Prince of Persia |
|
Разработчик |
Джордан Мехнер
|
Издатель |
Brøderbund
|
Часть серии |
Prince of Persia
|
Дата выпуска |
3 октября 1989
|
Жанр |
Платформер
|
Платформы |
DOS, Apple II, Mac OS, Amiga, Atari ST, Master System, NES, Amstrad CPC, ZX Spectrum, SMD, Mega CD, Sega Game Gear, TurboGrafx CD, SNES, GB/GBC, Iphone OS
|
Сайт |
|
Prince of Persia (рус. Принц Пе́рсии) — компьютерная игра, созданная Джорданом Мехнером и давшая начало серии игр Prince of Persia.
Оригинальная версия игры
Выпущена в 1989 году Brøderbund Software для Apple II. Позже портирована на множество других платформ, включая Amiga, Apple Macintosh, DOS, NES, Game Boy, Game Gear, SNES и Sega Genesis. Представляет собой двумерный платформер, совмещающий прыжки и бег по подземелью с боями на мечах. Обладала передовой для того времени графикой благодаря технологии ротоскопирования; автор игры провёл много часов за изучением видеозаписи движений своего брата, Дэвида Мехнера, с тем, чтобы движения героя были реалистичными[1].
С появлением Prince of Persia: The Sands of Time игра из коммерческого ПО переведена в abandonware.
В апреле 2012 года исходные тексты оригинальной игры для Apple II, считавшиеся до этого утерянными, были опубликованы Джорданом Мехнером[2].
Сюжет
Действие игры происходит в Персии. Султан находится на войне, и в его отсутствие великий визирь Джаффар пытается захватить трон. Джаффар схватил принцессу и дал ей час на размышления: стать его женой или умереть. Герой игры — истинная любовь принцессы; он должен сбежать из тюрьмы и спасти её до того как истечёт этот час.
Геймплей
Пример игрового процесса. Версия для MS-DOS.
Игра представляет собой платформер. Игрок берёт на себя роль Принца. Он должен сбежать из темницы и спасти принцессу. На это у него есть ровно 60 минут[3]. Игрок может гибнуть неограниченное количество раз: он будет появляться всегда на начале данного уровня. Игра проиграна в том случае, если игрок не уложится в указанное время. Устройство темницы непростое: она многоуровневая, изобилует ловушками и потайными ходами. Чтобы пробраться дальше, Принцу придётся использовать свои акробатические умения, прыгая по платформам и избегая ловушек, иногда решая головоломки. В некоторых местах путь Принцу преграждают стражники, вооружённые мечами. Сам Принц должен сперва раздобыть клинок в начале первого уровня, иначе один удар стражника вызовет мгновенную смерть. Чем дальше игрок продвигается по ходу игры, тем сильнее встречаются противники. Также есть несколько особых противников: бессмертный скелет, начальник стражи и сам Джафар.
Также в игре есть бонусы в виде сосудов с жидкостями. Сосуды почти неотличимы. Отличие лишь в цвете "пара", вытекающего из кувшинчика. Есть кувшины лечащие Принца, дающие ему дополнительное здоровье (красные пары), а есть и яды, убивающие героя (синие).
Портированные версии
После выпуска для Apple II в 1989, игра была портирована на несколько других платформ:
- Спустя год после выпуска были выпущены порты на другие персональные компьютеры — Amiga, Atari ST и PC.
- В 1992 году были выпущены версии для Sega Master System, Sega Mega-CD, NES, Game Boy и SNES. В том же году появилась версия для Apple Macintosh, с улучшенной графикой, и версия для SAM Coupé[4].
- Затем, в 1993 году последовала версия для Sega Mega Drive.
- В 1999 году появился порт для Game Boy Color.
- Java-версия для мобильных устройств вышла в начале 2000-х. Также выпущена демонстрационная Flash-версия[5].
- В 1994 году вышла неофициальная версия для ZX Spectrum-совместимого компьютера ATM Turbo, созданная российским программистом Андреем Хоничем (Honey Soft, Москва). Эта версия использует EGA-подобный видеорежим ATM Turbo, и не может работать на обычном ZX Spectrum.
- Неофициальная версия для самого ZX Spectrum выпущена в 1996 году, она разработана другим российским программистом (Nikodim)[6]. Точнее, эти версии являются ремейками, а не портами — исходный текст был недоступен.
- В 2007 году Ubisoft выпустил Prince of Persia Classic - ремейк игры для Xbox 360[7]. Версия для PS3 была выпущена в 2008 году.
- В мае 2010 года вышла Prince of Persia Retro для iPhone и iPad.
- В 2012 году вышел римейк Prince of Persia на платформах Nintendo 3DS и Wii.
Сиквелы
Официальные продолжения:
- Prince of Persia 2: The Shadow and The Flame — Выпущена в 1993 году Brøderbund Software для Apple Macintosh, ПК и NES.
- Prince of Persia 3D — Разработана Red Orb Entertainment и издана The Learning Company в 1999 году для Windows и Dreamcast.
- По замыслу Мехнера, Prince of Persia: The Sands of Time должна быть продолжением Prince of Persia. Но Ubisoft утверждает, что Принц из Sands of Time никак не связан с оригинальным Принцем. Единственная временна́я связь — в Sands of Time действие происходит раньше, чем в Prince of Persia.
Помимо официальных продолжений, существуют неофициальные модификации:
- 4D Prince of Persia, выпущенная в феврале 1994 года К. А. Теребиловым. Отличается более сложными уровнями, некоторые из которых могут вызвать аварийное завершение программы
- Super Prince of Persia 1995 года от Computer Pirates Studio. Отличается очень сложным геймплеем и масштабной переработкой уровней[8]
Интересные факты
- Помимо большого количества «безликих» стражей, в игре есть четверо уникальных: скелет в конце 3 уровня, которого невозможно убить, а можно только поражающими ударами меча оттеснить к пропасти, чтобы он, отступив назад при очередном поражающем ударе, упал в пропасть; умелый воин («начальник стражи») в середине 6 уровня, которого можно не убивать, а поменяться с ним местами, после чего спокойно убежать; воин в начале 8 уровня с прекрасной реакцией, который сам в бой не лезет, а предпочитает оборонительную тактику; сам Джаффар в конце 12 уровня. В версии для NES нет уникальных стражей (можно убить даже скелета, как обычного сарацина). Взамен игра искусственно усложнена: в некоторых местах невозможно спуститься с уступа.
- Рекорд по прохождению Prince of Persia для PC — 13:45[9]. Для прохождения в этом случае использовались не только штатные хитрости (использование секретных путей, уклонения от сражений), но и «глюки» (прохождения через решетки или стены в результате ошибок в программе).
Отсылки к игре в других произведениях
- «Принц Госплана» — повесть Виктора Пелевина, написанная по мотивам игры.
- В телесериале «Бригада», можно увидеть как секретарша Артура (он же начальник по поставкам в Россию), играет в выше сказанную игру на начальных уровнях. В последней сцене с игрой, персонаж игры умирает падая в пропасть с шипами.
Критика и отзывы
- Игра получила 5 звёзд из 5 в журнале «Dragon».[10]
- В мае 1991 журнал «Amiga Power» признал игру 12-й в списке лучших игр всех времён. [11]