Игра RahXephon
RahXephon (яп. ラーゼフォン ра:дзэфон ), зачастую известный в России как РаЗефон или, в англоязычном прочтении названия, РаКСефон, — аниме-сериал, выпущенный в 2002 году студией BONES и ставший фактически первой её самостоятельной работой. В 2003 году был выпущен полнометражный фильм «Rahxephon: Pluralitas Concentio», пересказывающий сюжет сериала. Многие критики отмечали определенное сходство сериала с более ранней работой студии Gainax — «Neon Genesis Evangelion»[1]. Кроме того, в 2001 году аниме было адаптировано в комикс (мангу), художником которого стал Такэаки Момосэ. В 2002 году на CD-диске вышла радиопостановка «по мотивам». В 2003 году была выпущена видеоигра «РаЗефон» для Sony Playstation 2. В качестве бонуса на диске с игрой находилась специальная OVA-серия аниме — «Her and Herself (彼女と彼女自身と) / Thatness and Thereness». По Вселенной «РаЗефона» было выпущено множество книг: цикл романов Хироси Оноги, два артбука и ещё несколько независимых новеллизаций. СюжетИдёт 2015 год. Семнадцатилетний Камина Аято заканчивает школу в Токио. Из родителей у него — только вечно занятая мать. Два года назад в результате нападения неизвестных захватчиков всё человечество погибло, осталась невредимой только относительно небольшая территория с центром в Токио, выехать за пределы которой невозможно. Ученикам говорят в школе, что всё население планеты составляет теперь не более 23 миллионов человек. Однажды утром по дороге в школу Аято становится свидетелем начала войны — силы самообороны отражают нападение неизвестного врага, применяя, помимо обычной боевой техники, невиданное оружие, имеющее вид гигантских существ или роботов гуманоидного типа — долемов. Про школу можно уже забыть — гораздо важнее просто выжить и помочь друзьям. Через некоторое время Аято встречает молодую женщину — Харуку Сито. Вместе они покидают Токио, используя РаЗефона — гиганта того же типа, что использовались для отражения нападения. Выясняется, что Аято, похоже, единственный, кто может управлять РаЗефоном, до этого предназначавшимся его матери. Оказавшись за пределами Токио, Аято узнаёт правду: Земля не разорена, и человечество продолжает существовать, но некоторое время назад раса существ Мю (IPA: [muː] катакана: ムウ, «мюлиане»), пришедших из параллельного мира, напала на людей. Результатом нападения стало то, что Токио с окрестностями был накрыт непроницаемым энергетическим куполом радиусом около 30 миль. Извне купол очень похож на поверхность Юпитера, из-за чего захваченная область получила наименование «Токио Юпитер». Люди, оставшиеся под куполом, полностью изолированы от внешнего мира. Более того, время там течёт в 6 раз медленнее, чем во внешнем мире. Мюлиане внешне не отличаются от людей (более того, они генетически совместимы с людьми и могут иметь общих детей), но их кровь имеет ярко-синий цвет. Люди в Токио постепенно мутируют, превращаясь в мюлиан, о чём в большинстве своём не подозревают. После превращения в мюлиана человек теряет значительную часть памяти, его личность полностью изменяется. Забываются былые привязанности, друзья, любимые, кровные родственники. На Земле идёт уже 2027 год, правительственная организация «Терра», офицером которой является Харука Сито, пытается противостоять агрессии. В силу каких-то причин, которые никто ему не хочет объяснять, Аято — единственный, кому теперь подчиняется Разефон. Боевая операция, свидетелем которой он стал, была затеяна с одной-единственной целью — похитить Аято. От него требуют, чтобы он стал боевым пилотом Разефона и участвовал в борьбе «Терры» с захватчиками. Ему приходится сделать нелёгкий выбор, ведь на стороне противника — его знакомые, друзья, его мать. А на стороне «Терры» оказываются люди, которых он успел полюбить и за которых чувствует ответственность. Как выясняется впоследствии, Разефон — не только и не столько боевое оружие. Он был сотворён в мире Мю в качестве инструмента для «настройки мира» — объединившись с пилотом, имеющим особые качества и способности для управления, он становится фактически богом (Собственно, это не бог, а некий сверх-инструмент мюлиан); его пение, управляемое пилотом («исполнителем»), способно не только разрушать, но и изменять мир, приводить его к порядку и гармонии. И люди из «Терры», и Мю пытаются использовать Разефон для того, чтобы преобразовать мир в соответствии с собственными представлениями. Сериал и полнометражный фильм описывают одну и ту же историю, в фильме лишь несколько иначе расставлены акценты и, естественно, опущены многие события и персонажи (но появилась предыстория, чего в сериале не было). Концовки в фильме и сериале значительно расходятся. Персонажи
МангаМанга была написана и нарисована Такэаки Момосэ, базируясь на сюжете, предоставленном Идзубути и BONES. Момосэ был одним из кандидатов на работу над дизайном персонажей для сериала, но Идзубути хотел, чтобы Акихиро Ямада создал оригинальный дизайн, и Хироки Канно проделал работу по адаптации их к анимации. С мангой Момосэ получил возможность изменить дизайн персонажей в своём собственном стиле и сделать изменения в характерах героев и истории. Манга-адаптация «RahXephon» представляет собой ту же историю, что и аниме, но некоторые черты в них различны. В аниме-сериале, Рэйка загадочная и отстранённая фигура, когда в манге она изображается как более комическая — она является приёмной сестрой Аято и имеет существенные отличия от Рэйки в аниме. Аниме-сериал показывает Мэгуми, соревнующуюся с Харукой за расположение Аято, а в манге эта роль отдана Рэйке. Оценка временного периода также различна: в манге снаружи Токио 2033 год взамен 2027. Тома мангиВыпуск манги начался раньше, чем показ аниме, так что конец одного не сильно отстал от другого. Первая глава или «миссия», вышла в журнале «Monthly Sunday Gene-X» в издании за октябрь 2001 (номер вышел 19 сентября); последняя глава вышла через два месяца после показа последней серии аниме, в номере за декабрь 2002 (вышел 19 ноября). Позже главы были выпущены в трёх танкобонах, которые были переведены и опубликованны по всему миру. Эти тома содержат следующие главы и омаке. Кроме того, каждый издатель мог добавить заметки и объявления в начале и конце тома.
Доступные издания
АнимеТелесериалЮтака Идзубути успешный аниме-дизайнер, специализирующийся на дизайне костюмов, персонажей и мехов (его работы можно наблюдать в сериалах «Gundam» и «Patlabor»). Как-то его бывший коллега по студии Sunrise Минами Масахико, владелец и президент студии BONES, согласился, чтобы Идзубути срежиссировал что-нибудь.[3] Идзубути поймал Минами на слове и так появился «РаЗефон». Идзубути обратился к классическим мехам 1970х-1980х. Он желал «установить новые стандарты в поле» меха-аниме[3] и показать свой талант как создателя аниме. Всего в аниме 27 серий. 26 — основные и одна специальная, носящая номер 9,5. В ней показаны воспоминания героев. В поддержку музыкальной темы «РаЗефона», серии названы «movement» (самостоятельная часть музыкального произведения) и каждый DVD-диск назван как «оркестровка». ФильмТомоки Кёда, режиссировавший три серии из телесериала, стал режиссёром полнометражной версии «РаЗефона», названной «Pluralitas Concentio» (множественная гармония лат.). Ютака Идзубути значится в титрах как главный режиссёр этого фильма, но он не был сильно вовлечён в его производство. В фильме есть несколько новых сцен, в основном расположенных в начале или в конце аниме. В начале это пролог, показывающий ранее происшедшие события — некая экспозиция действия. Более значимое изменение в сюжет было добавлено перед самым концом фильма — в последние 30 минут фильма и завершалось всё эпилогом, повествующим о происшествиях, имевших место спустя несколько недель после окончания событий телесериала. Основу фильма составляют урезанные сцены из сериала, иногда в них заменены персонажи или показана иная мотивация и диалоги. Фильм акцентирует внимание на отношениях между семьями Камино и Мисима до инцидента в Токио Юпитере, и когда сюжет повторяет события сериала, он фокусируется в основном на их отношениях. Остальные же сюжетные линии либо отодвинуты на второй план, либо полностью отсутствуют. Один из дистрибьюторов фильма представлял его скорее как выход на бис — незапланированное выступление в конце сериала — чем замену аниме.[4] OVAСпециальное Plusculus издание «RahXpehon video game» содержит бонус — OVA-серию, названную RahXephon Interlude: "Thatness and Thereness" (яп. ラーゼフォン間奏曲「彼女と彼女自身と」 )/«Her and Herself». Эта серия показывает диалог Куон Кисараги с самой собой. К концу серии Куон вспоминает кое-что важное о своем прошлом и принимает решение на будущее. КнигиПутеводители по миру «РаЗефона»Издано два различных иллюстрированных путеводителя:
Артбуки
РоманыХироси Оноги, один из сценаристов сериала, создал цикл романов.
Другие книги
ИгрыRahXephon video gameВидео игра «РаЗефон», (яп. ラーゼフォン 蒼穹幻想曲 'Rāzefon Soukyū Gensokyoku' ), была выпущена для PlayStation 2 Bandai Japan в 2003. В основном игра относится к жанру adventure с некоторыми элементами action. Игрок перемещается в 3-хмерном мире, узнавая о местах и отношениях персонажей и продвигая игру к одному из 4х разных концов. Игровые персонажи озвучивались их оригинальными сэйю и были анимированы во время разговоров. Ролики в игре демонстрировали рисованную анимацию, часть которой была сделана специально для игры. В action-вставках игрок сражался с долемами с помощью РаЗефона; оружие и усовершенствования для РаЗефона могли быть открыты в ходе игры. Специальное Plusculus издание видео игры содержит буклет и DVD с ОВА серией. Super Robot WarsГерои и меха из «РаЗефона» появляются в игре «Super Robot Wars MX», также как и персонажи других меха-аниме. В игре, РаЗефон довольно мощная боевая единица, с силой Супер Робота, но более ловкий, чем Настоящий Робот; несмотря на то, что менее подавляющий, чем Zeorymer, это один из самых эффективных роботов в игре. Сюжетная линия аниме также играет свою немаловажную роль в игровом сюжете, так как кульминация сериала была также и кульминацией игры. Музыкальные темыВсего было выпущено 4 альбома с саундтреком к аниме. Три из них к сериалу и один — к фильму «Pluralitas Concentio». Большинство композиций было написано и исполнено Итико Хасимото. Начальная композиция сериала и завершающая фильма были исполнены Мааей Сакамото и выпущены в виде синглов. Кроме того в 2002 году был выпущен диск с радиопостановкой «RahXephon Sound Drama». Открывающие темы
Закрывающие темы
ВлиянияМузыкаВ аниме широко используются музыкальные термины, но кроме этого сериал сопровождают мелодии классических произведений. Увертюра Вагнера к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» открывает первую серию. Мотив, который Куон постоянно напевает или мурлычет себе под нос, — это «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь»[5]. В течение всего аниме эта мелодия звучит не раз из различных акустических систем. ЛитератураЗа основу в отношениях между Аято и Харукой Идзубути взял[3] рассказ Роберта Ф. Янга «Девушка-одуванчик» (англ.)русск. . В этом произведении главный герой встречает девушку, стоящую на холме в легком платье. Тихий ветер играет в её волосах. Позже выясняется, что она пребыла из будущего. Харука же появилась в жизни Аято из прошлого. «The Dandelion Girl» — также название «коды», звучащей после титров 26 серии. При создании истории взаимоотношений главных героев Идзубути также использовал[6] и другую историю, «Портрет Дженни». Идея Токио Юпитера схожа с сюжетом фильма «Сайонара, Юпитер» и произведением «Столица исчезает» ветерана научной фантастики Сакё Комацу.[7] В фильме есть сцена, в которой Харука и Аято делят книгу «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. В сериале это произведение на экране не появляется, но сюжеты «РаЗефона» и «Алисы» в чём-то схожи. В обоих используются зеркала и отражения, и в обоих фигурирует остановка и обратный ход времени. В манга-версии «РаЗефона» можно видеть другую книгу — «Волшебника из страны Оз» Фрэнка Баума. В сериале эта книга появляется мельком,[8] но в манге герои замечают, что их ситуация похожа на Оз. В противоположность Дороти, Аято покидает устроенный мир Токио Юпитера и отправляется в «настоящий» мир. Последняя глава манги называется «Over the Rainbow» («Вдоль по радуге») — это название песни из экранизации «Волшебника» 1939 года. В сериале также упоминаются работы писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе[9]. «Макондо Четыре» позывной, используемый в начале аниме, происходит от названия выдуманного родного города Габриэля Гарсии Маркеса — Макондо («Сто лет одиночества»). Другой позывной, «Йокнапатауфа» происходит из творчества Уильяма Фолкнера — от выдуманной страны Йокнапатауфы. Родной город Аято схож с ними — он настолько же реален. ЦветаМулиане имеют синюю кровь, тогда как нормальные люди красную. Во вселенной "РаЗефон"а идея, что у дворян голубая кровь принимает буквальное значение из-за господства мулиан. В "РаЗефон"е используются синие цветы как символы мулиан.[10][11] Эта же концепция была использована философом Новалисом, который написал о Хэйнриче — молодом человеке, тоскующем о «синем цветке», который он однажды увидел во сне. Кроме того, Новалис писал, что «мир становится сном, а сон — реальностью». В "РаЗефон"е эта идея нашла своё отражение. Митиру, синяя птица, которую Кунуги держит в клетке, названа в честь его дочери.[12] Также верно, что это японское имя для «Mytyl», персонажа из Метерлинковской «Синей птицы». В последних двух сериях аниме эта птица сопоставляется с Харукой, синие птицы символизируют мулиан, а «Синия птица» используется, чтобы описать отношения Ицуки и Нанамори. В манге также присутствует эта тема. Изобразительное искусствоПостоянно появляющаяся символичная картина в аниме это модифицированная версия заметной работы Рене Магритта «La Grande Famille», изображающей небеса с силуэтом голубя на их фоне. В аниме есть также и другие отсылки на французский сюрреализм: от нереальной последовательности, ассоциированной с некоторыми долемами, до всех упоминаний на возвращение и переработку мира в соответствии с желаниями людей. Сюрреалисты утверждают, что художники должны выражать подсознательное, свободное от сознательных мыслей и причин, и тогда вымышленный мир подсознательного будет более реальным, чем настоящий мир — он будет сюрреальным.[13] Аято перенастроил мир в соответствии со своим представлением. Также, сюрреалисты хотят изменить мир, чтобы он подходил подсознательному, например с помощью политической революции.[14] Открывающая последовательность кадров сериала демонстрирует изображения с явными чертами сюрреализма. Одно из изображений в ряде представляет собой сноподобный пейзаж с часами, некоторые из которых сломаны, а другие идут с разной скоростью. Это напоминает картины с «мягкими часами»[15] Сальвадора Дали. Культуры доколумбовой Америки«РаЗефон» имеет много отсылок на доколумбовскую американскую культуру. 21 декабря 2012 года — конец эпохи в длинном счёте календаря майя и переход к новой. В «РаЗефоне» мулиане появились через неделю после этой даты. Также персонажи слушают песню, называемую «Судьбой Катуна»; катун — это мера измерения времени в календаре майя (приблизительно равна 20 годам). Система управления долемом включает шлем, по форме напоминающий лицо скульптур майя,[16]; города мулиан содержат художественные работы, вдохновленные майя и другим месоамериканским искусством.[17] Даже имя лидера мулиан в Токио — «Майя». Это не случайно, в сериале много отсылок к книгам Джеймса Чарчварда о мулианах — развитой древней расе с большого острова в южной части Тихого океана, затонувшего, как и легендарная Атлантида. Чарчвард утверждает, что майя, и другие древние цивилизации, являлись остатками колоний Му. Главный герой «РаЗефона» Аято знаком с этой теорией.[10] Язык мулиан основан на науатле, классической форме, на которой говорили не майя, но ацтеки, жившие севернее. Термины «in ixtli in yollotl» (лицо и сердце) и «ollin» (движение) пришли из этого языка, и отсылают к богу солнца Оллину Тонатиу. Обращаясь к ацтекскому солнечному камню, человечество живёт в пятой и последней эпохе мира. Тонатиу бог этой пятой эпохи; в «РаЗефоне» персонажи Аято и Куон оба зовутся «Оллин» мулианами. В конце сериала оба персонажа достигают состояния, называющегося йолтеотль — это состояние похожее на буддистскую нирвану.[18] Сериал также демонстрирует долема, вырезающего формы на земле; эти формы напоминают «линии Наски»[19] линии, созданные до-инковской культурой. В сериале встречаются ступенчатые пирамиды, выполненные и в стиле Тикаля[20] и в других[10]. Форма штаба ТЕРРы — конусообразная пирамида, смешанная с углом и вершиной Фудзи.[17][21] Последняя серия содержит цитату из прозаической поэмы Октавио Паса «The Obsidian Butterfly» из сборника «Aguila O Sol/Eagle or Sun?», которая повествует о ацтекской мифологии и приходе новой эры. «The Obsidian Butterfly» — намёк на ацтекскую богиню Ицпапалотль; Куон становится представителем богини, практически такой, как описана богиня Пасом. Мифы о сотворении мираНастройка мира перекликается с идеей создания песней, появляющейся в мифах о сотворении мира, например таких как Хопи.[22] Также эта идея была использована в вымышленых мифологиях, например в толкиновской музыке Айнуров и в истории создания льюисовской Нарнии. Другой символичный элемент — големы, создания из глины, перекликаются с Книгой Бытия, также как и с более современными историями в еврейской Каббале и фольклоре. Японская культура и религияДва японских мифа недвусмысленно упоминаются в сериале: Аято сравнивает себя с Урасимо Таро,[7] а профессор Рикудо сравнивает Майю с принцессой Кагуей.[23] «Унесение призраками» (камикакуси) случается сразу и в обратном, и в традиционном для японского фольклора направлении.[24] ТЕРРА базируется на острове Нирай, вымышленом дополнении к Сацунанским островам, одной из групп островов, составляющих японские юго-западные острова. Сама база находится в городе Канай, построенном на искусственной земле, расположенной рядом с настоящим островом. Названия Нирай и Канай являются каламбуром на Нирай-канай.[25] В традиционных верованиях Рюкю «Нирай канай», также называемый «Нира-хара» или «Нираасуку», место в море, где живут боги. Верят, что эти боги посещают острова людей во время определенных религиозных фестивалей.[26] В «РаЗефоне» мулианам внушают, что есть реальное основание у легенды о Нирай-канай. «Гробница времени» похожа на рюкюйский фамильный склеп.[27] «РаЗефонские» Нирай, Канай и бухта между ними по форме приблизительно напоминают запятую, нечто, похожее на магатаму[21] или популярный тайдзитсю символ. Гора Фудзи появляется в аниме и собственной персоной[28] и как вдохновившая некоторые моменты дизайна;[21] эта гора имеет особое значение в синтоизме. В сериале наибольшее значение придаётся религии мезоамерики и Рюкю. Кроме Рюкюанских верований и конфуцианства сериал имеет мало отсылок к традиционным восточным религиям. Ягумо показан в кимоно исполняющим ритуал синтоистского нового года,[27] но другие религиозные культы не отражены. Персонажи отмечают светское Рождество, но различают для себя обычаи и веру.[29] Кунуги посещает христианское кладбище,[30] и важные сцены в двух последних сериях происходят рядом с церковью. Таким образом аниме демонстрирует разнообразие японской религиозной практики. Восточным религиям уделяется мало значения в сериале, но в фильме важное место занимает буддизм. Эпилог показывает бутсудан, где на фарфоровом диске значится посмертное имя Аято. Перед этим, незадолго до конца фильма есть сцена у озера, в которой Аято объясняет ситуацию «перенастройки» Харуке. Он говорит, что он не может оставаться с ней в мире, потому что сейчас он как-то переступил пределы своего человеческого состояния, то есть, он достиг Просвещения. В манге Рейка мулианская мико, которая не готова к ритуалу, включающему РаЗефон и которая оказалась поймана в цикле реинкарнаций. Это форма реинкарнаций сильно отличается от перерождения в буддизме. Интересные факты
Примечания
Ссылки
|