Игра Wolfenstein 3D
Wolfenstein 3D (Wolf 3D) — компьютерная игра, родоначальник жанра «шутер от первого лица»[3]. Wolfenstein 3D разработана компанией id Software и издана компанией Apogee Software 5 мая 1992 под DOS[1]. Для игры было куплено название двух известных игр компании Muse Software Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein для Apple II, вышедших в 1980-х. По словам программиста id Software Джона Кармака, на разработку движка игры большое влияние оказало технологическая демонстрация движка, разработанного компаниями Origin и Looking Glass для ролевой игры от первого лица Ultima Underworld: The Stygian Abyss, вышедшей 27 марта 1992 года. Wolfenstein 3D, популярнейший в начале 90-х годов[4], был портирован на различные платформы, включая PSP, 3DO, SNES, Gameboy Advance, Apple iOS и Amiga[3]. В 2007 году id Software анонсировала полнометражный фильм, основанный на сюжете[5]. Игра находится в списке «Лучшие игры всех времён» IGN[6]. Игровой процессВ Wolfenstein 3D игрок управляет солдатом, пытающимся бежать из одноимённой нацистской крепости; ему противостоит множество вооружённых охранников и сторожевых собак. Здание наполнено потайными комнатами, где хранятся разного рода драгоценности, пищевые продукты и медицинские аптечки, а также различное оружие и боеприпасы. Игрок двигается по уровням игры, в конце каждого сюжетного эпизода предстоит схватка с финальным боссом — особенно сильным противником, для победы над которым требуется немало усилий со стороны игрока. Для прохождения эпизода достаточно завершить только 9 из 10 уровней. Где-то в восьми первых миссиях каждого эпизода находятся замаскированные выходы на секретный 10-й уровень. Такой уровень в третьем эпизоде прославился тем, что представлял собой одну из вариаций известной игры Pac-Man. Первоначальная концепция Wolfenstein 3D предусматривала массу тактических возможностей, почерпнутых из оригинальной игры, включая перенос тел, переодевание во вражескую форму, бесшумное уничтожение противников ловким ударом в спину и другие атрибуты современных стелс-игр. Несмотря на то, что все вышеперечисленные возможности были реализованы программистами id Software, от них отказались, поскольку они затягивали игровой процесс и делали управление игрой невыносимо сложным[7]. Wolfenstein 3D не является первым шутером от первого лица в истории компьютерных игр. Более того, до него id Software выпустила Hovertank 3D (май 1991 года) и Catacomb 3-D (октябрь 1991 года) для компании Softdisk[7]. Создатели Wolfenstein 3D перенесли ряд идей из этих игр, включая, например, изображение лица главного героя в строке состояния. История созданияWolfenstein 3D была выпущена как shareware[8], в связи с чем игра разошлась по миру огромным количеством копий. Бесплатная версия игры содержала только один эпизод («Escape from Wolfenstein»), состоявший из 10 уровней (этажей). Коммерческий выпуск игры насчитывал три эпизода, включая первый (новыми эпизодами были «Operation: Eisenfaust» и «Die, Führer, Die»), а также набор дополнительных эпизодов «The Nocturnal Missions» (содержащий «A Dark Secret», «Trail of the Madman» и «Confrontation»). Таким образом, общее количество уровней Wolfenstein 3D составляло 60, по десять уровней в каждом эпизоде. Игра была выпущена на PC и затем портирована на компьютеры Apple IIgs, Acorn Archimedes и RiscPC, а также на видеоприставки Super NES, Atari Jaguar, Game Boy Advance и 3DO. Исходный код был опубликован id Software в 1995, что положило начало традиции раскрывать исходный код движка каждой старой игры вскоре после выхода нового проекта (исключением стал только Doom II, который изначально был выпущен на правах GNU GPL). Позднее игра была адаптирована для Linux. В 1992 году Wolfenstein 3D вышел приквел (предыстория) Spear of Destiny. Позже была портирована на современные мобильные устройства, в частности на iOS. Вошла некоторая мода на перенос старых игр в мобильные устройства, например Max Payne, Grand Theft Auto 3 и другие. В процессе работы над Wolfenstein 3D сотрудники id Software придумали немало названий для своего 3D-шутера. Среди них: Castle Ochtenstein, Luger’s Run, The Fourth Reich, Adolph’s Bane, Hard Cell, Luger Me Now, Tank You Very Much, Castle Hasselhoff, How Do You Duseldorf?, Castle Verlassen, Sturmwind, Hollehammer, Schattensendener, Geruchschlect, Dolchteufel, Grabgrabbener, Eisenschwert и Dammerung. В конечном итоге компания приобрела права на торговую марку у создателя аркады Castle Wolfenstein[7]. СюжетПервые три эпизода повествуют о попытке Уильяма «B. J.» Блажковича бежать из замка Wolfenstein и свергнуть нацистский режим. Вооружённый поначалу лишь ножом и пистолетом (отобранных в борьбе у охранника его камеры) B. J. стремится бежать из замка. Убивая офицеров СС, он получает автомат, а затем и ручной пулемёт, сталкиваясь в конечном итоге с последним стражем — Гансом Гроссом (нем. Hans Große, «Большой Ганс»). Уничтожив Гросса и покинув замок Wolfenstein, B. J. приступает к выполнению операции «Железный кулак» («Operation: Eisenfaust»). С самого начала становится ясно, что действие происходит не в тюрьме: стены покрыты мульчой, главными врагами Блажковича становятся серокожие мутанты с автоматом, имплантированным в грудную клетку. Операцией «Железный кулак», по-видимому, также назывался проект по выращиванию таких мутантов; босс эпизода, доктор Шаббс (Dr Schabbs), бросает в игрока шприцы. Его смерть знаменует собой конец биологической войны. На восьмом уровне в секретной комнате спрятан один Ганс Гросс и надпись «Apogee» (на самом деле в секретном лабиринте скрывается ещё один Ганс Гроссе — итого их два на 8 уровне второго эпизода). «Die, Fuhrer, Die!» — это хронологически последний эпизод. Пробившись сквозь ряды нацистских солдат и атаковав бункер, расположенный под Рейхстагом, игрок сражается с финальным боссом, в роли которого выступает Адольф Гитлер, закованный в огромные механические доспехи. «The Nocturnal Missions» представляют собой приквел, повествующий о разработке нацистами химического оружия. В эпизоде «A Dark Secret» игрок охотится за учёным, непосредственно разрабатывавшим это оружие; задача B.J. состоит в том, чтобы проникнуть в исследовательские лаборатории и уничтожить доктора Отто Гифтмахера (Dr. Otto Giftmacher, в переводе с немецкого «Изготовитель яда»), который пытается уничтожить B.J. из ручного гранатомёта. На секретном уровне находятся офицеры-невидимки. «Trail of the Madman» — это эпизод, отличающийся самыми изысканными интерьерами[стиль!][значимость факта?]. Игрок должен выкрасть планы химической войны (нем. Giftkrieg), которые охраняет Гретель Гросс (Gretel Große, «Большая Гретель»), сестра Ганса. Она выглядит примерно так же, как брат, только одета в розовое, а не синее, и имеет большую грудь[значимость факта?]. Повсюду развешаны портреты Гитлера (в том числе мозаичные), символизирующие вершину его могущества. Все этажи богато и роскошно украшены[значимость факта?]. История заканчивается эпизодом «Confrontation», который подводит итог всему, с чем сталкивался игрок на протяжении всей игры. Здесь есть мутанты, Pac-Man и ещё три Гросса, идентичных Гансу (все на секретном уровне[значимость факта?]). Финальный бой происходит между B. J. и идеологом химической войны, её руководителем генералом Феттгезихтом (нем. General Fettgesicht, в переводе с немецкого «Жирномордый»). Следует отметить, что, несмотря на сюжет, игра, даже если отбросить научно-фантастическую часть, не имеет никакого отношения к реальным нацистским планам и сооружениям. Дизайн интерьера игрового мира полностью вымышлен. По крайней мере три уровня имеют планировку в виде свастики (E1M4; E2M5; E6M3), в том числе один уровень представляет собой несколько свастик, вложенных друг в друга (E6M3), и на одном из уровней третьего эпизода оставили свои инициалы Джон Ромеро и Том Холл (E3M7). Тем не менее, сюжет игры опирается на реальные, тщательно спланированные побеги захваченных в плен солдат антифашистской коалиции из подобных тюремных казематов, как, например, замок Колдиц. Также нелишне вспомнить побег знаменитого писателя Станислава Ежи Леца, который, подобно нашему герою, зарубил лопатой эсэсовца, забрал его оружие и форму, и совершил побег. Техническая реализацияВизуализация стен в «полу-3D» производилась с помощью рэй-кастинга (англ. ray casting), специального вида рэй-трэйсинга (англ. ray tracing)[9]. Этот метод заключается в отслеживании хода луча, который выходит из точки наблюдения и проходит через каждый столбец пикселов на экране; программа проверяет, не пересек ли луч стену, и в соответствии с этим производит наложение текстур. Далее создается одномерный буфер, в котором располагаются масштабированные спрайты, которые изображают врагов, бонусы и предметы. До Wolfenstein 3D, эта технология уже использовалась id Software в 1991 для создания Hovertank 3D и Catacomb 3D для Softdisk, но с использованием 16 цветов при разрешении 320х200 (в Wolf 3D было уже 256 цветов при том же разрешении). Список игр, которые использовали игровой движок Wolfenstein 3D или его модификации, включает такие игры, как Blake Stone, Corridor 7, Operation Body Count, Super Noah's Ark 3D, Rise of the Triad, Shadowcaster и Hellraiser. Согласно словам Джона Кармака, главного программиста id Software, игровой движок был создан под вдохновением от технологической демоверсии компьютерной ролевой игры от первого лица Origin/Looking Glass Studios — Ultima Underworld: The Stygian Abyss в 1991. Кармак утверждал, что сможет создать более быстрый визуализатор, в чём и преуспел. Движок Wolfenstein 3D примитивнее такового в Underworld (в нём отсутствуют наклонные поверхности и освещение), однако Wolfenstein 3D требует и меньше аппаратных ресурсов. Wolfenstein 3D — первая игра, использующая ExMx (иначе, «ExLx») — единый способ наименования уровней. Первый x обозначает номер эпизода, второй — номер карты или уровня. Например, «E1M4» — это четвёртый уровень первого эпизода. ПротивникиОбычные противникиВ Wolfenstein 3D существует пять видов обычных противников. Большинство из них представляет опасность только в значительном количестве.
БоссыВ конце каждого эпизода игрок встречает босса. В отличие от обычных врагов, боссы нарисованы только с одной проекции вместо восьми, поэтому игрок не может подкрасться к боссу сзади[10]. Боссы также глухи и не замечают игрока, пока тот не будет им виден. Боссы из Е1, Е5 выбрасывают золотые ключи, открывающие двери, ведущие к выходу с уровня. В версиях для Macintosh и персонального компьютера боссы различаются[11].Боссы версии для персонального компьютера[12]:
ОружиеВ Wolfenstein 3D, по сравнению с современными играми, сравнительно небольшой выбор оружия. В игре присутствуют:
В игре, в отличие от многих других шутеров, пистолет и автомат используют одинаковые патроны, что имеет реальное объяснение: пистолет Люгер и пистолет-пулемёт МР-40 действительно использовали один тип патронов — 9×19 мм Парабеллум. Секреты игры
Награды
ПоследователиWolfenstein 3D считается точкой отсчёта популярности шутеров от первого лица. Движок Wolfenstein 3D (часто в переработанном виде) использовали такие игры, как Blake Stone, Corridor 7, Operation Body Count, Super Noah's Ark 3D, Rise of the Triad, Shadowcaster и Hellraiser. Благодаря успеху игры, id Software стала модным разработчиком компьютерных игр[14]. Образовались фанатские группы, которые пристально следили за работой компании, и когда вышел Doom, у него уже была благодарная аудитория. Doom вышел на иной технологический уровень по сравнению с Wolfenstein 3D: более разнообразные уровни, более детальная прорисовка персонажей и интерьеров, улучшенная анимация персонажей. Очередную революцию в жанре id совершила, выпустив Quake в 1996 году, первый шутер с полностью трёхмерной графикой. Приквел к Wolfenstein 3D — Spear of Destiny — вышел сразу же после основной игры, и повествовал о попытке вернуть Копьё Судьбы Блазковицем из рук нацистов. В 2001 вышла игра Return to Castle Wolfenstein (RtCW) на движке id Tech 3, в которой был применён тот же сеттинг, что и в Wolfenstein 3D, хотя, конечно, этот шутер был мало похож на оригинальную игру. В Wolfenstein: Enemy Territory добавили элементы тактического командного экшена и мультиплеерный режим для двух игроков. В 2004 году id Software анонсировала выход новой игры Wolfenstein, которая основывается на сильно переделанном движке id Tech 4. Игра вышла в 2009 году. Моддинг и портирование Wolfenstein 3DПервые моды для игры Wolfenstein 3D появились ещё до публикации исходных кодов игры под лицензией GNU и создавались через редактор ресурсов игры и редакторы уровней. Таким образом, первые моды включали изменение внешнего вида персонажей и объектов, а также новых карт, без принципиального изменения графического движка. В дальнейшем, после выхода игры Doom, был создан знаменитый культовый мод WolfenDoom, основанный на движке Doom и представляющий собой ремейк оригинального Wolfenstein на принципиально новом движке[16]. В рамках этого мода появился также набор новых карт, включая и улучшенные старые карты оригинальной игры, использующие новые возможности графического движка. Популярность этого мода нашла своё отражение в появлении двух секретных уровней в игре Doom II: Hell on Earth, содержащих персонажей Wolfenstein 3D. Причём один из этих секретных уровней является ремейком первого уровня первого эпизода Wolfenstein 3D, а второй — девятого уровня этого же эпизода. Позднее, когда с публикацией исходных кодов Doom появились OpenGL-порты с улучшенной графикой, мод WolfenDoom был перенесён на движок DoomsDay, являющийся одним из наиболее впечатляющих OpenGL-портов Doom, имеющим поддержку улучшенной графики, включая трёхмерные модели и спецэффекты. С выходом игры Quake II была начато создание мода Quake Generations («Поколения Quake»), содержащего ремейк не только Wolfenstein 3D, но и Doom I—II и Quake. Проект был закрыт из-за возникших проблем с лицензированием. Публикация исходных кодов игры Wolfenstein 3D под лицензией GNU GPL, в отличие от публикации кодов Quake, первоначально не дала таких же впечатляющих результатов. Так как движок был очень старым, то требовалась радикальная переделка, требующая почти полного переписывания графической составляющей. Но, тем не менее, впоследствии вышло два OpenGL-порта NewWolf и WolfGL-3D на основе первого[17], поддерживающих кардинальное улучшение графики, включая и поддержку 3D-моделей. С выходом Doom 3 и появлением модов, содержащих ремейк Doom или Doom II, было начато создание мода Wolfenstein 3D on Doom III. Мод имеет графику последнего поколения, и соответственно поддерживает все новейшие спецэффекты, включая и новые 3D-модели. 25 марта 2009 года Джон Кармак портировал Wolfenstein 3D на iPhone[18]. В 2012 году на Mod DB вышел ремейк Wolfram[19]. Версия для Atari JaguarВерсия для этой игровой приставки отличалась незначительно изменёнными спрайтами врагов. Другие отличия от PC-версии:
Интересные фактыИгра
Влияние на другие игры
Игра и реальность
Юридические проблемыВ связи с использованием нацистской символики и музыки песни Хорста Весселя, версии для персональных компьютеров и Atari были запрещены к продаже в Германии в 1994[21]. Запрет был снят только в сентябре 2011 года. Поэтому версия для Super NES не содержала ни свастик, ни других нацистских символов; более того, сторожевые псы были заменены гигантскими крысами, а кровь превратилась в испарину, что сделало игру менее жестокой. Были добавлены также три новых вида оружия и система подсчёта очков. Тем не менее, версия для Super NES не пользовалась той популярностью, что сопутствовала версии для персональных компьютеров. Многие посчитали, что из-за этого Wolfenstein 3D потеряла всё своё очарование.
|