие), либо на стадии использования (например, корабли, основанные на технологии инопланетян, требуют элериум в качестве топлива). Это единственный объект в игре, который нельзя производить самостоятельно. Основной его источник — двигатели кораблей инопланетян и базы пришельцев. Таким образом, для использования большинства инопланетных технологий требуется регулярно захватывать НЛО, и, по возможности, неповреждёнными, так как двигатели обычно повреждаются в первую очередь. Корабли землянДоступные корабли делятся на два класса: построенные по земной технологии и по инопланетной. Те, что построены по земной технологии, требуют внесения ежемесячной арендной платы. Кораблям, построенным по инопланетной технологии, требуется элериум в качестве горючего, поэтому для их использования нужно своевременно пополнять его запасы.
Корабли пришельцев
Цели пришельцевНЛО прилетают с конкретными заданиями, характер которых можно выяснить при радиоперехвате переговоров пришельцев:
Тактический режимПомимо стратегического управления всем X-COM подразделением, игроку предоставляется возможность управлять солдатами во время боя с инопланетянами (тактический режим). Сразу после посадки транспортного корабля с солдатами и приведения в порядок личного оружия, игра переходит в стадию боя на местности (англ. Battlescape): игрок видит местность в изометрической проекции. У каждого из солдат, управляемых игроком, есть ряд различных параметров, определяющих его возможности. В первую очередь, каждый солдат каждый ход получает ограниченное количество единиц времени (англ. time units). Причём если солдат несёт слишком много вещей и не обладает достаточной силой для этого — он не сможет получить максимального числа единиц времени. Движение и психические атаки имеют фиксированную «стоимость», поэтому чем больше солдат имеет единиц времени — тем дальше он сможет пройти за один ход и тем больше психических атак он сможет произвести. Однако выстрелы из различного оружия имеют процентную стоимость от максимального числа единиц времени солдата, поэтому увеличение числа единиц времени не оказывает влияния на максимальное возможное число выстрелов. Помимо этого солдат имеет ограниченную выносливость (англ. energy), которая также расходуется при движении и восстанавливается до максимума за несколько ходов. Слишком долго бегущий солдат может устать, и скорость его движения упадёт. Параметры солдата улучшаются при использовании соответствующих навыков. Часто стреляющий солдат развивает точность стрельбы, а много бегающий со временем получает большее число единиц времени. Также, каждый солдат имеет 100 очков «боевого духа» (англ. morale). Полученные ранения и гибель товарищей отрицательно влияет на боевой дух бойцов, и в итоге они могут впасть в состояние неконтролируемой ярости или в панику. Уничтожение солдат пришельцев, наоборот, восстанавливает боевой дух отряда. Боевой дух также выступает в роли здоровья при пси-атаках пришельцев: оперативник с нулевым значением этого параметра небоеспособен и скорее всего попадёт под контроль пришельцев в их ход. С боевым духом близко связан параметр «храбрость» (англ. bravery), который не поддается тренировке. Чем он выше, тем меньше шансов на снижение уровня боевого духа бойца. Солдаты располагают различными возможностями для атаки. В первую очередь, они могут применять различное оружие, точность стрельбы из которого определяется как качеством самого оружия, так и снайперскими навыками солдата. Помимо этого на точность оказывает влияние и то, держит ли солдат оружие двумя руками или вторая рука занята чем-то ещё. Также можно использовать различные гранаты. Наконец, со временем становятся доступны псионические атаки, позволяющие внушать панику противнику — в итоге он может потратить всё время на стрельбу в произвольном направлении (бесконтрольная ярость) или выбросить оружие и убежать (паника). В ходе успешной псионической атаки можно также захватить противника на один ход под свой полный контроль. Эффективность таких атак тем выше, чем больше псионическая сила атакующего и его навыки, и тем ниже, чем выше псионическая сила атакуемого противника. При этом, хотя псионический навык можно развить, псионическая сила остаётся постоянной. Поэтому даже тренированные солдаты с малой псионической силой становятся лёгкой добычей для псиоников противника. Так как для псионических атак атакующему не нужно видеть свою цель, и расстояние не играет роли — псионики могут весь бой находиться в безопасном месте. По окончании хода игрока начинается ход инопланетян и мирных жителей (если они присутствуют), за которых играет компьютер. Эпизод заканчивается, когда:
Бои на местности занимают не так много игрового времени, однако, много реального. В этом режиме иногда возникает так называемая «проблема последнего пришельца» — ситуация, когда поиск самого последнего пришельца растягивается на крайне длительное время (по той причине, что он впал в панику и остаётся в укромном месте, или просто оказывается в неудачном месте — например, на недоступной игроку крыше здания). Виды пришельцевВ игре есть пять основных видов пришельцев, за каждым из которых «закреплён» один (у мутонов — два) специальный вид, используемый в миссиях террора и встречающийся на базах и больших кораблях. На базах может встречаться сразу несколько видов пришельцев. В порядке появления в игре:
Технические данныеИгра использует звуковую карту Sound Blaster или Gravis Ultrasound и режим VGA 320x200 пикселей. X-COM была также одной из первых игр, выпущенных на CD-ROM. Минимальные требования: IBM-совместимый компьютер с процессором Intel 386 (16 MHz), 2 мегабайта оперативной памяти, клавиатура, манипулятор типа мышь. Рекомендованные требования: процессор Intel 486, 4 мегабайта оперативной памяти, звуковая карта. Игровая индустрияСиквелыВоодушевлённые успехом игры, Microprose выпустили в 1995-м году игру X-COM: Terror From The Deep, основанную на той же программной базе. Эта игра расширяет первую возможностью подводных сражений, а также увеличенной сложностью. Основной противник — цивилизация инопланетян, пробуждающаяся после событий первой игры со дна океанов Земли. Следующей в линейке игр X-COM была игра X-COM: Apocalypse 1997 года, в которой была реализована возможность вести бой в реальном времени, когда солдаты и инопланетяне двигаются не ходами, а параллельно (возможность походовой игры была также сохранена, игроку предоставлялся выбор двух режимов боя). Противник — инопланетяне, пришедшие из параллельного мира через ворота в виде треугольных пирамид — тетраэдров. Кроме того, по утверждению авторов игры, в X-COM: Apocalypse был встроен самообучающийся модуль искусственного интеллекта. Затем вышла игра X-COM: Interceptor. В этой игре стратегический режим был смешан с режимом симулятора космического боя. Один из недостатков игры это то, что игроку нет возможности дать компьютеру симулировать результат боя. Interceptor была раскритикована из-за отступления от жанра серии[4]. В 1999 году вышла игра X-COM: Email Games, которая позволяла игрокам сражаться друг с другом с помощью пересылаемых по электронной почте сообщений с приложениями. Игра была стилизована под оригинальный X-COM: UFO Defence. Затем вышла игра X-COM: Enforcer — шутер от третьего лица. Фирма Hasbro закрыла своё отделение Hasbro Interactive в 2000 году. В связи с этим не состоялось появление ещё двух запланированных игр из линейки X-COM — X-COM: Genesis и X-COM: Alliance. В 2002 году Джулиан Голлоп выпустил сетевую походовую тактическую стратегию Laser Squad Nemesis, которая является римейком игры-предшественника X-COM — Laser Squad. В 2006 году фирма SMK Software из Волгограда по официальной лицензии переработала для карманных ПК оригинальный X-COM: UFO Enemy Unknown в игру Pocket UFO, внеся косметические исправления и дополнения. 9 октября 2012 года вышел ремейк, игра XCOM: Enemy Unknown. Издателем стала 2K Games, разработчиком — студия Сида Мейера Firaxis Games. На 2013 год запланирован выход тактического шутера XCOM от разработчика 2K Marin. ПодражателиВ 2004 году вышла игра UFO: Aftermath, описывающая события на Земле после эпидемии ужасной болезни и последующего захвата Земли инопланетянами. Эта игра чрезвычайно похожа на X-COM[5], но не является частью линейки. В конце 2005 — начале 2006 г. была выпущено продолжение UFO: Aftermath — UFO: Aftershock, отличающееся от предыдущих игр наличием экономической модели. В феврале 2007 ALTAR Interactive выпустило очередную версию игры. В UFO: Afterlight описываются события, произошедшие в колонии на Марсе незадолго до действий UFO: Aftershock. В 2007 году вышла игра UFO: Extraterrestrials, которую рецензенты назвали наиболее похожей на оригинал[6][7][8]. Действие игры происходит во внеземной человеческой колонии, обитатели которой узнают, что Земля была захвачена инопланетянами. Вскоре инопланетные корабли начинают прибывать и в колонию. Игрок может строить базу в различных странах планеты, но не более одной базы в стране (то же самое касается инопланетян). Но некоторые элементы игры всё же могли быть улучшены: солдаты не умирают в бою (объясняется тем, что ученые нашли способ воскрешать мертвых), они просто оказываются в госпитале на очень долгий срок. При этом полная автоматизация найма солдат и персонала баз не позволяет игроку нанимать больше солдат взамен раненных (компьютер нанимает новых солдат только взамен погибших). Многие критики приветствовали игру[6][8], хотя и отмечали многие её недостатки. Любительские проектыСуществует множество фанатских проектов, цель которых — возродить классический X-COM. Наиболее известные из них:
Интересные факты
Литературные произведения
Примечания
|