Игра S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
S.T.Á.L.K.E.R.: Тень Черно́быля (англ. S.T.A.L.K.E.R.: Shádow of Chernóbyl), ранее известная также как S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost (рус. S.T.A.L.K.E.R.: Потерянное забвение) — компьютерная игра, шутер от первого лица украинского разработчика GSC Game World, изданная 20 марта 2007 года в США, в Канаде и 23 марта 2007 года в Европе и СНГ[3][4][7]. Жанр игры производителем определяется как «Survival FPS» с элементами RPG: подразумевается, наряду с элементами обычного 3D-шутера, наличие постоянно враждебной по отношению к игроку окружающей среды, что, соответственно, должно существенно усложнять условия выживания. Кроме того, для достижения финала игрок должен выполнять различные миссии, хотя это предоставляет ему определённую свободу выбора. Основной особенностью данной серии игр являются игровые локации, созданные на основе документальных съёмок, сделанных в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. На 24 марта 2007 года проект «S.T.A.L.K.E.R.» занимал восьмую позицию в чарте продаж для различных платформ, и первое — среди игр для РС по рейтингу британской организации ELSPA[8]. А уже через год — 12 февраля 2008 — была предоставлена информация о тираже игры: 950 тысяч копий на территории СНГ и 700 тысяч на Западе[9]. История созданияРазработка игры началась в 2001 году с создания компанией GSC движка X-Ray, который выдавал весьма качественное изображение и поддерживал почти все современные технологии на тот день. Анонс самой игры состоялся в конце того же года. Сюжет строился по концепции Звёздных врат с постройками ацтеков[10][11]. Проект получил название «Oblivion Lost» (рус. Потерянное забвение).
Однако, такая задумка показалась разработчикам вторичной, к тому же требовала проработки множества виртуальных миров, что небольшой фирме было не по силам. Требовалась уникальная для игровой индустрии идея, и в марте 2002 года, после поездки компании GSC Game World в Чернобыльскую зону отчуждения, концепция игры полностью изменилась и стала напрямую относиться к ЧАЭС[11]. Теперь она называлась «Stalker. Oblivion Lost», но очень быстро название было изменено на «S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost», так как разработчики не смогли получить авторских прав на использование в названии своей игры слова «сталкер». Был немного переработан движок, в частности, его графическая часть[10]. Предварительно игру планировали выпустить в конце 2003 года. С новым пресс-релизом первыми были разработаны две игровые территории. Первая — ранний вариант локации Кордон, ограниченный отвесными скалистыми склонами, главной достопримечательностью которого являлся завод, позже вырезанный из финальной версии игры. Один из приближенных к GSC людей отметил, что моделировали локацию, ориентируясь на некоторые местности Крыма. Второй локацией стал НИИ «МедПрибор», который впоследствии был переработан в НИИ «АгроПром»[10][13]. В мае 2003 года появился издатель игры — компания THQ. По её рекомендации название изменили на окончательное — «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl». Разработчики назвали первую более точную дату релиза — середина 2004 года[10]. Но, в связи с переходом на новый рендер, игра в срок не вышла, и в июле 2004 года THQ официально объявила о первом переносе даты релиза на 2005 год. В этот период появились локации ЧАЭС, Мёртвый город, Свалка, Завод «Росток», Радар, Припять и Генераторы[14][15][16][17]; смоделирована смена времени суток с динамичной погодой и система симуляции A-Life. К сентябрю 2004 года собирается практически полноценная игра: можно прогуляться по локациям, симуляция жизни работает в полную силу. Но главное достоинство игры стало её же бедой. Испытания сборки показали, что симуляция жизни непредсказуема:
Разработчики осознали необходимость доработки игры, начал формироваться сюжет. В феврале 2005 года GSC вновь изменила дату релиза на неопределённый срок, сказав при этом — «When it’s done» (рус. «Когда будет готово»). Разработчики полностью погрузились в доработку и «усмирение» системы A-life. Кроме этого большие изменения произошли в геометрии уровней, полностью переработаны несколько локаций. В мае был детально проработан сюжет, оставшийся без изменений до самого релиза. К концу года игра была практически готова, присутствовало множество особенностей, позже вырезанных. Количество ошибок вновь заставило перенести релиз. В 2006 году началась последняя стадия разработки: оптимизация и бета-тестирование. В марте было принято решение доработать Dx9, что несколько отодвинуло релиз. Было объявлено, что игра должна выйти в первом квартале 2007 года. Через несколько месяцев дата стала более конкретной — март 2007 года. Оставшиеся месяцы GSC тщательно дорабатывали игру и проверяли на наличие всевозможных багов и различных ошибок игры. Незадолго до релиза один из игровых сайтов опубликовал превью «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl», где было отмечено, что из игры, цитата: «…пропали медлительные зомби и стаи крыс», но в целом проекту давалась позитивная оценка. Среди фанов проекта прокатилась волна тревоги по поводу исчезнувшего из игры контента, который был заявлен ранее, но никаких комментариев от GSC не поступило. Незадолго до релиза, игра просочилась в Интернет — будучи опубликованной на одном из файлообменников, она быстро разошлась по Интернету и многие смогли поиграть уже за несколько дней до релиза, датой которого было 23 марта. THQ и GSC Game World активно пытались перекрыть утечку[10]. 20 марта 2007 года игра была официально выпущена[3]. Вскоре был выпущен первый патч, обновляющий игру с версии 1.0000 до 1.0001 и устраняющий множество багов и недочётов в игре. Последний патч обновляет её до версии 1.0006. СюжетПредысторияДействие происходит в альтернативной реальности, где 12 апреля 2006 года (тут есть противоречие — в самой игре приведена дата 12 апреля 2008, на официальном сайте — 12 апреля 2006 года, а в игре «Зов Припяти» указана дата 10 июня 2006 года) в 14:33 произошёл второй взрыв на территории печально известной Чернобыльской атомной электростанции. Этот взрыв ознаменовал появление так называемой «Зоны» — места, внутри которого появляются разнообразные аномальные явления, например, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100 g. Сама история второго взрыва на бывшей ЧАЭС окутана мраком, и, желая расследовать эту ситуацию, правительство Украины посылает в Чернобыль войска. Однако эта операция закончилась провалом, территория Зоны была ограждена, на главных точках подхода были построены блокпосты. Зона стала крайне охраняемым объектом. Спустя некоторое время с территории Зоны начинает приходить информация о мутировавших животных, о продуктах аномалий — так называемых артефактах, которые в прошлом являлись привычными предметами. Попадая в аномалию, предметы приобретают уникальные свойства, например, если человек или животное попадают в аномалию «Карусель», из их тел могут получиться артефакты «Кровь Камня», «Ломоть Мяса» или «Душа» (поднимают у людей уровень регенерации клеток). Сорвиголовы, желая быстро заработать, начали проникать на территорию Зоны, дабы добыть ценный артефакт и продать его учёным. Таких людей прозвали сталкерами. Действие игрыПрологСобытия начинаются в мае 2012 года по игровой хронологии. Во время ночной грозы из-за попадания молнии разбивается грузовик, перевозящий людей. Утром случайный сталкер обследует обломки и находит единственного выжившего — главного героя. Желая помочь и получить награду, сталкер относит его местному торговцу Сидоровичу. Тот обнаруживает у главного героя татуировку «S.T.A.L.K.E.R.» и КПК с единственной записью: «Убить Стрелка». Спасённый не помнит своего имени и прошлого, поэтому Сидорович нарекает его Меченым из-за татуировки на руке. Выясняется, что Меченый был пассажиром «Грузовика смерти» — так сталкеры называют грузовые автомобили, периодически появляющиеся предположительно из центра Зоны, и кроме Меченого в них ещё никого не находили живым. Документы военныхЗа спасение Сидорович требует плату — выполнение пары своих заданий, взамен он обещает найти информацию о Стрелке. Игроку предстоит найти посыльного торговца и забрать у него флешку с информацией. Посыльный находится в плену у бандитов, откуда его и освобождают. Попутно главный герой может выполнить некоторые задания второстепенных персонажей. Одновременно Сидорович по своим каналам находит информацию о Стрелке. Выясняется, что это единственный сталкер, которому удалось попасть в центр Зоны, где якобы находится «Клондайк артефактов». Сидорович вместе с другими торговцами уже давно ищет туда дорогу, и Стрелок может оказаться ключом к этим поискам. По данным разведчиков, в бывшем НИИ «Агропром» военные нашли некие документы, и торговец поручает Меченому добыть их. Также он даёт наводку на Лиса — сталкера, имевшего информацию о Стрелке. При встрече Лис не оправдывает ожиданий, о Стрелке он знает немного, и направляет героя к своему брату Серому на Свалку. На Свалке, поучаствовав в разборках с бандитами, Меченый находит Серого. Тот рассказывает про диггера Крота, нашедшего в туннелях под «Агропромом» тайник группы Стрелка. Крот должен находиться в заброшенном заводе при НИИ. При подходе героя к нему туда высаживается военный десант. Меченый помогает сталкерам отбить атаку. Однако военные высылают спецназ, и Крот выводит людей в безопасное место. Там он рассказывает о катакомбах и тайнике. Далее перед игроком встаёт выбор: он может пробраться на базу военных в НИИ через катакомбы и заодно найти тайник Стрелка, или пройти туда по поверхности. В тайнике Меченый узнаёт о группе Стрелка. Один из её членов, Клык, погиб. Другой, Призрак, возможно, может многое прояснить о Стрелке. Также упоминается некий общий друг, но имени его не называется. Меченый крадёт документы, связавшийся с ним Сидорович велит отнести их к Бармену — торговцу на заводе «Росток». По его просьбе бойцы «Долга» пропускают Меченого в Бар. Лаборатория Х-18В найденных документах раскрывалась истинная деятельность НИИ «Агропром», а также упоминалась некая лаборатория Х-18. Бармен предполагает её местонахождение в Тёмной долине и у него есть один из двух ключей от неё. Второй находится у главаря бандитов Борова. Меченому предстоит достать второй ключ и найти документы в лаборатории. В баре он также может многое узнать о Стрелке и его группе. Попав в Тёмную долину, Меченый убивает Борова, проникает в лабораторию и находит документы. Во время поиска Меченый убивает огненного полтергейста и на время теряет сознание. В бессознательном состоянии Меченый видит сон:
Одновременно в Тёмную долину высаживается армейский спецназ и перекрывает проходы на Свалку. Сидорович, связавшись с Меченым, велит уходить через Кордон. Там Меченый может защитить деревню новичков от притязаний наёмников и выполнить задание для Сидоровича. Лаборатория Х-16Когда Меченый возвращается в Бар, Бармен изучает документы и узнаёт, что «Выжигатель мозгов» рукотворен, также упоминается лаборатория Х-16. Ему известно ещё одно место с похожими на «Выжигатель» свойствами. Старый завод на озере Янтарь давно пользуется дурной славой. Меченому предстоит попасть в лабораторию Х-16 и найти нужную информацию. Неподалёку расположилась мобильная лаборатория учёных, они могут оказать помощь, и там же должен находиться Призрак. Попутно на Дикой территории Меченый может помочь учёным отбить атаку наёмников на их вертолёт и вывести профессора Круглова к Янтарю. По приходу на Янтарь, Меченый отправляется к учёным. Их глава профессор Сахаров рассказывает о разработке устройства защиты от пси-излучения, но оно требует настройки. С Кругловым или с Семёновым, если Круглов погибает до этого, Меченый отправляется делать замеры. По пути уничтожая нескольких зомбированных сталкеров они приходят к месту замеров, вдруг начинается выброс. Меченый и его напарник падают на землю. Видя затемнение, Меченый слышит диалог двух людей в своей голове(предположительно о Стрелке). Сделав замеры Меченый и его напарник возвращаются в бункер, где они докладывают об увиденном, после этого получает прототип. Также Сахаров говорит, что им давно известно о лаборатории. За неделю до этого Призрак и их сотрудник Васильев, который занимался этой лабораторией, отправились на поиски. Через несколько часов излучение временно пропало, а ещё через час поступил сигнал с болот от Васильева, а потом исчез. По всей видимости, он мёртв. Васильев имел информацию о местоположении лаборатории. Меченый отправляется на его поиски. Найдя тело Васильева и узнав местоположение лаборатории, он проникает внутрь и отключает установку, представляющую собой гигантский мозг. Меченый теряет сознание и видит второй сон:
Очнувшись, Меченый встречается с Контролёром и находит тело Призрака с нужными документами. Призрак является тем человеком, чья фотография приложена к заданию убить Стрелка. Меченый понимает, что произошла какая-то ошибка. В голосовой записи Призрака говорится о Докторе — том самом общем друге и о Проводнике, знающего об его местоположении. Меченый выбирается из лаборатории по тоннелям и отправляется в Бар, в это время военные зачищают территорию завода с воздуха. Отключение Выжигателя мозговБармен, изучив документы, поручает Меченому, имеющему пси-защиту, проникнуть в лабораторию Х-10 (X-19) под антеннами «Выжигателя» и отключить его. Он также договорился с руководством «Долга» о доступе на их базу, где становятся доступными несколько заданий. Путь к Радару лежит через Армейские склады — последнюю обжитую территорию Зоны. Здесь игрок может поучаствовать в локальной войне «Долга» и «Свободы», защитить Барьер и посетить деревню кровососов. Вся локация Радар контролируется группировкой «Монолит». На всём пути к лаборатории на героя будет воздействовать сильное пси-излучение, мир потеряет краски и станет серо-коричневым. Попутно его будут атаковать фанатики, зомбированные сталкеры и фантомные образования. Можно сократить путь и пройти через Мёртвый лес, где водятся практически все существа Зоны. Попав в лабораторию, Меченый отключает установку и видит очередной сон:
Очнувшись, он слышит зов Монолита в голове. На обратном пути ему приходится преодолевать сопротивление монолитовцев и военных. Вышедший на связь Бармен сообщает о крупномасштабном прорыве к центру Зоны, на окраине Припяти Меченого будет ждать отряд сталкеров. На пути туда Меченый становится свидетелем столкновения «Свободы» и «Долга». Условие истинных концовокС момента обнаружения Призрака до перехода на ЧАЭС, игрок может отправиться на Кордон, где находится Проводник. Тот указывает местонахождение Доктора — тайник Стрелка. При встрече Доктор рассказывает о том, что Меченый и есть Стрелок и предостерегает от приближения к Монолиту. Также он даёт наводку на тайник в Припяти, где спрятан декодер от некой двери, обнаруженной Стрелком во время предыдущих походов. Этот эпизод является условием выполнения истинных концовок. Прорыв в центр ЗоныВ Припяти Меченый с отрядом ветеранов пробивается к центру города, в котором происходят ожесточённые боевые действия с участием группировки Монолит. После того, как он помогает отряду пройти, Меченый идёт один. Если он узнал о своём прошлом, то находит тайник в номере 26 гостиницы — декодер, способный открыть секретную дверь в саркофаге. Попав на территорию ЧАЭС, Меченый сталкивается с военными, ведущими штурм станции, отрядами «Монолита» и огромными аномалиями. В процессе движения, военные по рации объявляют о приближающемся выбросе, начинается обратный отсчёт до его начала. Меченый успевает пробраться под саркофаг станции. Внутри саркофага его зовёт к себе Монолит, этому препятствуют фанатики-ветераны. Перед игроком встаёт выбор: отправиться по зову к «Исполнителю желаний» или искать дверь, ведущую к тайнам Зоны. Если игрок избрал первый путь, Меченый находит Монолит и загадывает желание, далее идут ложные концовки, в ходе которых герой погибает. Концовки с участием «Исполнителя желаний»Достижение той или иной концовки определяется выбором и выполнением (либо невыполнением) различных заданий, а также некоторыми показателями игрока (количество денег, рейтинг, репутация).
Концовки с участием О-СознанияУсловия этих концовок: в определенный момент вернуться на Кордон и встретиться с Проводником, затем встретиться с Доктором в подземельях Агропрома, далее взять декодер из тайника в Припяти. Если игрок выполнил условия концовок с участием О-Сознания, он попадает к запертой двери, которую открывает декодер. За ней находится охраняемая установка управления Монолитом, являющимся на деле лишь голограммой. Уничтожив установку, Меченый-Стрелок вызвал сбой в системе. Сбой вызвал голографического представителя О-Сознания, ответившего на вопросы Стрелка. О-Сознание — группа учёных, поставивших цель соединиться с ноосферой и попытаться управлять ей. Эта попытка не удалась, произошёл пробой, и энергия ноосферы прорвалась на Землю, в связи с чем образовалась Зона. Для обеспечения своей безопасности О-Сознание использовало пси-установки и бойцов «Монолита». Всякий, кто пытается пройти к центру Зоны, попадает под их влияние, а затем проходит кодировку по программе «S.T.A.L.K.E.R.» на выполнение определённых задач. Всех закодированных вывозят на так называемых «Грузовиках смерти» к границам Зоны. После одного из походов Стрелок стал опасен для О-Сознания и все агенты получили задание на его убийство. Из-за неясной для О-Сознания ошибки Стрелок сам оказался среди таких агентов. Из-за высокой аномальной активности и уровня радиации при транспортировке большая часть агентов погибает, однако Стрелку удалось чудом выжить. На вопрос Стрелка: «Что дальше?» представитель предоставляет выбор: отказаться от вступления и уничтожить О-Сознание, тем самым ввергнув будущее в неизвестность, либо присоединиться к проекту и попытаться сдержать натиск Зоны. Ложная истинная концовка: Присоединение к группе О-сознание — Стрелок ложится в капсулу, к его телу прикрепляются датчики. Капсула закрывается. Далее идёт сцена с Доктором, который, стоя на болотах, рассуждает о возможной судьбе Стрелка. Рассудив, что Стрелок «…из любой передряги выберется», Доктор вместе со своим псом уходят. Истинная концовка: «Мир на земле» — О-Сознание просит Стрелка идти на сигнал для «личной встречи». Стрелок начинает движение по надземным коммуникациям и блокам станции через систему телепортов к конечной цели. После выброса на поверхности земли сохраняется смертельный радиационный фон. Продвижению мешают отряды «Монолита» и колебания земли. По достижении цели наступает истинная концовка, поддержанная разработчиками в продолжении игры. Стрелок попадает в помещение с капсулами, в которых покоятся тела участников проекта О-сознание, и расстреливает их. Сцена сменяется, сквозь густые тучи пробивается солнечный свет, небо становится ясным. Показывают здоровый мир, полный зелени, слышится пение птиц. Стрелок осматривается, после чего ложится на землю в траву, одновременно рассуждая о правильности своего поступка. Он поворачивается набок и видит стрекозу. Стрекоза взлетает, замирает на мгновение над лежащим Стрелком и улетает. Игровой мирЛокации
Вырезанные локацииВ процессе разработки планировалось множество локаций, однако не все попали в финальную версию.[10] Это:
РангиВ S.T.A.L.K.E.R. для главного героя и NPC действует 4-х ранговая система. Ранг определяет точность прицеливания, устойчивость персонажа к повреждениям и другие характеристики. Его повышение в игре зависит от количества выполненных и проваленных заданий, количества убитых сталкеров и мутантов. Данные о ранге игрока и NPC можно увидеть в КПК.
Сталкеры и бандиты с этим рангом одеты в простые кожаные куртки и бандитские куртки со вшитыми броневыми элементами. Вооружены, как правило, пистолетом или обрезом, реже — пистолетом-пулемётом. Военные новички — рядовые одеты в простой бронежилет и носят на голове бандану. Стреляют очень плохо. Часто не замечают под ногами аномалии и погибают в них.
Опытные персонажи надевают на себя сталкерский комбинезон или комбинезон группировки («Долг», «Свобода», «Монолит», наёмники), если сталкер в ней состоит. Большинство вооружено автоматическим оружием, исключение могут составлять уникальные персонажи. Стреляют на порядок лучше новичков. Реакция на аномалии и мутантов гораздо лучше.
NPC с рангом «Ветеран» обычно одеты в комбинезон «СЕВА» или в усовершенствованный комбинезон группировки, но только находясь ближе к центру зоны. На начальных локациях встречаются ветераны в простых комбинезонах. Военные с этим рангом одеты в «Берилл». На вооружении сталкеры-ветераны обычно имеют иностранное оружие (СГИ-5к, ГП-37) или отечественное калибра 9×39 мм. Точность попадания по играющему высокая. На подходах к центру зоны будут встречаться сталкеры с рангом не ниже ветерана (за редким исключением).
Высший ранг в игре. Одиночки, наёмники, члены «Свободы», «Долга» и «Монолита», имеющие этот ранг, почти всегда одеты в экзоскелет. Военные мастера облачены в бронекостюм «СКАТ». Как первый, так и второй вид брони трудно пробиваем. Ходят, вооружившись «Гром С14», спецавтоматом ВАЛ и снайперы с СВУ и СВД (некоторые с «Винторезом»). Для успешного противостояния рекомендуется иметь как минимум такое же оружие. Точность стрельбы самая высокая. Редко промахиваются даже по бегущему спринтом игроку. Графический движок X-RayВ игре используется игровой движок X-Ray. Графический движок в качестве API может использовать как DirectX 8.1, так и DirectX 9 с использованием Shader Model 3.0. Движок поддерживает рендеринг до одного миллиона полигонов на кадр. Особенности X-Ray: рендеринг в расширенном динамическом диапазоне (HDR), параллакс- и нормалмаппинг, мягкие тени (англ. soft shadows), эффект размытия изображения (англ. motion blur), поддержка широкоэкранных дисплеев, погодные эффекты и циклы смены дня и ночи (англ. day/night cycles). Как и другие движки, которые используют технологию отложенного освещения и затенения (англ. deferred shading), X-Ray не поддерживает совместное использование полноэкранного сглаживания и динамического освещения. В драйверах nVidia ForceWare 169.xx и более поздних есть возможность принудительно включить полноэкранное сглаживание, которое оказывается совместимо с динамическим освещением, но при этом сильно падает производительность. Кроме того, через консольные команды или редактирование конфигурационного файла можно активировать «поддельную» форму сглаживания, может работать с динамическим освещением, в этом случае изображение размывается для достижения ложного впечатления от сглаживания без падения производительности.[19] Общая площадь всех локаций игры — около 30 км2. Некоторые текстуры в игре являются фотографическими.[20] Физический движокS.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl использует сильно модифицированную версию физического движка Open Dynamics Engine (ODE). Движок поддерживает сотни физически интерактивных объектов на разных уровнях. Используются Физика Ragdoll, разрушаемые объекты, реалистическая баллистика пуль, скелетная анимация и некоторые другие технологии. Баллистическая модельДвижок X-Ray реалистично моделирует баллистическую траекторию пули, подобно баллистическим моделям в тактических симуляторах. Пули подвержены действию силы тяжести, сопротивлению воздуха, рикошетят при попадании под углом к поверхностям. Ручное огнестрельное оружие менее точно при стрельбе из неустойчивых положений (шаг, бег), от бедра. Игроку легче попадать, используя режим прицельной стрельбы — с помощью механических или оптических (устанавливаемых на оружие, либо уже установленных) прицельных приспособлений. Также в игре представлена модель раневой баллистики в сильно упрощенном виде. При моделировании траектории пули, а также её взаимодействии с препятствиями, движок не учитывает баллистический коэффициент пули и её пробивную способность. Дальномеры прицельных сеток прицелов не соответствуют игровым единицам измерения и использоваться для измерения расстояния до цели не могут. Искусственный интеллектДвижок X-Ray использует проприетарную и эксклюзивную систему искусственного интеллекта, названную A-Life (Artificial Life — рус. Искусственная Жизнь). A-Life подразделяется на локальную и глобальную. Локальная действует приблизительно в радиусе 150 метров от игрока, сложная система симуляции жизни: на главного героя нападают монстры и NPC, нападения на лагеря группировок при участии игрока, — в общем все то, что можно наблюдать своими собственными глазами, а не предполагать что что-то произошло. Глобальная — это упрощенная система искусственного интеллекта, действует везде и всегда. Все события, которые мы не видим, но потом узнаем о них — примером результата её действий являются военные действия сталкеров, в результате которых мы можем найти мертвых NPC. Все перемещения «населения» Зоны также контролируются A-Life, если сталкер переходит с одной локации на другую, он на самом деле туда переходит, а не перемещается, телепортируясь с места на место.[21][22] ПогодаПогодная система интегрирована в разные части ландшафта и предоставляет множество погодных эффектов, таких как солнечные дни, штормы и ливни. Ночью может встречаться яркое звёздное небо. Доступное оружие, поведение искусственного интеллекта, игровая тактика и система ранжирования зависят от погоды. В игре чуть ли не половину времени идёт дождь, а есть локации (Янтарь, Радар, Припять и ЧАЭС), в которых солнечной погоды вообще не бывает. МультиплеерМультиплеер, как и в многих других современных играх, доступен через локальную сеть (англ. LAN) и Интернет. Поддерживается до 32 игроков. На данный момент присутствует три игровых режима: сражение (англ. Deathmatch), командное сражение (англ. Team Deathmatch) и «Охота за артефактами» (англ. Artifact hunt). В игре также используется система рангов (англ. ranking system). В мультиплеере восстановлено множество локаций, вырезанных из игры. Среди них завод «Росток», Заброшенная Деревня как часть локации Darkscape. В мультиплеере воюют группировки «Свобода» и наёмники. Software Development Kit14 мая 2007 года была выпущена бета-версия SDK для мультиплеера.[23] Выпуск официального SP SDK не планируется. В связи с этим было создано несколько специальных дополнений к существующей бета-версии SDK для возможности создания SP карт.[24] Однако, в конце 2010 года вышла следующая версия НИР.[25] Коллекционное изданиеВ издание входит:
Саундтрек к игреНад саундтреком к игре трудились украинская мелодик-дэт-метал группа FireLake и Владимир «MoozE» Фрей. Песню «Dirge for the planet» в исполнении FireLake, можно услышать в бункере у Сидоровича, а также на локациях «НИИ Агропром» и «Бар», где песня иногда звучит в громкоговорителях на главном здании института и на башне у базы «Долга» соответственно. Мелодия «Gurza Dreaming» в исполнении «Addaraya» играет в баре «100 рентген». Саундтрек можно поделить на «внутриигровой» и «внеигровой» — песни от FireLake и Addaraya используются в качестве музыки, звучащей по радио или в громкоговорителе внутри игры, в то время как композиции от MoozE в стилях Dark Ambient и Noise в жанре Ambient используются «за кадром», для создания атмосферы заброшенности, присущей Зоне Отчуждения в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl. Саундтрек игры доступен для скачивания на официальном сайте игры, в формате Ogg, а также образ сборника (связка .bin + .cue)[26]. Также музыку можно «вытащить» из архивов игры, там будет 20 композиций (включая главную тему игры — Mooze — Wasteland (музыку, играющую в меню), из них некоторые в игре использованы не были. Также в период разработки игры авторы обращались к немецкому композитору Маркусу Холлеру. Его задачей было написание музыки для внутриигровых видео (Вступительного и финального) и трейлеров. Наиболее известные его треки звучат в последнем ролике Финального отсчета и трейлере посвященном смене дня и ночи. В самой игре его музыка почти не присутвует, только отрывки инструментальных треков в «снах» и мелодия (общая длительность мелодий — 10 минут), что звучит на базе «Долга».[27] Список композиций
Роли озвучивали
Награды и оценки
После выпуска «S.T.A.L.K.E.R.» получил благоприятные обзоры, со средней оценкой 83 % в Game Rankings.[43] В то время как игру похвалили за её стиль и глубину, другие рецензенты описали определенные технические проблемы, упоминая число ошибок в Тенях Чернобыля. Критики больше всего оценили игровой дизайн Зоны. GameSpot похвалил стиль и гейм-дизайн игры, заявляя, что «Это — холодная игра, но в хорошем смысле, так как она отлично передает постапокалиптическое настроение»,[37] в то время как Eurogamer назвал её «одной из самых страшных игр на PC», в продолжении сказав: «мифологическая Чернобыльская зона основана на игре предательского, мрачно красивого ландшафта».[35] Game Informer не находит геймплей игры особенно инновационным, но опять же хвалит основной FPS дизайн: «Сталкер не стал революцией, несмотря на все наши надежды. Однако это представительное и в некоторые моменты примечательное приключение от первого лица». GameSpot, в свою очередь, сказал, что игра обладает «одной из лучших моделей баллистики, когда-либо замеченных в играх, и в результате перестрелки как будто настоящие — вы стреляете и попадаете в противника из весьма непослушной винтовки».[37] После выпуска «Сталкера», критика обрушилась на него в основном за многочисленные ошибки, особенно когда игра запускалась под Windows Vista. IGN заметил, что игра «имела тенденцию зависать весьма часто, иногда делая паузу в течение трех или четырёх секунд с регулярным интервалом, которые произошли на двух различных Windows XP в максимальном визуальном качестве», с даже некоторыми случаями полных падений игры.[38] Другим раскритикованным аспектом была история, которая в некоторых обозрениях была «несвязной»[37], а «PC Gamer» заявил, что «неудача в конкретной истории Вашего персонажа»[46]. НаградыВ декабре, «S.T.A.L.K.E.R.» выиграл «Специальную Премию за Лучшую Атмосферу» на GameSpot’s Best and Worst 2007. «„S.T.A.L.K.E.R.“ уловил природу „призрачного города“ Зоны, начиная с брошенных городов и заканчивая заросшей дикой местностью. Также, игра добавляет свои собственные, не поддающиеся объяснению элементы, что делает её в определенных игровых эпизодах почти ужасающей». 3 августа 2009 «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» выиграл конкурс «ТОП-10: Твой выбор. Самые неожиданные концовки» на игровом сайте PlayGround.ru.[47] 2 ноября 2011 «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» выиграл конкурс «ТОП-10: Твой выбор. Лучшие постапокалиптические игры.» на игровом сайте PlayGround.ru. КонференцииПоказывался на выставке E3 с 2003(2002) по 2006 г. ЖурналыВ октябре 2004 года, в Киев к GSC приехали представители игрового журнала «Игромания» для записи так называемого «Финального отсчёта» который был направлен на продвижение игры. Было выпущено 5 сюжетов ФО и один про мутантов Зоны — «В мире мутантов», в виде пародии на телепередачу «В мире животных». Первый сюжет — вступительный, в нём разработчики рассказывали о проекте и компании в целом; второй сюжет был посвящён искусственному интеллекту игры — «A-life». В третьем — подробно рассказано о мультиплеерном (англ. multiplayer) режиме игры. Сюжет назывался «Counter-S.T.A.L.K.E.R.», что было отсылкой к известной игре Counter-Strike. Четвёртый выпуск ФО показывал первый квест, в котором игроку нужно было принести торговцу артефакт с завода на локации «Кордон». Пятая часть показывала новый изменённый и доработанный движок игры X-Ray и новый графический рендер, базировавшийся на DirectX 9.0[10]. Другие игры серииS.T.A.L.K.E.R.: Чистое НебоВ 2008 году вышел приквел S.T.A.L.K.E.R. — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо, действие которого происходит в 2011 году. Игра вышла 25 августа на территории России и других стран СНГ. S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти«S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти», сиквел «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl», официально вышел 2-го октября 2009 года. Действие игры происходит после событий «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» и имеет с ним ряд сюжетных связок. S.T.A.L.K.E.R. 2Компания GSC Game World разрабатывала официальное продолжение серии игр S.T.A.L.K.E.R.[48][49]. Однако 25 апреля 2012 компания заявила об отмене проекта[50].
|