Игра Operation Flashpoint: Cold War Crisis
Operation Flashpoint: Cold War Crisis (OFP) — компьютерная игра в жанре тактического шутера, разработанная Bohemia Interactive Studio в 2001 году. Была переиздана в 2011 году под названием ArmA: Cold War Assault. Основой для сюжета стал вымышленный конфликт между НАТО и СССР во времена холодной войны. Для игры было выпущено два дополнения: Red Hammer и Resistance, позволяющие увидеть конфликт с разных точек зрения. Основной особенностью игры является максимальное внимание к реализму происходящего. СюжетCold War CrisisКампания предлагает поучаствовать в конфликте, встав на сторону американских вооружённых сил[7]. В 1985 году фанатичный генерал Алексей Васильевич Губа намеревается свергнуть генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и взять власть над СССР в свои руки. Губа командует армией на острове Колгуев, рядом с которым находятся острова Малден (на котором дислоцируются войска НАТО), Аверон и Ноговия (суверенные государства). Дислоцированный на острове Малден взвод американской армии, в котором служит рядовой Дэвид Армстронг, в числе прочих сил вылетает на соседний остров Аверон. Выясняется, что на остров напали советские войска. Американцы пытаются там укрепиться, однако из-за недостатка сил это невозможно. Наконец, американские войска пытаются переломить ситуацию, нанеся один мощный удар по столице Аверона — Монтиньяку. Однако контрудар проваливается, американские силы вынуждены эвакуироваться с острова. Армстронг добирается до точки эвакуации, но попадает в плен к советским войскам. Тем не менее, его освобождают местные партизаны — Альянс за свободу Аверона. Вместе с войсками Альянса Армстронг участвует в налёте на советскую базу. В благодарность повстанцы помогают ему выбраться с острова. Тем не менее, война не окончена: советские войска не намерены останавливаться на Авероне. Армстронг возвращается на Малден, где его назначают в взвод охраны базы ПВО на юге острова. Ему удаётся предотвратить попытку советского спецназа уничтожить базу. Американские войска встречают советский десант на Малден в готовности, но всё равно не могут его сдержать. После ряда сражений, в которых в действие вступают ещё два персонажа — танкист Роберт Хаммер и майор спецназа Джеймс Гастовски, американским войскам удаётся нанести удар в тыл советским войскам, а введённые в прорыв танки довершают разгром. Советские войска начинают эвакуироваться с Малдена. За заслуги Армстронг получает звание лейтенанта. Его вызывает командующий войсками на Малдене полковник Блейк, знакомит с майором Гастовски и показывает запись, полученную американцами. Советский генерал Алексей Губа требует, чтобы американцы в течение двух суток покинули острова, или новые силы советской армии просто сметут их. Однако американцы приходят к выводу, что правительство СССР непричастно к конфликту: это «самодеятельность» Губы, а сообщения о подкреплении — блеф. Армстронг и Гастовски направляются на Аверон, чтобы договориться о совместных действиях с партизанами. Те сначала отказываются помочь, так как американцы не сдержали слишком много обещаний, но затем соглашаются поддержать американские войска. В это время на базу нападают советские силы, Гастовски остаётся с партизанами, а Армстронг эвакуируется с разведданными, собранными партизанами о Губе. Затем американцы добивают остатки советских войск на Малдене. Начинается подготовка к десанту на Аверон. Тем временем Гастовски проводит первую диверсию на острове — уничтожает советскую танкоремонтную базу. Американские войска высаживаются на севере Аверона и начинают продвижение вглубь острова. Группа Гастовски уничтожает главную силу советских войск — вертолёты Ми-24. В действие вступает последний персонаж — пилот вертолёта Сэм Никколс. Благодаря совместным действиям пехоты, бронетехники, авиации и спецназа американцам удаётся отбить остров. Группа Гастовски тем временем направляется с секретным заданием на Колгуев — получить данные о системе ПВО острова. Полковник Блейк не собирается останавливаться на освобождении Аверона. Узнав, что к Колгуеву идут силы советской армии, чтобы «арестовать» генерала за самовольное развязывание боевых действий, Блейк приходит к выводу, что на самом деле для Губы все ограничится порицанием в прессе, а на деле он получит награды и дачу в Крыму. Американцы решают сами арестовать Губу и ради этого вторгнуться на советскую территорию. Группа Гастовски осуществляет саботаж выявленных ранее установок ПВО, затем американцы наносят по острову удар, впервые задействовав штурмовики А-10, один из которых пилотирует Никколс. Однако Никколса сбивают, и после катапультирования его захватывает советский спецназ. Блейк получает ещё одно видеопослание, в котором говорится о том, что Губа планирует показательную казнь Никколса, а затем угрожает применением ядерного оружия. Наконец становится понятной цель Губы: спровоцировать американцев на вторжение на советскую территорию, представить это как агрессию, затем советский народ увидит неспособность Горбачева вести военные действия и потянется к генералу как к харизматичному лидеру. Однако Никколсу удаётся бежать из плена, а Гастовски получает данные о расположении советской ракеты «Скад». В ходе тяжёлого боя американскому спецназу удаётся его уничтожить. Губа в бешенстве убивает свою помощницу Ангелину Малевич, после чего вместе с полковником Еусевым пытается эвакуироваться с острова и выпустить ракету из второго «Скада». Однако группе Гастовски удаётся уничтожить «Скад» и затем захватить (или убить) Губу. Американские войска выводятся с Колгуева. Официально было объявлено, что неизвестные террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без серьёзных потерь. В течение кампании игрок принимает на себя роли четырёх персонажей[8]:
Red Hammer («Красный молот»)Кампания предлагает игроку встать на сторону СССР и поучаствовать во вторжении на Аверон и Малден, приняв на себя роль рядового Дмитрия Лукина[9]. Дмитрий Лукин — бывший офицер советского спецназа, которого разжаловали в рядовые за невыполнение приказа о расстреле мирных жителей в Афганистане. Принимал участие во вторжении на Аверон, после чего получил звание сержанта. В этом звании участвовал во вторжении на Малден. При эвакуации советских войск с острова не успел добраться до десантного катера и был брошен, однако затем вместе с группой советских солдат смог угнать вертолёт и вернулся на Аверон. После этого получил звание лейтенанта и был зачислен в спецназ. Во время операции по ликвидации повстанцев на Авероне встретился с их лидером — своим бывшим сослуживцем Сергеем, который объяснил Лукину, что действия Губы — авантюра. Лукин присоединился к повстанцам и принял участие в ряде операций против советских войск на Колгуеве. Незадолго до вторжения американцев на Колгуев сумел покинуть этот остров, захватив двух офицеров из штаба, чтобы те рассказали правду на «большой земле». Таким образом, Лукин за всю кампанию успел побывать простым пехотинцем, командиром, экипажем танка, пилотом вертолёта, спецназовцем и стал единственным протагонистом, воевавшим против всех трёх сторон конфликта. Resistance («Сопротивление»)Кампания повествует о происшествиях, имевших место в 1982 году, за три года до событий оригинальной игры. Игрок берет на себя роль бывшего бойца специального назначения Виктора Трошки, который вернулся на родной остров Ноговия после длительной службы. На Ноговии 30 лет существовал социалистический режим, однако незадолго до приезда Трошки начались либерализация и рыночные преобразования. В 1982 году на Ноговии вспыхивает правительственный кризис: остатки коммунистической фракции в парламенте выходят из его состава и обращаются за помощью к СССР. С Колгуева на остров вторгаются силы советской армии под командованием полковника Губы. Силовые структуры Ноговии были не в состоянии противостоять советской армии, но на острове начало зарождаться партизанское движение. Партизаны обращаются за помощью к Трошке как к имеющему опыт войны с советской армией, но сначала тот отказывается. Однако после того, как Губа приказал расстрелять нескольких его друзей, если те не выдадут скрывающегося партизана, Трошке приходится вмешаться. Он вынужденно принимает командование над образовавшимся Сопротивлением (или можно выбрать сторону СССР и выдать повстанцев, но после этого Трошку расстреляют вместе с лидерами Сопротивления). В ходе боев партизанам удаётся захватить у советской армии оружие и бронетехнику, а также воспользоваться остатками оружия местной армии. Партизаны захватывают контроль над севером острова и успешно отражают атаки советской армии. Вскоре они начинают наступление, но войска Губы впервые задействуют вертолёты и наносят партизанам крупное поражение. На остров с Малдена прибывает диверсионная группа майора Джеймса Гастовски, доставившая партию оружия и ПЗРК. Партизаны наносят удар по советскому аэродрому, уничтожая вертолёты. После этого Губа идет на переговоры, захватив группу заложников из родной деревни Трошки, Долины, в том числе его возлюбленную Лиз. Однако переговоры оказываются ловушкой, между партизанами и советской армией вспыхивает бой, Губа сбегает, а все заложники погибают… После этого Трошка переходит к широкомасштабным действиям по полному вытеснению советских войск с Ноговии. Взорвав мост, делящий остров практически на две части, и блокировав единственную обходную дорогу, партизаны наносят удар по столице острова Липани, затем уничтожая советские силы во втором городе — Петровиче. За советской армией остаётся лишь аэродром на юго-западе острова. Советские силы начали покидать остров, однако Губа решил перед уходом уничтожить всё население острова и вызвал для этого три штурмовика Су-25 с напалмовыми бомбами. США выслали к острову крейсер, однако он не может успеть. Командующий войсками на Малдене генерал Уильямс отказывается от прямого вмешательства. Пробравшиеся к аэродрому бойцы Гастовски погибают при попытке взорвать самолёты — выживает лишь сам тяжело раненный майор. Трошка решает сам уничтожать самолёты. Ему это удаётся, однако Губа, лично возглавив отряд советских танков и пехоты, преследует Трошку. Трошка оказывается блокирован в ущелье и расстрелян из танковых орудий. Советские танки атакуют главные силы партизан, однако в этот момент их уничтожают американские вертолёты. Губа успевает покинуть остров на вертолёте, остатки советских войск попадают в плен. Ноговия возвращается к мирной жизни. Полковник Блэйк, на свой страх и риск отправивший вертолёты, становится командующим войсками на Малдене. Гастовски уходит в отставку и остаётся в Ноговии, где создаёт небольшую авиакомпанию. Тело Виктора Трошки так и не было найдено… Действующие лицаНа протяжении всех частей игры действуют следующие персонажи[8][10]: СССР:
НАТО:
Сопротивление:
ГеймплейOperation Flashpoint является настоящим прорывом в жанре военных шутеров[11]. Разработчики игры отказались от любых проявлений аркадности геймплея. Так, это один из первых шутеров, в котором передвижение, обзор и прицеливание персонажа были разделены, жизнь солдат измерялась не «лайфбаром», а реалистичным способом, бои проходили при поддержке различного рода техники. Всё это было новшеством в 2001 году, однако вскоре разработчики других серий шутеров начали добавлять эти элементы в свои игры. Таким образом, Operation Flashpoint можно считать игрой, определившей облик современных шутеров. И в то же время, главный элемент её геймплея состоит в том, что в отличие от прочих шутеров, в которых симуляция боевых действий заключается в статическом декорировании узкого игрового пространства (в пределах видимости игрока), анимировании персонажей и объектов и исполнении скриптовых сцен в этом пространстве, выдаваемых за спонтанные действия, и следовании линейному сюжету, в OFP выполняется принцип «шестерёнок войны»: разработчиками создан полноценный, динамически развивающийся во всём игровом пространстве мир, опирающийся на великолепно выполненный искусственный интеллект, приспособленный под любые условия ведения боевых действий и не требующий анимирования. При такой симуляции войны фокусирование боевых действий уходит непосредственно с игрока, который теперь управляет лишь рядовым солдатом. Именно эта особенность является уникальной и встречается лишь в линейках игр Operation Flashpoint и Armed Assault, ни в одной другой линейке этот принцип не воплощён[12]. Кроме того, особый статус игре придаёт то, что она является первым полномасштабным военным симулятором: в ней имитируются максимально реалистичные боевые действия с участием различных родов войск и видов техники, действия которых согласованы и подчиняются военной дисциплине. Солдаты имеют свою специализацию и несут различное оружие, обязанности в отряде разделены, все подчиняются командирам отряда, а те в свою очередь подчиняются высшему командованию — всё это соответствует реальной боевой единице. Пехота тесно взаимодействует с техникой, которая также входит в структуру войск и различается по назначению и возможностям её применения. OFP считается достаточно сложной игрой[13][11], поскольку основное внимание разработчики уделили реализму[4]. Игрок может погибнуть всего от одной удачно попавшей пули. При этом динамика движения пули близка к реальной: пуля обладает скоростью полёта и баллистической траекторией. Пули или снаряд достигают цели раньше, чем звук от выстрела. Попадания в различные части тела сильно влияют на поведение бойца (например, попадание в руку ухудшит прицеливание). Причем «здоровье» персонажа само не восстанавливается, для лечения необходима перевязка санитара или в полевом госпитале. При беге появляется одышка и учащённое сердцебиение, что затрудняет прицеливание из-за дрожащих рук. Это очень актуально для снайпера, которому нужно сначала успокоиться, чтобы метко поразить цель, находящуюся далее 500 метров. За одну миссию возможно сохраниться всего один раз. Кроме того, игроку приходится управляться не только с солдатами, но и с различной техникой. Бои обычно ведутся на больших дистанциях: 100—300 метров для автоматов/штурмовых винтовок, 100—500 метров для пулемётов, 300—1000 метров для снайперских винтовок, 500—1500 метров для танков и до 2500 метров для воздушной техники при использовании вооружения «воздух-земля». Острова, на которых разворачиваются действия, огромны и полностью открыты для перемещения[4]. В отличие от многих шутеров, в OFP отсутствуют так называемые «стеклянные стены», перемещения игрока ограничиваются лишь размерами острова (очевидно, острова были выбраны именно для того, чтобы создать ощущение, что свобода перемещения ограничена только естественными препятствиями). Это значительно увеличивает свободу тактических решений: игрок сам выбирает свой маршрут, может использовать местность для скрытного передвижения и защиты от вражеского огня. На островах существуют горные массивы, холмы, леса, поля, кустарник, дороги, аэродромы, маленькие населённые пункты. На острове Ноговия в дополнении Resistance появился длинный узкий залив (практически, река) вглубь острова и автомобильный мост через него. Хотя игра не является полноценным авиационным или танковым симулятором, существует возможность управления автотранспортом, бронетехникой, вертолётами, самолётами и морской техникой[14]. Управление техникой упрощено, однако сделано менее аркадным, чем, например, в играх серии Battlefield и Call of Duty. Для эффективного управления танком в бою необходимо не менее двух членов экипажа (механик-водитель и стрелок-наводчик), а пилотирование вертолёта и самолёта требует определённых навыков. Кроме того, в роли командира игрок может управлять отрядом численностью до 12 человек (включая командира), отдавая приказы всему подразделению или индивидуально. Список приказов обширен и включает команды на смену строя, перемещение в определённую точку, лечение в случае ранения (если рядом есть медик), пополнение боезапаса или смену оружия, наблюдение за определенным сектором обзора, изменение режима огня и поведения солдата (что позволяет задать уровень его агрессивности в бою)[15]. Надо отметить, что бой в игре занимает далеко не всё игровое время. Игроку придется пешком преодолевать достаточно большие расстояния на местности, выбирать боевую позицию и менять её, отступать, готовить засады для вражеских конвоев и укреплять собственные военные базы, управлять машинами и просто ехать в них в качестве пассажира[4]. На это уходит достаточно много времени. Бой в игре может быть затяжным только в случае взятия или обороны базы, в остальных случаях (например, случайное или намеренное столкновение отрядов) он кратковременный и обычно заканчивается отступлением одного из отрядов в случае, если он понес большие потери. Игроку приходится вести бой в основном на открытой местности, реже — в лесу или в городских условиях. Помимо свободы перемещения, OFP предоставляет игроку другие возможности, резко увеличивающие нелинейность игры. Нелинейным во многих миссиях кампаний является развитие действия, зависящее как напрямую от выбора игрока, так и косвенно — от его действий[11]. Например, вы можете выбрать путь, по которому поведете конвой, и от вашего выбора будут зависеть трудности, которые вам встретятся. Выполнить задания миссии можно разными способами, а иногда можно закончить миссию, не выполнив какое-либо задание, но в этом случае последующие миссии окажутся сложнее. Так, в миссии «Металлолом» по угону русских танков возможны следующие варианты: если угнать все 4 танка (один Т-80 и три Т-72), они будут доступны в миссии «Полигон» по штурму города Модрава. Если же закончить миссию «Металлолом», не угнав ни одного танка, то в миссии «Полигон» будут доступны 2 танка Т-55. Кроме того, в игре можно захватить вражескую технику, даже ту, которую по заданию положено уничтожить, и использовать ее для борьбы с противником. В игре используется реальный ход времени, с течением которого изменяются время суток и погодные условия (солнце/облачность/дождь и интенсивность тумана)[4]. Каждая миссия имеет дату, причём от неё зависит особенность дня: например, в зимние месяцы продолжительность дня меньше и солнце поднимается ниже. Также в игре используется карта настоящего звездного неба, которое перемещается со временем. В описании одной из миссий (побега из плена) прямо предлагается ориентирование по звездам. В одиночной игре можно ускорить течение времени в 2 или 4 раза (полезно при преодолении больших расстояний), при ускорении времени можно заметить движение солнца или луны и звёзд на небе. Одной из особенностей игры является показ персонажа, убившего игрока. Это позволяет внести корректировки в тактику прохождения миссии. Игрок может погибнуть как от рук врага, так и от случайной пули своего союзника. Кроме того, если проводить целенаправленный расстрел своих солдат, они также уничтожают «взбунтовавшегося солдата». Погибнуть можно от взрыва гранаты, взрыва танка, самолёта, вертолёта, грузовика с амуницией или топливом, при падении с высоты, при попадании под какое-либо транспортное средство, при попадании в воду (солдат не умеет плавать[16]). Также при попадании в воду взрывается техника, не имеющая способности плавать. Игра поддерживает четыре ракурса обзора:
Игра имеет 2 настраиваемых уровня сложности: «Кадет» и «Ветеран». Уровень «Ветеран» имеет несколько неизменяемых настроек сложности: отсутствует указание информации о юните при наведении на него прицела, отсутствует отметка на карте текущего местоположения, а также расположение всех прочих солдат и техники в пределах видимости (отмечается лишь время обнаружения врага в квадрате и тип и количество вражеских сил), отсутствует самонаведение у ракет тяжелых гранатометов, а захват цели у ПЗРК происходит вслепую (повышается вероятность промаха или ошибочного захвата)[16]. Но есть и изменяемые настройки: можно установить отсутствие прицела (именно экранного, оружейный останется), отсутствие вида от 3-го лица (ракурсы «вид от 3-го лица» и «тактический экран» становятся недоступными), супер ИИ (интеллект ботов на порядок повышается). Все это позволяет повысить ощущение реализма игры. Уровень «Кадет» является полностью настраиваемым, по умолчанию все настройки выставлены на легкую игру. Это позволяет новичкам приспособиться к игре. Кроме одиночной игры, присутствует мультиплеер. Также в игре есть редактор и собственный скриптовый язык, которые позволяют создавать одиночные и многопользовательские миссии, сравнимые с оригинальными[17]. Единственное животное в игре — чайка. Изредка встречается в кампаниях, может быть добавлена самостоятельно при создании миссии, используется в мультиплеере (управляется игроком после его гибели). К недостаткам геймплея можно отнести то, что в игре полностью отсутствует рукопашный и ножевой бой, однако при создании миссии можно дать пехотинцу возможность удара кулаком или прикладом. Ввиду особенностей игрового процесса рукопашный бой не имеет практического применения и в официальных миссиях не встречается[18]. Санитар под управлением игрока не может перевязать сам себя. Под управлением AI перевязывается без всяких проблем. Персонажи, в том числе и сам игрок, не могут вести огонь, пока находятся в технике (автомобиле, вертолёте, БМП), а также во время спуска на парашюте[19], кроме того, управление парашютом невозможно[16]. Каждый остров находится на отдельной карте, и перебраться с одного на другой (по воздуху или на катере) в игре невозможно[6]. МультиплеерOFP поддерживает два режима сетевой игры: по локальной сети и через интернет. В первом случае один игрок создаёт в игре сервер, а остальные подключаются к нему (как в большинстве других игр). Во втором случае для упрощения поиска серверов используются дополнительные программы, встраиваемые в оболочку игры. Для OFP чаще всего используется GameSpy. Однако в этом случае будут отображены лишь сервера, созданные с помощью этой же программы, для подключения к иным серверам необходимо знать их IP-адрес. Игрок также может создать сервер из игры (не используя дополнительные программы), в этом случае он должен сообщить свой IP-адрес тем, с кем хочет играть. До подключения к серверу игра отображает некотурую информацию о нём: количество подключённых игроков, название миссии, включённой на сервере, идёт ли игра или только готовится и т. д. Надо отметить, что вступление игрока в уже идущую игру невозможно, сервер попросит вас подождать окончания игры. Подключённые игроки выбирают миссию из числа загруженных на сервер. Каждая миссия вмещает ограниченное число игроков. Далее каждый игрок выбирает себе сторону и специализацию бойца (среди предоставляемых миссией). Игроки могут подождать подключения желаемого числа игроков, а незанятые игроками места оставить пустыми или отдать ботам. После готовности всех подключённых начинается игра. Виды мультиплеерных миссий:
Если сервер создан с помощью внешних программ, то постоянное присутствие в игре администратора (или создателя) необязательно. Поэтому для упрощения управления сервера игроками в игре присутствует система голосования. Так, игроки посредством команд серверу голосуют за выбор определённой миссии, рестарт миссии, удаление какого-либо игрока с сервера[20]. Сервер исполняет команду, если за неё проголосовало половина или более игроков. Для ещё большего удобства в игре предусмотрена должность админа (которая, однако, по сути своей является должностью модератора). Админ выбирается из числа игроков голосованием по той же системе. Его возможности те же, что и у игроков при голосовании, но он может выполнить их единолично. Несмотря на это, система голосования остаётся на тот случай, если команды админа не устраивают игроков. В то же время, возможен вход на сервер в качестве главного администратора. Для этого необходим пароль, который определяется создателем сервера. Игрок-администратор автоматически становится админом, при этом система голосования отключается. Главному администратору доступны расширенные возможности: бан игроков, мониторинг, настройка и выключение сервера и т. д. Редактор миссийРедактор позволяет работать на карте любого острова[17]. Первоначально игрок закладывает основу миссии, создавая юниты (солдат или технику) определённой стороны и специализации. Затем юниты можно объединять в отряды. Указание действий для них производится с помощью вэйпоинтов, список действий которых включает все возможные (передвижение, посадка/высадка, уничтожение врага, присоединение/возглавление и т. д.) Также игрок может устанавливать триггеры, которые выполняют некоторые действия при совершении определённых условий. С помощью них можно определить, например, разные концовки миссии. Всё это позволяет создать простейшую одиночную или кооперативную миссию. Однако в редакторе имеются дополнительные возможности, позволяющие сделать миссию более интересной. Так, игрок может задать вероятность появления юнитов-ботов или случайное место их появления, разместить ящики с оружием (позволит игроку выбрать наиболее подходящее на его взгляд вооружение), создать гражданских юнитов и технику (украсит миссию). Также для декорирования миссии доступно большое количество неподвижных объектов, начиная с бытовой техники и заканчивая мишенями для стрельбищ. Игрок может создать военный лагерь, расставив палатки, установив флаг и костёр, а укрепить его можно, окружив укрытиями, сделанными из мешков с песком, поставив небольшие крепости. Кроме того, можно создавать вступительный и завершающий видеоролики, и более короткие — внутри миссии. Наконец, мощным средством разработки является скриптовый язык игры[21]. Он позволяет воплотить в миссию любую идею создателя, вплоть до анимирования персонажей. Небольшие скриптовые команды пишутся прямо в игре в отведённых под это полях, более объёмные помещаются в отдельный файл. Именно так разработчики игры создали скрипты, возрождающие игрока после смерти, которые используются в командных и личных мультиплеерных миссиях. Таким образом, при разработке миссии создаётся папка, в которую помещаются следующие файлы:
Затем папку с этими файлами можно поместить в папку одиночных или сетевых миссий, и созданная миссия появится в игре. Но можно и в игре конвертировать целую папку в файл формата *.pbo[29]. Этот файл по своей структуре является архивом, редактирование его невозможно, а обратная конвертация игрой не предусмотрена. Очевидно, что это сделано для того, чтобы защитить авторские права создателей миссии. Персонажи и оружие в игреСпециализации бойцовВ игре представлено несколько стандартных специализаций бойцов[15][30][31]:
Офицеры по обмундированию отличаются от солдат: у русских офицер в берете, а солдаты в касках, у американцев офицер в кепи, солдаты в касках, у армии сопротивления офицер в панаме, солдаты в кепи. Экипажи танков и пилоты также имеют соответствующую форму. Советский спецназ носит характерные маскхалаты, тельняшки и банданы. Американские диверсанты одеты в защитную экипировку и даже носят маски, закрывающие лицо. Причем у «дневных» диверсантов (имеющих в экипировке бинокль) маскхалат цвета хаки, а у «ночных» (имеющих ПНВ) — черный. Среди стандартных специализаций Сопротивления присутствует пилот, хотя в игре в войсках Сопротивления воздушная техника отсутствует. Возможно, пилот нужен как персонаж, способный управлять угнанной у противника воздушной техникой. Пилот Сопротивления отличается от обычных бойцов лишь цветом формы и не имеет специальной экипировки (очки, гермошлем, парашют). Надо отметить, что приведенные выше специализации — стандартные. При создании миссии имеется возможность вооружить любого негражданского юнита любым оружием. Кроме того, перед началом миссии игрок, если является командиром отряда, может перевооружить себя и своих бойцов на другое предлагающееся оружие[16]. В кампании Resistance имеется даже свой запас оружия и амуниции, который переходит из миссии в миссию и который растрачивается и пополняется самим игроком. При стрельбе из снайперской винтовки СВД можно использовать метки прицела для расчета расстояния до цели. Для этого может использоваться настоящий учебник боевых снайперов. Расчет производится по шкале роста человека, по горизонтальным «тысячным» меткам (одна отметка соответствует 1 м на расстоянии 1000 метров, либо 0,5 м на расстоянии 500 м и т. д.), после чего производится корректировка прицеливания по высоте. В натовской винтовке М21 такой шкалы нет, но есть возможность приближать/отдалять цель[18]. Кроме перечисленного оружия, есть также нестандартное: автоматические винтовки FN FAL и HK G3A4, встречающиеся в кампании Resistance и доступные в редакторе. Из снаряжения не входят в чью-либо стандартную экипировку цветные сигнальные патроны и дымовые шашки (красные и зеленые), изредка использующиеся во всех кампаниях. Кроме того, существует возможность использовать наземный станковый пулемет Браунинг M2, причем советские войска используют этот же пулемет. Как правило, пулемет стоит в пулеметном гнезде, защищенном мешками с песком, также установлен на М113, СН-47D, американском десантном катере, есть варианты джипа и UH-60 с этим пулеметом (см. Техника). Как и вооружение в бронетехнике, может быть переключен в режим прицеливания с изменяемым масштабом увеличения, но, как и техника, может быть уничтожен. Возможно эффективное использование в качестве зенитного. ГражданскиеПомимо персонажей военных, в игре присутствуют достаточное количество вариантов мирных жителей. В кампаниях они представлены как коренное население островных государств, иногда вооруженные гражданские являются бойцами армии сопротивления. Также мирные жители — неотъемлемый элемент фанатских ролевых миссий. В дополнении Resistance появились также полицейские, одетые в соответствующую форму, имеющие даже погоны и фуражку и вооруженные пистолетами SA 61 или CZ 75. Также в их амуницию входит бинокль. Гражданские в редакторе миссий могут пользоваться автоматами, винтовками, пистолетами, но не могут использовать пулемёты, гранатомёты, ПЗРК, РГ, а также несут амуниции меньше, чем стандартные бойцы. Пользоваться военной техникой они не умеют. Техника в игреВ игре присутствует пять типов танков, два типа БМП, четыре типа вертолётов, два типа самолётов, одна установка ПВО и два десантных катера, несколько грузовых и легковых машин[15]. Вся техника существует в реальной жизни и находилась или находится на вооружении. У OFP имеются 4 главные особенности техники, коренным образом отличающие ее от других игр этого жанра:
ТанкиВ игре танки практически полностью унифицированы между собой. Каждый танк снабжен стандартным боекомплектом из 35 бронебойно-зажигательных, 35 фугасных снарядов и 500 патронов к спаренному пулемёту. Огневая мощь орудий у танков одного класса (средний танк/основной боевой танк) также одинакова. Зенитные пулемёты калибра 12,7 мм не реализованы ни у одного танка, кроме того, у танка Т-80 не реализована возможность стрельбы ПТУР. Любой танк можно нейтрализовать, не прибегая к его полному уничтожению. Если повредить орудие, танк не сможет стрелять не только из орудия, но и из пулемета. Повреждение ходовой части в большинстве случаев приводит к покиданию танка экипажем (полезно для захвата вражеских машин, но имеет смысл только если в распоряжении игрока есть грузовик техпомощи). При ведении боя с сильно защищенными танками Т-80 и М1 «Абрамс» есть вероятность гибели экипажа раньше, чем будет уничтожен танк (если же сам игрок, управляющий танком, ранен, то одно попадание в совершенно исправный танк может убить его). В каждом танке три места: командира, наводчика-оператора и водителя. Игрок может сменить место, но только во время остановки. Командир может отдавать приказы на движение и стрельбу, а также отмечать цели на радаре. Водитель обеспечивает движение машины и может отмечать цели, но только если он их видит, так как у него нет радара. Стрелок отвечает за стрельбу и перезарядку и может управлять башней. Для эффективного использования танка лучше занимать место водителя, а персонажу ИИ отдавать место стрелка, так как стреляют боты достаточно метко, а водят — гораздо хуже. Наличие командира в танке необязательно. Любая бронетехника в движении может валить отдельно стоящие деревья, но не имеет такой возможности в лесных массивах. Это позволяет игроку укрываться в лесу при невозможности борьбы с танками и БМ. Эти деревья отличаются по цвету ствола.
Как правило, игроку дается послабление: если танк находится под управлением игрока, то, например, Т-72 выдерживает 3-4 попадания РПГ, если же танк управляется ботом, то гарантированно уничтожается 2-мя попаданиями из гранатомета. Бронебойный снаряд наносит ущерб только при прямом попадании. Осколочный снаряд поражает цель даже при некотором промахе, но наносит значительно меньший ущерб. Также стоит отметить, что находясь на месте командира или водителя (при этом имея в подчинении остальных членов экипажа), можно установить «ручной режим огня», то есть указывать цель стрелку, а непосредственно выстрел производить самостоятельно. Это удобно, когда проводится много переговоров по рации (отдаются команды своему и другим экипажам, сообщаются координаты обнаруженных противников, ведутся переговоры с остальными союзными подразделениями и т. д.), а в это время идет бой. Без ручного режима стрелок ожидает команды на выстрел, которая из-за занятого эфира может откладываться на несколько секунд, что может оказаться чрезвычайно некстати. Бронемашины
Примечание: Для игры характерен ляп, который распространяется на любое взаимодействие снаряда и брони. Последняя «сбивается» попаданиями малокалиберных снарядов и даже пуль. В реальности 30-мм пушки для современных танков опасны только при стрельбе в корму и ослабленные зоны бортов. Бронетехника же в игре может быть уничтожена любым оружием, разница только в количестве боеприпасов. К примеру, Т-72 уничтожается 600 попаданиями из 12.7 мм пулемёта либо 900 попаданиями из ПК или М-60. Для БМП и M2A1 попаданий требуется в два раза меньше. Видимо, взаимодейсвие между бронёй и пулями реализовано в процентном соотношении с учётом калибра пули и брони машины. В боевых миссиях данная особенность трудно проверяема.
ВертолётыЭкипаж практически всех вертолётов (кроме V-80) состоит из 2 человек: пилота, управляющего вертолётом, и стрелка, в распоряжении которого находится всё вооружение вертолёта. Так же, как и в танках, существует возможность включить режим ручного огня: указывать цель стрелку, а выстрел производить самостоятельно. Кроме того, эти вертолёты могут пилотироваться одним человеком, при этом режим ручного огня — единственный способ стрельбы, однако в этом случае турельное оружие становится неподвижным, и игрок вынужден прицеливаться поворотом всего вертолёта. Вертолёты одного класса (транспортный/ударный) имеют схожее вооружение. Ракеты класса воздух-воздух не реализованы ни на одном вертолёте, из-за чего воздушный бой приходится вести, используя автоматическую пушку, которую имеют лишь ударные вертолёты. Все советские вертолёты имеют бронированное остекление кабины экипажа. Экипажи же американских машин легко уничтожаются даже стрелковым оружием (в случае исключительного везения и в полете). Как десант, так и экипаж любого вертолёта имеет возможность покинуть его на парашюте в любой момент полёта.
В кампании «Сопротивление» V-80 можно увидеть трижды: первый раз в миссии по обороне базы в лесу, о которой говорят советские офицеры на тайной встрече. Отбив атаку бронетехники, отряд главного героя впервые сталкивается с советскими боевыми вертолётами (Ми-24 и V-80), которые вынуждают отряд отступить. Позднее в своем дневнике главный герой замечает, что даже Джеймс Гастовски не смог опознать новый вертолёт. Второй раз — в миссии по уничтожению вертолётов на аэродроме: нейтральный вертолёт стоит в ангаре (это единственное место в кампании, где на нем можно полетать, очень кстати, если затеяна игра «на демонстрацию мастерства», так как в миссии пространство вокруг аэропорта буквально напичкано танками и «Шилками»: советская штаб-квартира, как-никак). В третий раз Советы вызывают его в миссии по взрыву моста, если игрок запрашивает танковое подкрепление и не уничтожил V-80 в миссии по разгрому аэропорта.
СамолётыСамолёты в игре имеют реалистичную модель управления[15]. При ошибке управления возможно даже попадание в сваливание или штопор. Кроме того, самолёты имеют выдвигающиеся закрылки, убирающееся шасси, режим посадки на автопилоте и возможность катапультирования летчика.
Установки ПВО
Морские суда
ГрузовикиГрузовики в игре не имеют вооружения и брони, легко пробиваются из любого оружия. Все грузовики имеют запас боеприпасов для пехоты. В игре представлены три марки грузовиков:
В игре присутствуют четыре модификации грузовиков:
Также в игре имеется:
Легковые автомобили и джипы
Гражданская техника
В дополнении «Resistance» также появились:
ОстроваКаждый остров в OFP срисовывался авторами с реальных прототипов, а также имеет придуманную авторами историю. В 1939 году расположенный в Балтийском море архипелаг, образуемый островами Ноговия, Малден, Аверон и Колгуев, был оккупирован нацистскими войсками. В 1945 острова были отбиты силами союзников. КолгуевКолгуев является самым северным островом архипелага. Остров был занят советской армией в 1945 году. Все население было депортировано, но из миссии «Деревня» кампании «Красный молот» следует, что на острове все же сохранилось некоторое количество мирных жителей, но все населённые пункты были уничтожены войсками Губы незадолго до начала вторжения на Эверон. Остров скалист и зарос густым лесом, присутствуют болотистые низменности, из-за сгоревших зданий и мертвых деревьев он имеет довольно мрачную атмосферу. На нём расположено много советских военных баз, на самой западной точке острова находится резиденция генерала Губы. Основой для острова послужил Тенерифе, один из островов Канарского архипелага, название взято с острова Колгуев в Баренцевом море[33]. АверонАверон (Эверон) — восточный остров архипелага. В 1945 году был занят советской армией, но затем был оставлен, о пребывании советских войск говорят несколько заброшенных военных баз на острове. Населен коренными жителями архипелага и русскими. Среди жителей много бежавших с Ноговии во время существования на ней социалистического режима. На острове сложился несколько отсталый образ жизни, основывающийся на сельском хозяйстве, обеспечивающим пропитание живущим на острове. Хотя правительства на острове не существует из-за маленького населения, его жители борются за суверенитет. Самые большие города Эверона — Монтиньяк (столица, находится в центре острова), Ламентин (самый западный город) и Сент-Пьер (самый южный город). Здания на острове довольно старые, с отвалившейся местами облицовкой и выбитыми дверьми. Однако на острове присутствуют весьма красивые церкви, построенные в конце XIX века. Главная достопримечательность — старый замок в южных горах. Также на севере острова присутствует аэропорт. Остров в целом имеет довольно плоский рельеф, однако юг его очень горист, на юге среди гор на несколько километров протянулась долина. Среди деревьев больше всего хвойных, значительную площадь острова занимают боры. Аверон основан на хорватском острове Крк[34]. МалденМалден — южный остров архипелага. С 1960-х является членом НАТО, хотя имеет незначительное военное присутствие, так как не считается важным. Силы НАТО сосредоточены в основном на небольшом острове к юго-востоку от Малдена, который защищён от высадки с моря, там же расположены казармы, полигон и стрельбище; на самом острове, в отличие от Колгуева, военных баз практически нет. Гражданское население на острове также небольшое: менее 500 человек, это ещё меньше, чем на Эвероне. Малден — рыбацкий остров, так как в прошлом он был местом отдыха советских моряков и рыбаков. Сельское хозяйство развито хуже из-за гористого рельефа и неподходящей почвы. Населённые пункты, как и на Эвероне, имеют названия, похожие на французские. Здания, церкви и фермы на острове схожи с таковыми на Эвероне. Столица Малдена — Латринит, самый большой город острова. Аруди — город в центре острова — расположен в горном перевале. На юго-востоке острова находится город Ле Порт — главный порт острова. На юге острова не так много городов, самый большой из них — Шапуа. На северо-востоке острова находится аэропорт. На ещё одном маленьком острове к северо-западу от Малдена находится авиакомпания Джеймса Гастовски «Пегас». В целом, Малден — сухой гористый остров, флора которого состоит из низких деревьев и кустарников. Несмотря на это, он очень живописный. Ландшафт острова состоит из гор, долин и опасной пропасти на западе. Север Малдена представляет из себя пустыню. На северо-западе находится массив огромных камней, сложенных причудливо и неестественно. Остров основан на греческом острове Лефкас[35]. НоговияНоговия — крупнейший и наиболее развитый остров архипелага и родина его коренного населения. Остров был захвачен советской армией в 1945 и существовал под контролем просоветского режима до начала 80-х годов, когда из-за массовых протестов началась либерализация режима и переход к рыночным преобразованиям («бархатная революция»). Ноговию населяют не только фермеры, рыбаки и охотники, но и мелкие промышленники. Населённые пункты на Ноговии более крупные и развитые, чем на Малдене или Эвероне, на острове помимо сельскохозяйственных угодий присутствуют заводы. Самые крупные города — Липани (столица), Петрович (промышленный центр), Модрава (главный порт). Липани — самый большой город острова, дороги которого сделаны из булыжника, а на главной площади стоит высокое здание городской ратуши. Это великолепный город, полный жизни и культуры. Также в городах есть магазины, небольшие рестораны, фабрики, склады, многоквартирные многоэтажные дома. На севере острова находятся маленькие рыбацкие города Мокра Варта и Квильда, не имеющие дорожного сообщения с остальными городами. На Ноговии есть два аэропорта, один находится на юго-западе острова, другой — на маленьком острове к северу от Ноговии. Также на Ноговии повсеместно встречаются руины средневековых построек, что говорит о том, что остров был заселён с древних времён. Остров имеет довольно разнообразный ландшафт. На юго-западе острова находится пустыня, на севере — горы, причем вершины двух высочайших пиков острова покрыты снегом. На острове представлено большое количество пород деревьев, присутствует много дубовых и сосновых лесов. Также в центре острова есть озеро, река и автомобильный мост через неё. Остров не основан на реально существующих островах, но названия населённых пунктов на нём заимствованы у некоторых городов Чешской республики, родной страны разработчиков игры[36]. Пасхальные яйцаВ игре присутствуют следующие пасхальные яйца[37]:
История создания и разработкаВ 1996 году программисты из Чехии, братья Марек и Ондрей Шпанел, увлеклись написанием полностью трёхмерного движка «Real Virtuality». У них ещё был относительно небольшой опыт: до этого братья написали аркаду «Вторжение с Альдебарана» и танковый симулятор «Gravon» для компьютеров Atari, после чего увлеклись военной тематикой. В их планах было создание полноценной глобальной игры, и движок был первом шагом к этому[38]. В 1997 году Ондрей собрал простую техническую демоверсию для проверки возможностей движка. В ней нужно было, управляя вертолётом, летать над землёй и различной наземной техникой. Изначально движок и не рассчитывался на одиночную пехоту: Шпанелы имели опыт в разработке симуляторов, но не шутеров, и игра планировалась как симулятор с большим количеством различной техники и громадными открытыми пространствами. Вскоре они действительно пришли к мысли о том, что в игру необходимо добавить пехоту. В 1998 году к Шпанелам присоединились ещё два человека, появилась возможность разделить обязанности разработчиков, некоторые занялись моделированием. Вскоре были готовы достаточно неплохие модели пехотинцев, однако перед чехами встала проблема написания интеллекта для них. Вероятно, это была самая сложная проблема в разработке игры. А после его написания появилась другая сложность: взаимодействие ИИ с физикой игры. Марек Шпанел: «Главная проблема заключалась в том, что у нас не было работающей логики и механики игры. У юнитов не получалось найти путь, сражаться и целиться. Мы даже не могли провести тестирование, поскольку ничего не работало. Требовалось связать воедино физику, искусственный интеллект и другие элементы игры. Когда все функционирует в линейной окружающей среде, наступает время переходить в динамическую — мы же пытались сделать наоборот». Ещё одна сложность, с которой столкнулись разработчики: написание игры с нуля. У них не было каких-либо старых моделей, старого движка или старого ИИ, а брать за основу современные шутеры или симуляторы Шпанелы отказались. По их словам, у них было своё представление о том, как должна игра выглядеть, и они претворяли мечту в жизнь. В 1998 году чешские разработчики заключили соглашение с издательством Interactive Magic, обеспечившей им финансирование. Пришло время обдумывать сюжет будущей кампании. По изначальной задумке разработчиков, действие должно было происходить в недалёком будущем, после Третьей мировой войны между востоком и западом. Из-за ядерных взрывов планета превратилась в безжизненную пустыню, и противники отказались от ядерного оружия в пользу небольших мобильных отрядов. Сюжет кампании начинался с того, что последние сто американских солдат встречаются с последней сотней советских солдат на маленьком острове, и им не приходит в голову ничего лучшего, чем сражаться друг с другом. Разработчики достаточно быстро сделали небольшой остров с простыми «песочными» текстурами к нему, а также нарисовали песочный камуфляж для солдат и такую же маскировочную раскраску для техники. Вообще, в первоначальном варианте кампании было намного больше масштабных боёв с участием техники, чем сражений пехотинцев. Разработка искусственного интеллекта и согласование его с физикой оказалось действительно тяжёлой задачей: разработчики постоянно меняли и совершенствовали игру, пытаясь добиться всё большего. В 1999 году к создателям игры присоединились ещё несколько человек, преимущественно художников. В игре появились качественные текстуры лугов и зелёной униформы. Дизайнеры предложили отказаться от действия в пустыне, и братья Шпанелы начали переписывать сюжет. В связи с увеличением штатов чехи решили объединиться в компанию, которая и получила название Bohemia Interactive. Они занялись созданием большого количества нового оружия, техники и новых островов. Вскоре «песочный камуфляж» исчез из игры, и лишь старый остров остался под названием «Пустынный остров» как напоминание о планах разработчиков. Неожиданно летом 1999 года Interactive Magic покинула издательский рынок, и в результате права на будущую игру перешли к Ubisoft Entertainment, однако эта французская компания не сочла проект перспективным: в то время военный симулятор не соответствовал имиджу компании, выпускавшей семейные игры. Финансирование прекратилось, и чешские разработчики оказались в сложном финансовом положении. Но работа над игрой не прекращалась. Пока художники рисовали текстуры для новых моделей, другие разработчики совершенствовали движок, улучшая графику и повышая реализм игры. Так, изначально солдаты и техника имели аркадную полоску брони, но разработчики добавили точечную систему попаданий и более реалистичный способ измерения брони. Тогда же разработчики стали всё больше уделять внимание пехоте, и игра начала из симулятора постепенно превращаться в шутер от первого лица. Наконец, в 2000 году были окончательно улучшены модели техники и детализация ландшафта. Разработчики несколько раз переписывали сюжет и в результате пришли к 1985 году, холодной войне и взбунтовавшемуся генералу. Консультант Радан Дубрава разыскал информацию об огромном количестве современного стрелкового оружия и боевой техники. В сентябре 2000 года Bohemia Interactive подписала договор с Codemasters. Британская компания обеспечивала надежный финансовый тыл и, что самое главное, не ограничивала творческую свободу. Так, куратор разработки Хал Сендбач сильно удивился при знакомстве с игрой: когда его герой выпрыгнул из вертолёта, он сразу погиб от случайной пули. Однако Хал не настаивал на облегчении игры или упрощении геймплея — наоборот, он подчеркнул, что подобные высоко реалистичные эпизоды напоминают ему фильмы «Спасти рядового Райана» и «Взвод». По сведениям Gamasutra, где был опубликован один из первых постмортемов Operation Flashpoint, бюджет проекта составил $600 000 — не слишком дорого за первоклассную игру с 800 трехмерными моделями, 5000 текстур, 100 000 слов, 250 000 строк кода C++ и 60 однопользовательскими миссиями. Bohemia Interactive могла бы найти издательство с более тугим кошельком, но не факт, что тогда студии не диктовали бы сверху, что ей надо делать. В ноябре 2000 года разработчики подготовили сетевой режим игры. В январе 2001 года они утвердили список миссий, в феврале собрали альфа-версию, а в марте нарисовали логотип и обложку игры. Тогда же, в марте, они выложили в интернет 2 демоверсии: одиночную и сетевую. Интерес оказался очень высок: демо скачали более миллиона человек. В пятницу 25 мая 2001 года представитель Codemasters, протестировав геймплей игры, разрешил отправку файлов в головной офис. Тестирование игры в нём заняло выходные, в воскресенье была найдена крупная ошибка, которая тут же и была исправлена чехами к полуночи. Через несколько дней мастер-диск отправился на завод, а 22 июня 2001 года игра появилась на полках магазинов. Фанатское вниманиеВокруг OFP собралось ограниченное сообщество преданных фанатов, полюбивших дух игры. Именно наличие полнофункционального редактора определило её дальнейшее развитие. Фанатами уже создано огромное количество миссий, причём новые выходят и сейчас. Основной упор сделан на сетевую игру: мультиплеерных миссий создано намного больше, чем одиночных, кроме того, добавлено большое количество новых возможностей для игры как в обычном «соперническом», так и в кооперативном режиме. Особо следует отметить 2 скрипта для кооперативного режима: «Spectating», позволяющий игроку после смерти наблюдать за полем боя от лица другого игрока, и «Revive», позволяющий игрокам возрождать умерших солдат своего отряда. Однако часто выпускаются и миссии, не соответствующие жанру игры, что позволяет уникальный мир игры, созданный разработчиками: миссии-стратегии, сочетающие борьбу с противником с созданием военных баз и производством боевых юнитов, бандитские миссии в стиле Grand Theft Auto (как правило, на тему борьбы гражданских с полицией), ролевые миссии, симулирующие полноценную жизнь на острове, и даже гоночные миссии, возможные благодаря присутствию гражданской техники в игре. Помимо этого, в интернете свободно распространяются архиваторы, позволяющие запаковывать и распаковывать файлы формата *.pbo, например, UnPBO, MakePBO, DePBO, StuffPBO и прочие[39]. Все эти и подобные программы сделаны исключительно фанатами. Они позволяют запаковать набор одиночных миссий в кампанию, причем добавив те же возможности, что есть и у оригинальных кампаний: видеоролики между миссиями, переход запаса оружия игрока и навыков сослуживцев из миссии в миссию. В то же время, разработчики игры выпустили несколько полезных утилит. Например, их программа Oxygen Light позволяет самим игрокам моделировать различные объекты для игры: оружие, технику, людей, дома, элементы пейзажа[40], а программа Visitor — моделировать острова[41]. Далее эти модели доступны для текстурирования. Надо отметить, что некоторые игроки занимались преимущественно перетекстурированием моделей, уже присутствующих в игре: это значительно улучшало её внешний вид. После создания нового объекта все файлы, содержащие информацию о нём, запаковывались в файл формата *.pbo, который помещался в папку с аддонами или распространялся в интернете[42]. Фанаты выпустили огромное количество аддонов, содержащих любые объекты (от оружия до островов), причём и уже присутствовавшие в игре, которые были улучшены, и новые. Фанаты также улучшили внешний вид игры, добавив даже поддержку эффектов DirectX 9. На основе игры было сделано множество модификаций, изменяющих временной период игры (в том числе на тему Гражданской войны в США, Первой мировой войны, Второй мировой войны и войны во Вьетнаме)[43]. Российские фанаты регулярно создают миссии и кампании про афганскую и чеченскую войну[7]. Однако основной темой миссий и кампаний остаётся противостояние России (СССР) и США. Особого внимания заслуживают следующие работы фанатов:
Миротворец: ответный ударНаиболее известная фанатская кампания для OFP, сравнимая с оригинальными аддонами. Кампания посвящена описанному в 7 первых миссиях оригинальной OFP CWC «советскому вторжению на Аверон» с советской точки зрения. Радикальная оппозиция на Авероне устраивает бойню в поселке Сент-Пьер. Президент Аверона ввиду отсутствия на острове регулярных войск обращается за помощью к СССР. С Колгуева на Аверон перебрасывается ограниченный контингент советских войск под командованием генерал-майора Алексея Васильевича Губина с миротворческой миссией. Против советской армии действуют профессионально обученные и хорошо вооруженные террористы под командованием полевого командира Ясхара. Как выясняется далее, за всем этим стоит ЦРУ. На время спецназу США удается парализовать связь советского контингента с командованием. Решив воспользоваться этим, силы армии США высаживаются на остров, однако советские войска оказывают сопротивление. После неудачной попытки захватить столицу Аверона Монтиньяк американские войска вынуждены эвакуироваться с острова (в том числе описан захват в плен Дэвида Армстронга из 7 миссии оригинальной игры). Кампания завершается тем, что авиация НАТО наносит массированный удар по деревне Мо, уничтожая её со всем населением. На совещании Губин принимает решение устранить угрозу налетов с Малдена — явно предполагалось, что далее будет описано «советское вторжение на Малден». Однако продолжения не последовало. В течение кампании игрок принимает на себя роли четырёх персонажей:
ПродолжениеНекоторое время Bohemia Interactive разрабатывала продолжение игры Operation Flashpoint для Codemasters, но после серьёзных разногласий Bohemia разорвала отношения с издателем, потеряв права на OFP 2. Уже готовый код разработчики переделали в игру под названием Armed Assault, вышедшую в 2007 году. С этой игры началась серия игр ArmA. Продолжение же OFP, получившее название Operation Flashpoint: Dragon Rising, вышло в 2009 году и было разработано сторонней студией под эгидой Codemasters. Таким образом, OFP стала родоначальницей сразу двух серий игр. Серия ArmA считается её настоящим продолжением:[11] эти игры выпускаются студией Bohemia, используют модернизированные версии того же движка Real Virtuality, имеют геймплей, во многом схожий с OFP, присутствует полнофункциональный редактор. В основном, эти игры и создавались на основе Operation Flashpoint. В то же время, с каждой игрой разработчики добавляют новые элементы: так, ими была лучше развита система нелинейности сюжета, в кампанию добавлены элементы стратегии и ролевой игры. Однако многие поклонники жанра считают эти усложнения совершенно ненужными и портящими игру:[11] из-за них игра наполняется багами, теряется реализм, а самое главное — исчезает неповторимая атмосфера оригинального Operation Flashpoint.
Что же касается продолжения серии Operation Flashpoint, то последующие игры этой серии резко отличаются от оригинальной. Они используют другой движок — «EGO», и, хотя по способу симуляции боевых действий схожи с OFP, представляют собой явное упрощение оригинала, из-за чего сразу пропадает атмосферность игры[11]. Игры этой серии более лёгкие и направлены на широкий круг игроков.
Несоответствия в игре
Рецензии, оценки и наградыРецензии и оценки
Издательства в основном положительно отзываются о игре. Практически все они в своих рецензиях отмечают прорыв Operation Flashpoint среди похожих игр, а также её уникальную атмосферность и высокий уровень реализма. Internet Wars особенно выделяет то, что за счёт реализма и сложности интерес к игре не теряется вообще, в отличие от прочих аркадных шутеров. Также это издательство особо отмечает принцип «Шестерёнок войны», указывая на глубину и достоверность описания войны игрой[7]. Много хороших отзывов игра получила и в рецензиях журнала «Игромания». Operation Flashpoint получила 3 награды журнала: «Лучшая тактическая игра 2001 года», «Самая революционная игра 2001 года» и «Лучшая игра 2001 года». Кроме того, этой игре был посвящён цикл статей журнала о создании миссий и аддонов, которые были подарком для фанатов[9]. Издательство «Лучшие компьютерные игры» в статье про игру в рубрике «Игры прошлого» отметило явный провал последующих игр серии (Arma, Arma 2 и, тем более, Operation Flashpoint 2) по сравнению с оригиналом, указывая на то, что лучше OFP создать игру уже нельзя. Также оно отметило невероятную сложность игры и, опять же, её атмосферность и прорыв, позволивший ей «опередить своё время»[11]. Журнал «Домашний компьютер» также отмечает сложность игры, которая и обусловливает реализм. По мнению рецензентов, OFP находится на стыке жанров (в игре имеются элементы шутера, экшна, квеста и ролевой игры) — Bohemia Interactive придумало собственный жанр. Похвалили они и движок игры, который обеспечил огромные открытые пространства, замечательную прорисовку текстур и анимирование, и набор одиночных миссий, в которых, в отличие от кампаний, действие концентрировано, и жуткую нелинейность, из-за которой игра несколько запутана, но в то же время интересна. Наконец, журнал с иронией рассказал о синдроме «первого убитого русского» у игроков — реалистичного впечатления от первого убитого врага[13]. Издательство «3DNews Daily Digital Digest» выделило реализм в оценивании жизни солдат по сравнению с другими играми. По словам авторов рецензии, в OFP начинаешь ценить жизнь так, как будто она вполне реальная. Отметили они и хорошее моделирование объектов, и великолепные пейзажи в игре, однако прорисовку деревьев и кустов они сочли плохой. Также в рецензии выделен реализм боя в игре, который был сравнён с боем в фильме «Спасение рядового Райана». Наконец, авторы упомянули о нескольких багах, портящих впечатление об игре: прохождение солдат сквозь стены и технику, смерть солдат при попадании пули в руку или ногу и т. д.[14] Издательство «Absolute Games» с иронией рассказало о том, что к игре нужно подготовиться: отрезать себя от внешнего мира, взять еды, а также настроить графические характеристики. По словам авторов, затягивающее действие игры велико из-за её огромной увлекательности. Отметили они, в первую очередь, глобальность подхода к описанию войны: в бою задействованы все рода войск. Имеющаяся в игре система обучения была оценена ими двояко: она хороша лишь для новичков, для опытных бойцов необходимо было реализовать её отключение. Кроме того, авторы подвергли игру критике за плохую модель управления авиатехникой, неточности в описании техники (численность экипажа, используемое вооружение и т. д.), плохие модели техники и оружия, плохой командирский и водительский искусственный интеллект (правда, указав при этом, что стреляют боты отлично, практически без промахов). Однако они также похвалили игру за атмосферность, высказав надежду на то, что все ошибки исправятся патчами[47]. Издательство «GameRevolution» (англ.) выделило то, что ключ к игре — терпение и концентрация. Авторы хорошо оценили текстуры земли, большой выбор оружия и техники, хороший искусственый интеллект. Игровая анимация плохая по их мнению, также плохо то, что текстуры объектов ухудшаются при приближении к модели. Ещё одна неудобная на их взгляд деталь: невозможность двигаться при перезарядке оружия. Наконец, авторы опять же отметили атмосферность игры, также высокой оценки заслуживают мультиплеерный режим и редактор миссий[54]. Издательство «IGN» похвалило игру за сложность и интересность. Отметило оно то, что в игре присутствует большое количество разнообразного оружия, но персонаж может нести очень мало патронов к нему. Авторы также указали на то, что текстуры выглядят хорошо лишь на большом расстоянии от объекта, на маленьком — значительно хуже. Они похвалили хорошие игровые модели, анимацию и звук, а также завораживающие пейзажи, замечательный мультиплеер и функциональный редактор[51]. НаградыЧастичный список:[58]
Примечания
Источники
|