Игра Rome: Total War
Rome: Total War — глобальная стратегическая компьютерная игра, третья игра серии Total War, в которой игроку предлагается возглавить одну из фракций Древнего Рима в период Республики с 270 года до н. э. (поражение последних апеннинских врагов Рима) до 14 года н. э. (смерти Октавиана Августа). Игра была разработана студией Creative Assembly и выпущена 22 сентября 2004 года. Демоверсия игры, выпущенная 23 августа 2004 года и доступная для свободной загрузки, содержала воссозданную битву при Треббии, в которой игроку предлагалось взять на себя роль Ганнибала. Подобно предыдущим играм (Shogun: Total War, Medieval: Total War), Rome представляет собой смесь пошаговой стратегии и тактики в реальном времени. До релиза игры её движок был использован в двух сериях телевизионных программ: в Decisive Battles от History Channel, где с помощью него были показаны известные исторические сражения, и в Time Commanders от BBC Two, где он также использовался для моделирования ключевых моментов сражений древней эпохи. Движок игры прекрасно подходит для моделирования исторических сражений[1]. Особенности и отличия от предыдущих частей
История создания игрыГеймплейГеймплей остался традиционным для игр серии Total War. Игровой процесс разбит на две составляющие: стратегическая и тактическая. Стратегическая составляющая протекает на карте Европы, Западной Азии и Северной Африки (см. изображение) времён Римской республики. Игра начинается в 270 г. до нашей эры, а заканчивается в 14 г. нашей эры. Игра состоит из ходов: каждый ход — половина года. В игре смоделирован ряд исторических событий, некоторые из которых косвенно влияют на игровой процесс. Часть событий случайна, часть привязана к определённому промежутку времени. В течение хода игрок может выполнить ряд действий: приказать строить здание или набрать отряд в городе, улучшить характеристики имеющихся отрядов, передвинуть агентов, начать дипломатию, шпионаж, двигать армии. Последнее — самое важное во всей стратегической части. Вообще, Rome: Total War стал более военной стратегией по сравнению со своими предшественниками по серии[2]. Цель стратегической части — захватить Рим и 50 провинций (в имперской кампании) или уничтожить какую-либо определённую фракцию и захватить пятнадцать провинций(в короткой кампании). Тактическая часть — бои в реальном времени с участием тысяч и даже десятков тысяч солдат. Подробней описание боя в Rome: Total War смотрите в соответствующем разделе. Главная задача любого тактического сражения — победить противника. Настройки и уровень сложностиНастройки игры влияют на игровой процесс через численность отряда[3]. Всего в игре предусмотрено 4 варианта численности отряда — малый (20 человек пехоты); средний (40 человек); большой (80 человек) и огромный (160 человек). По умолчанию игра выбирает численность отряда в зависимости от производительности компьютера. У стрелков с повышением численности отряда повышается кучность стрельбы. Фаланга становится длиннее и её тяжелее окружить. Малый размер отряда выгоден для конницы и слонов (могут с первого удара уничтожить треть отряда и треть сбить с ног). Также существуют настройки определяющие сложность моделирования боя (учёт морали, усталости и т. п.) Уровни сложности определяются раздельно для стратегического режима и для тактического. Тактический определяет преимущество (моральное) стороны в битве. Лёгкий — игрока над компьютером, ИИ, средний — равны, высокий — компьютера над игроком, очень высокий — компьютер имеет ещё большее преимущество. В основном данные показатели важны для автоматизированных боёв (особенно для флота), где игрок не имеет возможность прямо влиять на ход сражения. Для ручных же боёв, эти показатели основной роли не играют, ИИ, что на самой сложной Уровни сложности, что на лёгком, быстро побеждается (причина этого — ИИ разработчиками плохо проработан). Стратегический уровень определяет степень повиновения населения в городах. ФракцииВ Rome: Total War присутствует двадцать одна фракция. После первого запуска можно начать имперскую кампанию за один из трёх римских родов (Юлии, Сципионы, Бруты). Для получения возможности играть за другие фракции, надо уничтожить их в процессе игры, при этом каждая играбельная истребленная фракция тут же появится в меню. Или пройти короткую кампанию за одну из семей, тогда откроются все играбельные фракции.
Эллинистические фракции расположены на востоке Средиземного моря, на Балканском полуострове и в Малой Азии.
Варварские фракции занимают Пиренейский полуостров, Западную, Восточную и Центральную Европу и Север Азии. Варварские фракции часто находятся в междоусобицах, однако, могут объединиться против Рима.
Восточные фракции расположены в Малой Азии.
Карфаген занимает территории от Северной Африки до Пиренейского полуострова, Нумидия простирается на востоке от Карфагена, Египет расположен в долине Нила. Ещё одна неиграбельная фракция — Повстанцы. Их отряды время от времени появляются на территории всех вышеперечисленных фракций. Как правило, на их сторону переходят города, где произошла революция. На море эта фракция представлена пиратами. Отношения между фракциямиВсе фракции могут иметь различные отношения между собой. Отношения между фракциями бывают (по степени убывания приязни) «Союз с правом прохода армии» → «Союз» → «Торговые привилегии» → «Нейтральные отношения» → «Перемирие» → «Война». Также возможен «Протекторат», который одна фракция может предложить другой в случае успешных действий против неё. В случае протектората деньги перетекают к вашим подчинённым — это материальная помощь отстающей стране. Только римляне начинают игру с союзниками. Все переговоры осуществляются через специального юнита — дипломата. Мир повстанцам предложить нельзя, но сами они сделать это могут. Гражданская войнаПри достижении абсолютной популярности в народе, римская фракция может начать войну со своими союзниками. Также стал возможен разрыв союза и прочих отношений с этими фракциями. Игрок может безболезненно разорвать союз с другими римскими домами, но если он разорвет союз с Сенатом, на следующий ход обязательно начнется война сразу со всеми тремя фракциями. Также существует еще один метод разрыва союза с остальными римскими фракциями. Достаточно просто нанять убийцу и послать его к любому персонажу, вероятность убить которого очень мала, затем вашего убийцу находят и начинается война. ГородаОтказавшись от концепции лоскутной карты, Creative Assembly внесла понятие города. Потеряв все города, фракция уничтожается, а все её оставшиеся армии становятся повстанцами. Получить город можно тремя способами — захватив, подкупив, либо он перейдет другой стране по итогам договора о перемирии. Настроение населенияЕсли не следить за уровнем настроения граждан, поселение может взбунтоваться. В случае успешного восстания город переходит к той фракции, под влиянием культуры которой он находился дольше всего до присоединения к фракции поверженного правительства города. Если сильного влияния других фракций не было, — город провозглашает свою независимость. ЭкономикаДоход в городах складывается из нескольких составляющих: торговля, налогообложение, горное дело и сельское хозяйство. Торговля зависит от наличия в провинции ценных ресурсов, от уровня развитости рынков, портов и дорог и, для восточных фракций, от развитости торгового каравана. Также торговля зависит от наличия торговых соглашений. Горное дело возможно не во всех провинциях, а только там где есть возможность построить шахты. Сельское хозяйство зависит от плодородности провинции и от уровня построенных ферм. Развитое сельское хозяйство может привести к демографическому взрыву. На все эти составляющие также могут влиять личные качества губернатора и построенные храмы. Накопленные средства тратятся на содержание армии, жалование генералам и агентам, найм армии, строительство новых зданий, коррупцию. СемьяКаждая фракция начинает с определённым набором членов семьи. Среди них есть «лидер фракции» и «будущий лидер фракции». Эти звания отображаются в окна персонажа, как характеристики. Будущего лидера фракции можно назначать, однако у принца, лишённого наследства, уменьшаются некоторые характеристики. В начале игры все члены семьи происходят от лидера фракции и его жены, у которых есть дети и внуки. Для контроля игрока доступна только мужская часть семьи достигшая совершеннолетия (16 лет). В этом случае мальчик получает собственных телохранителей и становится полноценным генералом, который может командовать армией, набирать наёмников или быть губернатором в городе. У каждого члена семьи есть характеристики описывающие его способности в командовании и управлении. Также есть навык «влияние», которое отвечает за спокойство населения в городах и количество телохранителей у генерала[4]. Римлянам, кроме того, доступны должности в сенате, которые также являются отличительными чертами. Кроме того, к генералу могут примкнуть различные люди, образующие его свиту. Свита бессмертна и способна переходить от одного генерала к другому. Потеряв всех мужских дееспособных членов семьи, фракция уничтожается, а все ее города и армии восстают и объявляют независимость. АрмияИгра содержит огромное количество юнитов. Каждая представленная фракция обладает оригинальным набором бойцов. Некоторые из них имеют реальные исторические прототипы, другие являются фантазией команды разработчиков (например, отряды верблюдов и ужасные слоны Yubtseb амазонок). Городские постройки позволяют нанимать различные типы юнитов. Казарма дает возможность нанять пехотные соединения, конюшня — кавалерийские, стрельбище — стрелков, метательные машины, иногда боевых псов и конных стрелков, у некоторых фракций также слонов. Порт-позволяет нанимать бирему, трирему, квинкирему (цивилизованные) или лодки (варварские). Чем выше уровень необходимой постройки, тем более продвинутые отряды становятся доступны игроку. При найме боевого отряда линейно сокращается число граждан города. Армия состоит из отрядов. В одной армии может быть от одного до 20 отрядов. Несколько армий могут сражаться одновременно на поле боя, но в этом случае игрок должен принять решение будут ли они являться подкреплениями или будут действовать самостоятельно. Но может получиться и так, что одна из армий не успеет прибыть на поле боя, до его завершения. Каждый юнит имеет свои показатели защиты и атаки, а также отличительные характеристики. У отрядов существуют такие показатели как численность, мораль и усталость. Также в сражениях отряд зарабатывает опыт, который отображается в виде лычек. Опыт отрядам можно поднять с помощью храмов. Улучшения оружия или брони даёт соостветсвующие плюсы. В осажденном городе нанимать юнитов нельзя. Кроме построений отрядов существует возможность создавать более крупные подразделения, объединяя отряды в группы в любой момент в битве. Отряды каждой группы можно выстроить одним из восьми способов, в один или два ряда, выдвигая кавалерию на фланги и т. п. НаёмникиВ игре существует возможность брать на службу наёмные отряды. Сделать это может член семьи, находящийся вне города. Заметным нововведением является доступность этих отрядов в любой части карты. Доступные для найма соединения зависят исключительно от географического местонахождения вашего генерала. Наёмники, подобно обычным войскам, каждый ход требуют сумму на своё содержание. Так как наемники не тренируются в городах, то невозможно пополнить численность наёмничьих отрядов, можно только объединять их неполные отряды одинакового типа. Зато в городах можно улучшить их характеристики. Все наёмники одеты в зелёные доспехи. ШтурмВ игре существует возможность штурма оборонительных сооружений осаждаемого города или форта. Штурм осуществляют с помощью слонов или осадных орудий, которые некоторые фракции могут нанимать как отряды, и большинство фракций могут построить в течение осады перед штурмом. Нельзя проводить штурм, пока нет возможности преодолеть оборонительные сооружения (открыть ворота города с помощью шпиона, сломать ворота или часть стены или взобраться на высокие и широкие стены). Причем, если при штурме слоны или осадные орудия потеряют дееспособность до обеспечения прохода для других отрядов, осаждающие терпят поражение. Не все фракции способны тренировать отряды, которые в состоянии атаковать стены и ворота или хотя бы построить сильные средства атаки при осаде, варвары часто ограничены постройкой простых таранов, мало пригодных против мощных стен. Но многие наемники способны строить недостающие орудия и управлять ими в битве. При штурме или вылазке осажденных на тактической карте размещается весь город со своими постройками. Повреждения построек останутся после окончания битвы, их надо будет ремонтировать. В начале битвы за город все стены, башни и ворота, а также центральная площадь принадлежат осажденным. Слабые неширокие деревянные стены не позволяют перемещаться по ним, могут быть протаранены и не могут быть захвачены. Их небольшие башни стреляют только перед собой, отряды внутри города не обстреливаются. Ворота обычно закрыты (если их не открыл и не заклинил шпион) и открываются для тех, кто ими владеет — захватить ворота может любая сторона, подойдя к ним изнутри в отсутствие владельца ворот. Преследуя по пятам владельца ворот, в них может проскочить и враг. Мощные стены с башнями позволяют отрядам пехоты перемещаться по стенам (но без особых построений типа фаланги), сходить вниз и подниматься по лестницам внутри башен. Стреляющие отряды имеют большие преимущества при обстреле наземных. Башни обстреливают сильным огнем также и ближние улицы города, и осадные сооружения с целью поджечь их. Захват башен и ворот производится только отрядами на стенах, в остальном для башен действуют те же правила захвата, что и для ворот в простых стенах, а укрепленные ворота можно захватить, только отбив две башни, охраняющие ворота. Отряд, находящийся в башне, повышает силу ее огня. Наиболее укрепленные стены оборудованы трубами для слива кипящей смолы на головы подходящим в ворота врагам (происходит автоматически). В отличие от стен, центральная площадь принадлежит осажденным, если на ней есть хоть один человек из них, независимо от того, есть ли на площади осаждающие. Даже если на площади нет ни одного из противников, она возвращается осажденным. АгентыСтоит обратить внимание на специальные юниты, существующие на стратегической карте. Всего их три — дипломат, шпион и наёмный убийца. Они необходимы для выполнения специальных заданий.
Патчи, дополнения и модификацииСаундтрекСаундтрек Rome: Total War был написан композитором Джеффом ван Диком (Jeff van Dyck)[5] и выпущен Rennala Records в сотрудничестве с The Creative Assembly. На диске представлены расширенные версии треков из игры.
Замечание: Композици, помеченные * не вошли в игру[5]. ДополненияДля своих игр Creative Assembly обычно выпускает одно дополнение. Для Rome: Total War было выпущено два add-ona. Спустя год вышло первое дополнение Rome: Total War — Barbarian Invasion. Оно посвящено падению Рима и разделению его на Западную и Восточную Империи. Действие игры протекало в IV веке нашей эры. Был обновлён состав фракций (с упором на варварские). На стратегической карте произошло сокращение количества городов и увеличение площади территорий отдельных провинций. Тактическая сторона также поменялась: стал доступен выбор времени атаки (в оригинальной игре все битвы начинались утром). За ночные битвы полководцы получали больше опыта. Лёгкая пехота научилась перебираться через реки вплавь. Также у всех городов теперь присутствовала официальная религия. Второе дополнение Rome: Total war — Alexander, посвящённое походу Александра Македонского на Восток вышло спустя год после первого add-ona. В игре практически отсутствовали нововведения, был резко урезан ряд представителей фракций (добавилась одна — Индия) и убрана дипломатия. В итоге игра не смогла повторить успех своих предшественников и получила посредственные оценки[6]. Версии изданияВ России игра была официально издана компанией 1C в серии «Коллекция игрушек». Игра была выпущена в 3 CD — версии. Позже было выпущенно «Золотое издание», включавшее в себя оригинальную игру и первое дополнение, с установленными всеми патчами. «Золотое издание» было выпущенно на DVD. МодыТак как разработчики оставили возможность изменять файлы игры, появилось большое количество модификаций (модов) Rome: Total War. В модах, по сравнению с оригинальной версией, улучшена не только графическая часть, но и действия компьютерного противника на поле битвы. Реализовано также несколько тематических проектов, которые полностью изменили баланс и игровой процесс. Как наиболее стабильные и популярные следует отметить модификации Diadochi Total War, Macedon Expansion, Rome: Total Realism, Europa Barbororum, Roma Surrectum, Rome: Total War — Roma surrectum 2 (2010) с очень реалистичной графикой SPQR, The First Triumvirate. Из русскоязычных проектов наибольшее распространение получили Огнём и мечом: TW, Русь: Total War , Ветер Востока: Возрождение Эллады. Интерес поклонников игры к модификациям дал толчок к развитию всей серии Total War. Интересные факты
РецензииРазработка игры широко освещалась в прессе. Официальный анонс произошёл в начале 2003 года, хотя разработка велась задолго до этого[11].
Награды
|