Игра Zeus: Master of Olympus
Зевс: Повелитель Олимпа (англ. Zeus: Master of Olympus) — компьютерная игра в жанре градостроительный симулятор, где игроку предоставляется возможность стать правителем города в античной Греции. Это пятая игра из серии градостроительных симуляторов, разработанных компанией Impressions Games.
Игровой процессКак и в любой другой игре такого жанра, игрок должен построить город на пустом участке земли и с определённым набором доступных ресурсов. Конечные цели игры зависят от выбранной кампании и могут варьироваться. Например, построить храм, увеличить численность населения, сразить монстра, завоевать другие города и т.п. Строительство и индустрияРыба, морские ежи, мясо, сыр, морковь, лук и пшеница являются источниками пищи. К сырьевым ресурсам относятся: древесина (необходима для постройки военных кораблей и возведения зданий), бронза (используется в производстве брони и скульптур), мрамор (понадобится игроку для строительства), виноград, оливки и шерсть. Для распределения продовольствия и других бытовых товаров необходимо построить агору. Продавец забирает товары с ближайшего амбара или склада, а затем разносчики обходят улицы города, распространяя товары среди населения. Кроме того, жителям города должны предоставляться и другие услуги, такие как культура и здравоохранение. Необходимый уровень культуры в городе достигается путём постройки соответствующих учреждений: колледжей для подготовки философов, гимнастических залов для тренировки спортсменов, театральных школ для обучения актёров. После подготовки, актёры, философы и спортсмены выступают в театрах, на стадионах и подиумах, развлекая таким образом горожан. В игре представлены два вида жилья: элитное и обычное. Для постройки обычного дома требуется свободный участок площадью 2×2 клетки. Жители такого дома составляют основной рынок рабочей силы, а также могут служить в качестве неквалифицированных солдат при обороне города. Крупнейшие из этих домов - таунхаусы, которым необходимы бесперебойные поставки еды, шерсти и оливкового масла. Строительство промышленных зданий не требует каких-либо особых условий. Как только здание построено, оно сразу же получает доступ к общему рынку рабочей силы. Работающие горожане не разделяются по возрастной категории. С постоянным уровнем населения, количество доступной рабочей силы остаётся неизменным, однако, при повышении зарплат количество безработных уменьшается, а снижение зарплат приводит к росту безработицы в городе, и может вызвать волнения и беспорядки. АрмияЖители города призываются в армию, когда в этом есть необходимость. Чтобы иметь возможность проводить военные действия, игрок должен построить Дворец. По периметру Дворца располагаются штандарты военных отрядов, находящихся в распоряжении игрока. Количество, тип и размер отрядов зависят от количества жителей и типа дома, где они проживают. Жители обычных домов служат как простые солдаты низшего разряда - пращники, в то время, как элитные дома предоставляют гоплитов (если есть поставки брони), и кавалеристов (если дополнительно к броне жители получили вино и лошадей). Торговля, дипломатия и войнаПрактически с любым городом, представленным на внешней карте мира, можно вести сухопутную или морскую торговлю. Для этого игроку необходимо построить торговый пост или торговый причал, где и будут происходить торговые сделки с иноземными городами. Купленные товары из торгового поста доставляются на городские склады. Все города в большей или меньшей степени связаны друг с другом дипломатическими отношениями. Каждый город, из представленных на мировой карте, может быть союзником, врагом, вассалом или колонией. В зависимости от этого статуса, игрок в дальнейшем строит свои дипломатические отношения с этими городами. Игрок может попросить военной, продовольственной, материальной помощи, послать дары в виде товаров или денег, или же отправить армию с целью ограбить или завоевать город. Каждый город имеет свой собственный рейтинг уважения к игроку, хотя они могут быть взаимосвязаны (например, атакуя своего союзника, игрок получит одобрение врагов, в то время как отношение к нему других городов-союзников значительно снизится). Рейтинг уважения можно повысить, выполняя просьбы от других городов или посылая в качестве даров товары, в которых они нуждаются. Чтобы ограбить или завоевать город, можно послать любых доступных воинов из числа основной армии. Завоёванный город становится вассалом и должен платить дань. Во многих сценариях игры существуют отдельные эпизоды, где игроку предоставляется возможность основать колонию. Закончив эпизод, игрок передаёт управление колонией наместнику и возвращается в родной город. Таким образом, колонии также платят дань и могут обеспечить военную поддержку. Однако, колония или вассал, отношения с которыми испортились, могут восстать и отказаться выплачивать дань. При нападении врага, у игрока есть возможность сдаться в плен, откупиться или принять бой и защищать свой город. Если игрок сдался в плен или его армия оказалась слабее армии противника, и проиграла сражение, он будет обязан платить дань городу-победителю. Это продолжается до тех пор, пока игроку не удастся взять реванш и одержать победу в следующем бою. Либо до тех пор, пока нападавший город не будет завоёван. Если игрок при обороне города потерпел поражение два раза подряд, это означает, что игра проиграна. МифологияВ игре существуют 12 различных богов, каждый из которых может повлиять на развитие и процветание города. Для привлечения божества, игрок должен возвести соответствующий храм, после чего город автоматически получает покровительство этого бога (например, благословение ремесленников, помощь в сражениях или привлечение новых жителей). По сценарию, боги могут быть как дружественные, так и враждебные. Враждебные божества могут наслать на город мор и болезни, разрушить здания, уничтожить скот, вызвать природные катаклизмы или выпустить подконтрольное существо — монстра, который уничтожает всё на своём пути. Боги, представленные в игре:
Самый могущественный из всех Олимпийских богов, Зевс защитит город от вторжения любого другого враждебно настроенного бога.
Если в городе построен соответствующий храм, Посейдон будет благословлять верфи и рыболовецкие причалы, тем самым увеличивая улов рыбы в 4 раза. Если Посейдон откликнется на молитву, он наполнит городские амбары свежей рыбой.
Построив святилище Аида, игрок получит в распоряжение серебряный рудник, серебро из которого может быть отчеканено в драхмы. Аид благословит рудники и шахты, увеличивая добычу ресурсов в 4 раза, так же Аид оставляет свое существо Цербер для защиты города. В случае успешной молитвы, Аид добавит в казну города некоторую сумму денег.
После постройки святилища Деметры, вокруг него появляются плодородные луга, которые игрок может использовать для посева пшеницы и выпаса овец. Деметра будет благословлять фермы, тем самым увеличивая урожай в 4 раза. Если Деметра благосклонно примет молитву — она даже наполнит едой пустые амбары.
Построив храм Афины, игрок получит дополнительно несколько оливковых деревьев, с которых садовники как обычно могут собирать урожай. Афина увеличит силу и выносливость воинов, а также будет защищать город во время вторжения захватчиков. Она благословит садовников и они смогут собирать в 4 раза больше оливок, чем обычно. В случае успешной молитвы, Афина наполнит городские склады оливковым маслом.
Иногда игроку необходимо вызвать в город определённого героя, чтобы он сразился с монстром, нападающим на город, или для выполнения поручений, полученных от богов. Но для этого придется выполнить ряд условий: возвести храм, накопить определённое количество товаров, добиться необходимого количества жителей и т.д. Для каждого отдельного героя существует свой ряд условий. Герои, представленные в игре:
ДополнениеВ 2001 году компанией «Sierra» было выпущено дополнение к игре — Poseidon: Master of Atlantis (также известное как Zeus Official Expansion: Poseidon). Главная тема дополнения — Атлантида, хотя основной геймплей остался практически неизменным. В игру было добавлено несколько новых построек: обсерватория, библиотека, университет, лаборатория и ипподром, появились новые герои — Аталанта и Беллерофонт, а также два новых божества: Гера, храм которой позволяет выращивать апельсиновые деревья, и Атлас, который может помочь в постройке крупных зданий. Стали доступны новые ресурсы: орихалк и чёрный мрамор, а кроме того, появилась возможность охотиться на оленей. Также игрок может строить новые архитектурные сооружения — пирамиды и усыпальницы.
Оценки и отзывы прессы«В „Зевсе“ много действия и соответствующий этому действию антураж. В боевой системе есть недочёты, но строительство города представлено лучше, чем когда бы то ни было.» — IGN «В игре есть много юмора, что помогает сделать её ещё более интересной!» — Game Rankings «„Зевс“ подарит вам много часов приятного времяпрепровождения.» — Gamespot «„Зевс“ легко попадает в категорию игр, в которые нам нравится играть, хотя мы и не можем объяснить — почему. Просто хватайте его и начинайте строить!» — GameSpy Ссылки |