Игра Sokoban
Sokoban (Soko-Ban, яп. 倉庫番 сокобан — «кладовщик») — логическая игра-головоломка, в которой игрок передвигает ящики по лабиринту, показанному в виде плана, с целью поставить все ящики на заданные конечные позиции. Только один ящик может быть передвинут за раз, причём герой игры — «кладовщик» — может только толкать ящики, но не тянуть их. Поскольку игру достаточно сложно воссоздать физически, обычно она реализуется в виде компьютерной игры. Игра Sokoban была создана в 1980 году Хироюки Имабаяси, и издана в 1982 году японской компанией Thinking Rabbit. Кроме того, компания выпустила три сиквела: Boxxle, Sokoban Perfect и Sokoban Revenge. Игра была реализована для множества компьютерных платформ, включая практически все домашние и персональные компьютеры. Также существуют версии игры для карманных компьютеров, игровых приставок, цифровых фотоаппаратов и мобильных телефонов. Варианты правилРеверсивный режим: Игра в обратную сторону, от решённого состояния уровня к начальному, ящики можно только тянуть за собой. Реверсивный режим может играться на уровнях обычного Sokoban и решение реверсивного режима тривиально трансформируется в решение этого же уровня для обычного режима (при условии что игрок может выбирать точку старта кладовщика для реверсивного режима, а в конце этого режима приходит в точку старта обычного режима). Таким образом, реверсивный режим может использоваться как средство решения уровня обычного Sokoban. Режим реализован в Sokoban YASC и Sokofan. Другая решётка: В обычном Sokoban лабиринт построен на квадратной решётке. Hexoban использует шестиугольную решётку, Trioban - треугольную. Другие кладовщики: В играх Multiban и Interlock игрок управляет несколькими кладовщиками. Другие цели: Большинство вариаций связано с изменением задачи, необходимой для завершения уровня. В Block-o-Mania ящики окрашены разными цветами и задачей является установить их на квадраты соответствующих цветов. В Sokomind Plus ящик имеют уникальные номера и должны быть установлены на квадраты с соответствующими номерами. В Interlock и Sokolor ящики одного цвета должны быть размещены рядом. В CyberBox каждый уровень имеет выход и нужно добраться до него. В Beanstalk элементы уровня необходимо передвигать на цель в определённом порядке. Другие игровые элементы: Sokonex, Xsok, Cyberbox и Block-o-Mania добавляют новые элементы - дыры, телепорты, движущиеся блоки, односторонние проходы и т.д. Другие действия: В Pukoban кладовщик может не только толкать ящики, но и тянуть. Клоны
В бывшем СССР игра была известна благодаря клонам KURTAN и «Мудрый крот». Эти (и другие) игры для старых компьютеров работают на современных под управлением Dosbox. KURTAN содержал дополнительные игровые элементы - деньги за решение уровня в одном из ящиков, которые можно было использовать для решения других, двери и ключи для их открытия, необходимость выйти из уровня по коридору, тонус игрового персонажа и другие. Научные исследованияИгра Sokoban представляет интерес с точки зрения вычислительной сложности. Было доказано, что задача решения уровней Sokoban относится к классам сложности NP-hard[1] и PSPACE-complete[2]. Сложность решения уровней Sokoban вызвана как сильным ветвлением дерева решений (сопоставимым с шахматами), так и большой его глубиной - для решения некоторых уровней требуется больше 1000 толканий ящиков. Большие уровни Sokoban в настоящее время не поддаются решению компьютерными алгоритмами.
|