Игра Gyruss

Gyruss

Gyruss (flyer).png
Рекламный плакат оригинальной Gyruss

Разработчик
Konami, Digital Eclipse
Издатель
Konami, Parker Bros, Ultra Games
Даты выпуска

Аркадный автомат[1]

  • Флаг Японии 1983 год
  • Флаг США 1983 год

Atari 2600[2]

  • Флаг США 1984 год

Atari 5200[3]

  • Флаг США 1984 год

Atari 8-bit[4]

  • Флаг США 1984 год

Commodore 64[5]

  • Флаг США 1984 год
  • Флаг ЕС 1984 год

ColecoVision[6]

  • Флаг США 1984 год

Famicom Disk System[7]

  • Флаг Японии 18 ноября 1988 года

NES[8]

  • Флаг США февраль 1989 года

PlayStation[9]

  • Флаг Японии 13 мая 1999 года
  • Флаг США 30 ноября 1999 года

Game Boy Advance[10]

  • Флаг США 21 марта 2002 года
  • Флаг Японии 2 мая 2002 года
  • Флаг ЕС 21 июня 2002 года

Мобильные телефоны[11]

  • Флаг Японии 2004 год

Xbox 360 Game Room[12]

  • Флаг США 18 апреля 2007 года
  • Флаг ЕС 18 апреля 2007 года
  • Флаг Японии 18 апреля 2007 года
Жанр
Tube Shooters
Возрастные
рейтинги
PEGI: 3+
USK: 6
Платформы
Аркадный автомат, Atari 2600, Atari 5200, Atari 8-bit, Commodore 64, ColecoVision, Famicom Disk System, NES, PlayStation, Game Boy Advance, мобильные телефоны, Xbox 360
Режим игры
1 или 2 игрока
Тип корпуса
вертикальный или горизонтальный
Дисплей
вертикальный, растровый, цветной. 60,00 Гц, 224 x 256 пикселей
Процессор
4 процессора: 2x Zilog Z80 (3,07 и 3,58 МГц), Motorola 6809 (2,00 МГц), Intel 8039 (8,00 МГц)
Звук
стерео, 5x AY-3-8910 (1,79 МГц)

Gyruss (яп. ジャイラス?) — видеоигра жанра tube shooters, разработанная и выпущенная компанией Konami в 1983 году в США и Японии на аркадных автоматах. Позже игра была переиздана Konami при участии компаний Digital Eclipse, Parker Bros и Ultra Games для множества игровых платформ — Atari 2600, Atari 5200, Atari 8-bit, Commodore 64, ColecoVision, Famicom Disk System, NES, PlayStation, Game Boy Advance, мобильных телефонов и Xbox 360 (Game Room).

Сюжет

Год 2500. Человечество колонизировало всю Солнечную систему, заселив все планеты от Плутона до Меркурия. Колонии существовали в мире и спокойствии до тех пор, пока на территорию людей не вторглись корабли смерти враждебных инопланетян. Инопланетным захватчикам удалось обезвредить весь флот людей и захватить все планеты Солнечной системы. Теперь единственный шанс человечества избежать полного уничтожения — одинокий пилот космического истребителя, отправляющийся с края системы освобождать захваченные планеты одну за другой.[13]

Геймплэй

Игра относится к жанру tube shooters, поджанру статических shoot 'em up. Как и в фиксированных шутерах (например Galaga), игроку предоставлена одна ось движения, но не по линии, а по замкнутому кольцу на внешнем краю игрового экрана. Игрок управляет космическим истребителем и должен на протяжении 24 (или 39 — в версии на NES) уровней уничтожать многочисленных врагов — космические корабли неприятеля и избегать столкновения с различными препятствиями — метеоритами, огненными шарами и т. п. Большая часть врагов появляется группами как бы из-за экрана и, после непродолжительного движения по экрану, «удаляется» в центр игрового экрана, сильно уменьшаясь в размерах, так что попасть в противника становится намного сложнее. Часть врагов может появляться одиночно и самостоятельно покидать экран, если их не уничтожить.

Кадр второго уровня игры

Цель игры — освободить по одной все планеты Солнечной системы от захватчиков. Точнее, все планеты, Плутон и Солнце освобождаются только в расширенной версии NES, а в аркадной версии и остальных портах присутствуют только Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс и Земля. Каждая планета представляет собой один уровень, разбитый на три этапа (кроме Нептуна в оригинальной версии, состоящего из двух частей).

В расширенной версии NES каждый этап имеет отличное построение, так в каждом первом этапе игроку необходимо отбить четыре волны вражеских кораблей, в каждом втором в добавок к этому появляется непрерывно стреляющая станция в центре экрана, которую также необходимо уничтожить, а в заключительном этапе после четырёх групп инопланетных захватчиков игроку предстоит встреча с «боссом» — особенно сильным противником. Кроме того, во всех версиях игры после прохождения очередной планеты начинается бонусный уровень, позволяющий игроку набрать дополнительные пункты, не боясь потерять свой корабль, который в основной игре уничтожается уже с первого попадания или столкновения.

Версии игры

С момента выхода Gyruss была переиздана для многих игровых платформ. Не считая расширенной версии для NES, остальные варианты практически в точности копировали оригинал, отличаясь лишь графически, в зависимости от возможностей игровой платформы. Из небольших изменений, например, отсутствие в версии игры для Atari 2600, Atari 5200 и компьютеров Atari возможности сбить специальный объект на экране, удваивающий мощность стрельбы космического истребителя игрока. Из других особенностей — присутствие объяснительного ролика на Family Computer Disk System и карта Солнечной системы на NES.

Дважды игра выходила в составе сборников классических игр Konami, первый раз в 1999 году на PlayStation в сборнике Konami Arcade Classics (вместе с такими играми как Pooyan, Scramble, Yie Ar Kung-Fu)[14] и второй раз — в 2002 году на Game Boy Advance в составе Konami Collector’s Series: Arcade Advanced вместе с пятью другими ранними продуктами компании[15].

Критика

В критических отзывах Gyruss получила в зависимости от игровой системы оценки от высоких, до достаточно низких. Так, немецкий журнал Happy Computer (нем.)русск. в ноябрьском выпуске 1984 года назвал игру (её версию для компьютера Commodore 64) удачной копией аркадного оригинала с очень хорошим музыкальным сопровождением. По мнению рецензента Хайнриха Ленхардта, Gyruss является первой со времён Zaxxon игрой, привнёсшей нечто новое в жанр шутеров, и понравится каждому любителю жанра Action-игр.[16]

Достаточно высокую оценку получила ColecoVision-версия Gyruss — коммерческая информационная база All Game Guide оценила игру в 4 из 5 звёзд, назвав игру одним из лучших космических шутеров на этой системе, с качеством, близким к оригиналу, и обязательной к приобретению для каждого владельца ColecoVision. AllGame так же отметила качественную музыку игры.[17] При этом на том же сайте версия игры для NES получила лишь оценку 3/5, а Gyruss для Atari VCS — всего 2/5 балла. В версии для NES была отмечена улучшенная графика, ставшая схожей с таковой в игре Gradius[18], а основным минусом Gyruss на приставке Atari было названо неудачное управление[19].

Менее высокие оценки получила последняя на 2012 год версия игры, вышедшая в 2007 году для Xbox 360 Game Room — игрового сервиса, позволяющего загружать классические видеоигры. Так, по данным веб-сайта MobyGames на основе нескольких рецензий средняя оценка данной версии Gyruss составляет всего 44/100[20]. К примеру, англоязычный новостной и информационный веб-сайт, освещающий тематику компьютерных игр — IGN, оценил космические приключения от Konami для Game Room всего в 4,8 баллов из 10, в том числе 5,0/10 за игровой процесс и по 4,0/10 было поставлено за графику, звук и фактор повторного прохождения[21].

Прочие факты

  • Основная музыкальная тема игры, присутствующая во всех её версиях, — это слегка изменённая Токката и фуга Ре минор, BWV 565 — произведение для органа, написанное Иоганом Себастьяном Бахом[22].
  • Дизайнер оригинальной аркадной игры — Ёсики Окамото (англ.)русск., основатель компании Game Republic (англ.)русск., участвовавший в создании таких игр, как Folklore (англ.)русск., Breath of Fire III, игр серий Resident Evil, Street Fighter, Genji, Mega Man, Capcom vs. SNK (англ.)русск. и The Legend of Zelda.[23][24]
  • Популярный веб-сайт, представляющий собой онлайн-энциклопедию, посвящённую аркадным автоматам — Killer List of Videogames, включил Gyruss в список 100 лучших аркадных видеоигр всех времён[25].

Примечания

  1. Gyruss (англ.) на сайте Killer List of Videogames
  2. Данные выхода игры для Atari 2600 на сайте GameFAQs
  3. Данные выхода игры для Atari 5200 на сайте GameFAQs
  4. Данные выхода игры для Atari 400/800 на сайте GameFAQs
  5. Данные выхода игры для на сайте C64.com
  6. Данные выхода игры для ColecoVision на сайте GameFAQs
  7. Данные выхода игры для Famicom Disk System на сайте GameFAQs
  8. Данные выхода игры для NES на сайте GameFAQs
  9. Данные выхода игры для PlayStation на сайте GameFAQs
  10. Данные выхода игры для Game Boy Advance на сайте GameFAQs
  11. Gyruss for mobile phones in Konami Japan
  12. Данные выхода игры для Xbox 360 на сайте GameFAQs
  13. Информация из аннотации игры на упаковке картриджа для NES
  14. Описание Konami Arcade Classics на сайте IGN
  15. Описание Konami Collector’s Series: Arcade Advanced на сайте IGN
  16. Хайнрих Ленхардт Gyruss — ein musikalisches Schießspiel (нем.) = Heinrich Lenhardt // Happy Computer. — 1984. — В. 11.
  17. Рецензия на версию игры для ColecoVision на сайте Allgame
  18. Рецензия на версию игры для NES на сайте Allgame
  19. Рецензия на версию игры для Atari 2600 на сайте Allgame
  20. Подборка отзывов на игру Gyruss для Xbox 360 Game Room на сайте MobyGames
  21. Рецензия игры для Xbox 360 Game Room на сайте IGN
  22. Рецензия на аркадную версию игры на сайте Allgame
  23. Биография Ёсики Окамото на сайте MobyGames
  24. Yoshiki Okamoto Explains What’s Up With Game Republic
  25. The Top Coin-Operated Videogames of all Times
Images.png Внешние медиафайлы
Изображения
Image-silk.png Аркадный автомат Gyruss
Image-silk.png Горизонтальная версия автомата
Видеофайлы
Silk-film.png Видеозапись оригинальной игры
Silk-film.png Расширенная версия игры на NES

Ссылки

Разделы: Компьютерные игры с двухмерной графикой, Игры для Atari 5200, Игры для Atari 2600, Аркадные автоматы, Игры жанра Shoot 'em up, Игры для Game Boy Advance, Игры для мобильных телефонов, Игры для Xbox 360, Игры для Famicom Disk System, Игры для 8-битного семейства Atari, Компьютерные игры 1983 года, Игры для NES, Игры для Commodore 64, Игры Konami, Многопользовательские игры, Игры для PlayStation, Игры для ColecoVision
Источник:Википедия [CC-BY-SA]