Эта статья — о видеоигре. О романе см. Метро 2033.
Metro 2033
рус. Метро 2033 |
Обложка Xbox 360-издания игры
|
Разработчик |
4A Games
|
Издатель |
Акелла
THQ
|
Дата выпуска |
|
Жанр |
шутер от первого лица
Survival horror
|
Возрастной
рейтинг |
ESRB: M — Mature
OFLC (A): MA15+ — Mature 15+
PEGI: 16+
USK: 18
|
Платформа |
Microsoft Windows
Xbox 360
|
Игровой движок |
4А Engine
|
Режим игры |
Одиночная игра
|
Носитель |
DVD, Steam
|
Управление |
PC: клавиатура и мышь или геймпад [2]
Xbox 360: геймпад
|
Сайт |
|
Внешние видеофайлы |
Трейлер «Metro 2033»
(1 мин 32 сек, FLV, 950 x 540 пикселей, 23 MB) |
|
Announcement Trailer на сайте Voodoo Extreme 3D[3] |
Metro 2033 (рус. Метро 2033) — компьютерная игра в жанре шутер от первого лица/Survival horror. Сюжет игры основывается на одноименном романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Разработкой игры занималась украинская компания 4A Games, большинство сотрудников которой составляют выходцы из GSC Game World.
Рецензии |
Зарубежные издания |
Издание |
Оценка |
Российские издания |
Издание |
Оценка |
Absolute Games |
80/100 [4] |
Выход игры
22 октября 2009 года компания THQ официально объявила о том, что именно она будет издателем игры «Metro 2033». Было заявлено, что игра выйдет в начале 2010 года для ПК и Xbox 360. Вместе с данным заявлением был выпущен игровой трейлер.[5][6]
2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла» объявила о подписании договора с THQ об издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ[7].
На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского[8][9].
1 декабря 2009 года сайт IGN.com опубликовал превью «Metro 2033» и интервью с Дмитрием Глуховским[10][11][12].
Название
В первых роликах, опубликованных в конце 2009 года, использовался подзаголовок игры «Fear The Future» / «Страх грядущего»[13].
При анонсе игры использовался подзаголовок «The Last Refuge», но при официальном выходе игры THQ от него отказалась[14][15].
Герои выжившие до конца истории
- Артём — главный герой игры и книги. Его голос слышен в загрузках, в самой же игре он не разговаривает, за всю игру произнес только слово «Fuck» (в уровне «Депо», когда на него падает дрезина)
- Александр «Сухой» Сухов — отчим Артема, начальник станции ВДНХ.
- Женя — друг Артема. С ним он ехал на Рижскую.
- Андрей «Мастер» — Друг Хана. Спас Артема от «преследователей» и отправил его на Линию Фронта (Лубянка).
- Саша — ребенок, который встретится Артему на заброшенной станции Павелецкая — радиальная.
- Хан — загадочный человек, который познакомил Артема с призраками и другими аномалиями. Первый раз появляется после убийства Бурбона главарем бандитов на Сухаревской. Второе появление на базе Спарты.
- Ульман — человек из отряда Мельника. Любит шутить, что раздражает Мельника.
- Володя — человек из отряда Мельника. Разбирается в электронике. Первый раз появляется на Спарте.
- Мельник — друг Хантера, которому нужно доставить медальон «Спарта». Хантер сказал, что он сможет помочь Артему. Напарник Артема, сопровождает его от Полиса и почти до самого конца истории. В конце его ранит «Демон», и он не может подняться вместе с Артёмом до самой верхушки Останкинской башни.
Герои, дальнейшая судьба которых неизвестна
- Данила — человек из отряда Мельника. был тяжело ранен в библиотеке, в связи с чем Мельнику пришлось отправить Артема одного. Скорее всего выжил, после лечения в Полисе
- Хантер — друг Сухова. Появляется только в начале игры, а после пропадает, но встречается во многих снах главного героя.
- Максим Комаров — лидер защитников Павелецкой от нашествия мутантов до эвакуации жителей. Отдал Артёму кассету с записью Полису, последний раз видели, когда был серьёзно ранен. Дальнейшая судьба неизвестна, предположительно погиб.
- Павел — солдат из отряда Ульмана. Был сброшен с дрезины монстрами и подорвал себя гранатой. Однако имеется версия, что он выжил, и появится в Metro: Last Light.
Герои, которые погибли ещё до конца истории
- Челнок — человек, поехавший на дрезине с ВДНХ. Убит, был сброшен упырями с дрезины.
- Борис — человек из отряда Мельника. Погиб во время похода на Д6.
- Степан — человек из отряда Мельника. Погиб во время похода на Д6.
- Бурбон — человек, вероятно, бандит, договорившийся с Артемом что он его доведет до Сухаревской. Погиб от рук лидера бандитов
Игровой процесс
Станция «Тургеневская» в игре
Сюжет игры разворачивается в постапокалиптической Москве, преимущественно в московском метро, начиная (После запуска идет часть одной из последних миссий) со станции, где вырос главный персонаж Артём (он родился еще до войны в неразрушенном городе), но иногда игроку приходится выбираться на поверхность для выполнения определенных миссий и в поисках чего-либо ценного.
Локации в игре отражают мрачную атмосферу туннелей метро, хотя и сделаны более зловещими чем в реальности. Часто происходят странные эффекты и шумы, и иногда игроку приходится полагаться лишь на эти вспышки, чтобы найти путь в кромешной тьме. На поверхности игроку грозит еще большая опасность, поскольку там присутствует радиационное излучение, также приходится все время носить противогаз из-за отравленного воздуха[16] Вода часто также оказывается радиоактивной, и даже небольшое её касание может отнять жизнь.
Часто локации запутаны, при этом в игре нет какого-либо варианта карты, оставляя игроку выяснять направление лишь при помощи компаса. В игре отсутствует шкала здоровья, и следить за здоровьем персонажа приходится лишь вслушиваясь в его сердцебиение и наблюдая брызги крови на экране, являющиеся показателями состояния персонажа и степени его ранения. В игре нет экранного индикатора, показывающего степень изношенности фильтров в противогазе персонажа. Вместо этого игроку предлагается следить по наручным часам, циферблат которых разделен на три зоны, соответствующих степени изношенности фильтров, что вынуждает игрока регулярно обращаться к ним, чтобы не пропустить момента когда потребуется замена фильтров. Противогаз также отражает свое состояние в виде трещин на стекле, предупреждая игрока о потребности в новом противогазе.
Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов, таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы, оставляя возможность посмотреть индикаторы глянув на часы.
Еще одним ключевым фактором является управление амуницией. Для АК присутствуют два вида боеприпасов:
- Довоенные магазины с патронами от АК, являются эквивалентами денег.
- Современный кустарный аналог.
«Золотые» патроны желательно экономить, переключая автомат на стрельбу обычными (нажать и удерживать R). Патроны для остального оружия подобных аналогов не имеют.
Сюжет
События игры
Начало
В начале игры Артём поднимается из метро со сталкером по имени Мельник, возглавляющим элитную группу сталкеров. Они оказываются в руинах Москвы недалеко от Останкинской телебашни, где они встречают ещё троих коллег. Группа успешно обороняется от мутировавших гигантских крыс и летающих монстров («демонов»). Затем события игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ, которая стала его родным домом после того, как его сюда привёл его отчим по кличке Сухой. Он знакомит Артёма с ещё одним сталкером — мужчиной, известным лишь как Хантер (Охотник), который помогает отбивать атаки мутантов. По словам Сухого, атаки являются не столь опасными, по сравнению с угрозой появления «чёрных», таинственных чужеподобных существ, проникающих через выход станции Ботанический Сад. «Чёрные» могут негативно воздействовать на психику людей на расстоянии и использовать свою психическую энергию, преобразуя ее в физическую энергию большой мощности. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и при возможности уничтожить их. Перед уходом со станции он даёт Артёму жетон сталкера, вместе с заданием отправиться в Полис (наиболее могущественная и дружелюбная группа станций в метрополитене) и попросить помощи у местных сталкеров.
Путь до Сухаревской
Приключения Артёма начинаются, когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, и парень начинает свой путь в Полис. Со станции ВДНХ он добирается до станции Рижская, а затем — и до Проспекта мира. По пути Артём встречает чёрных, аномалию и призраков. После нескольких минут проведённых в туннеле, все люди которые входят в «караван» теряют сознание. Артём раньше всех приходит в чувство и помогает остальным отойти от обморока. Артём не знает, как продолжать свой путь до Проспекта Мира, так как Рижская закрыта. Он знакомится с мелким бандитом по имени Бурбон, которому необходима его помощь в рискованном переходе через туннели, контролируемые безжалостными бандитами. Бурбон обещает, что после того как они будут на Сухаревской, он покажет ему правильное направление. Бурбона убивают, а затем внезапно появляется седой мужчина по имени Хан.
Вместе с Ханом
Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует некоторые опасные места метро — заброшенные туннели, где никого нет — ни бандитов, ни живых существ. Путешествие приводит обоих мужчин на станцию Тургеневская (по роману — Проклятую станцию), где Артёму надо отыскать в туннелях взрывчатку и взорвать её в различных местах, чтобы преградить путь мутантским потокам, угрожающим станции.
Борьба между красными и фашистами
В ходе успешного выполнения задания пути Артёма и Хана расходятся, и вскоре Артём попадает на станцию Кузнецкий мост, одну из свободных станций, однако контролируемых коммунистами. Его начинают преследовать по ошибке и почти арестовывают, но ему удается сбежать при помощи незнакомца, которого убивают при побеге. Артём падает с деревянного мостика, и его тут же скрывает у себя в комнате Андрей Мастер, которого ему необходимо было найти. При помощи Андрея Мастера, Артем забирается в багажное отделение под дрезиной, везущей солдат к границе коммунистической территории метро, где разгорается война с неонацистами на мосту. Здесь Артёму приходится прокладывать себе путь через линию фронта, воюя как с фашистами, так и с коммунистами. Во время боя он попадает в плен к фашистам. Фашисты готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два сталкера — Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает Павлу отвести Артёма в Полис, где они должны будут позднее встретиться.
Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать фашистские блок-посты, выдавая себя за фашистов. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на других дрезинах и бронированном танке. По пути Павла убивают напавшие мутанты, а Артём добирается до станции Павелецкая, где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Оборона станции не удаётся и Артёму необходимо передать информацию в Полис до падения станции.
Артём снова выбирается на поверхность (через территорию фашистов), чтобы передать сигнал бедствия с Павелецкой. Он проходит на Чёрную станцию, находящуюся между Добрынинской и Полянкой, но уже у входа его обнаруживает фашист. Он готов пристрелить Артёма, но парня спасает Ульман, убивая охранника. Узнав от Артёма, что Павел погиб, Ульман подтверждает, что фашисты уже заполонили всю Чёрную станцию и ему придётся пробираться сквозь них одному. Ульман отдаёт ему ВСК, и говорит, что будет ждать его в туннеле к Полису. После сражения с фашистами Артём добирается до Ульмана, они уезжают на дрезине и добираются до укреплённых границ Полиса.
Полис
В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику и рассказывает совету станции про угрозу, прося помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с фашистами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти Д6 (Метро-2), чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д6.
Мельник, Артём и Данила добираются до библиотеки. Там Данилу едва не убивает демон и Мельник его отводит обратно в Полис, оставляя Артёма самостоятельно искать документы. В ходе поиска документов в библиотеке Артём встречается с обезьяноподобными «библиотекарями», псевдоразумными существами, возможно, когда-то бывшими людьми. Особенная сторона этих существ — они не нападают, если не нападать первым, смотреть им в глаза и медленно отходить назад. Не стоит так же спускать с них глаз, и, тем более, поворачиваться к ним спиной. Артем проходит через хранилище. Несколько раз они пытаются безуспешно на него напасть, после чего устраивают ему ловушку, загоняя в лифт и нападая на него. Артём был ранен и уже счёл себя погибшим, но едва «библиотекарь» приготовился нанести последний удар, как в зал влетает «демон», преследовавший Артёма ещё на поверхности, который, в принципе, спас Артёма, но не против закусить хоть им, хоть «библиотекарями». Но тут уже «библиотекарь» нападает на Демона, едва тот отвлекается на Артёма, а нападающий с крыши библиотекарь умирает от падения лифта, не выдержавшего его веса. Артём, придя в себя на полу лифта, доходит до архивов, встречая на пути «чёрных библиотекарей» и ему удается найти необходимые документы. Он выходит на поверхность и на него снова нападает библиотекарь, но того сбивают сталкеры на кустарном внедорожнике, спасая Артёма. Мельник и Ульман отвозят Артёма на Спарту — наземный форпост сталкеров, где Артём встречает оставшихся сталкеров: Бориса, Степана, Владимира и нескольких безымянных персонажей. Также судьба вновь сводит его с Ханом, чьи двусмысленные слова говорят Артёму о том, что итог путешествия зависит только от него самого.
Отсюда сталкеры отправляются в Д6 (Метро-2). Борис и Степан погибают в схватке с толпой мутантов. В Д6, огромном военном бункере, выжившие сталкеры находят ракетный командный центр, но в нём не оказывается электропитания. Артёму и Мельнику приходится вручную перезапустить реактор центра, ради чего им приходится пробиваться через странные спороподобные образования, порождающие взрывающиеся ядовитой слизью шары-амебы, вероятно, являющиеся результатом мутации биологического оружия. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая охраняет реактор и является прародительницей тех самых амёбоподобных существ. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную, удалив краном замедляющие стержни в рабочей зоне реактора. Это лишает биомассу энергии, но не убивает ее окончательно. Поднимаясь на поверхность, Артём и Мельник видят боевую технику, расположенной на других уровнях. Мельник удивляется найденному арсеналу и надеется при помощи него вновь очистить поверхность от мутантов. Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с лазерным целеуказателем и, прощаясь с Ульманом и Владимиром, вместе с Мельником садится в поезд и оба отправляются в сторону Останкинской телебашни.
Единственные выжившие после нападения «демонов», Мельник и Артём, оставив Владимира за компьютером управления и Ульмана для его охраны в комплексе, прорываются к Останкинской телебашне сквозь орды мутировавших крыс, неся с собой лазерный целеуказатель для ракет из ветки метро Д6. Для этого нужно забраться на самую высокую точку — останкинскую телебашню. "Демон" тяжело ранит Мельника. Артёму приходится в одиночку завершить путешествие. Ракеты уничтожают весь «улей чёрных».
Концовки
В игре есть два вида концовок:
Обычная концовка
Обычная концовка. Нужно лишь придерживаться основной сюжетной линии. Не выполнять второстепенные задания. В конце игры, застрелив чёрного, Главный герой будет наблюдать, как из Д-6, со стороны озера Останкинский пруд будут лететь три ракеты. Они успешно поражают цель, сделав из главного здания Ботанического сада руины.
Альтернативная концовка
Игра имеет альтернативную концовку в отличие от обычной, когда Артём должен лишь дождаться указания цели и наблюдать за уничтожением «чёрных». В альтернативном варианте у игрока есть выбор: уничтожить их, либо пощадить их и вывести из строя систему наведения. Артём понимает, что «чёрные» пытались выйти на контакт, а до этого уничтожали людей как агрессивный и примитивный биологический вид. «Чёрные» живы и больше не причинят никому зла.
В конце каждой концовки Артём стоит, смотря на рассвет, обсуждая свой поступок.
Чтобы получить хорошую концовку нужно делать добрые дела на протяжении всей игры, список:
- Глава 1 — ВДНХ: Мужик на станции попросит дать ему два патрона, чтобы купить медикаменты для сына, не откажите ему. Загляните к отчиму в кабинет перед отъездом и 2 раза поговорите с ним (сначала о гуманитарной помощи, потом о Хантере и сталкерах).
- Глава 2 — Рижская: Есть нищие на станции. Дайте патрон хоть одному нищему. Дать пульку мальчику, чтоб он отвел вас к Бурбону.
- Глава 2 — Проспект Мира (Рынок): Между баром, где сидит Бурбон и пунктом обмена патронов будет нищий, рассказывающий историю маленькому ребенку, дайте ему патрон.
- Глава 2 — Мёртвый город 1: В конце уровня, перед тем как свернуть налево, пойдите направо. Там вы найдете нычок с магнитофоном. Прослушайте сообщение.
- Глава 3 — Хан: Как только с Ханом выйдете из туннеля с призраками, будет момент, когда крыса сбросит вещи со стола, с этой стороны найдите труп человека (должна появиться характерная вспышка). После момента как аномалия, вылетев из поезда, уничтожит монстров, идите в конец тоннеля и обнаружите там скелет (будет характерная вспышка).
- Глава 4 — Линия фронта: Наверху командного пункта Красной армии, подслушивание разговора трех солдат приведет к хорошему действию. Также нужно освободить из плена трех красных фашистской территории. Завершение этого уровня без убийства врагов, даст нам еще один хороший поступок (надо выбрать между спасением красных или прохождением без убийств).
- Глава 4 — Депо: После того как Павел убит и мы остаемся одни, в конце уровня нужно исследовать поезд и всех жителей.
- Глава 4 — Павелецкая: Возьмите пленку у умирающего капитана. на уровне с норковыми мутантами исследуйте все закоулки станции… После того как пройдете всю станцию, перед тем как идти в тоннель на право, сходите налево до конца, найдите там труп рядом с магнитофоном на столе.
- Глава 4 — Ребёнок: Не откажитесь от патронов матери Саши.
- Глава 4 — Форпост: Отправите сигнал SOS, используя коммуникации на крыше нацистской заставы. Используйте подъемный кран и лестницу сбоку здания.
- Глава 4 — Чёрная станция: Подслушайте первых двух нацистских часовых (можно послушать разговоры кого угодно для плюсиков, но для этого нужно проходить эту станцию в режиме стелса хотя бы поначалу, тогда 3 разговора подслушаете гарантированно). Завершение этого уровня без убийства врагов, даст нам ещё один хороший поступок.
- Глава 5 — На Спарту: Обязательно поговорите с Ханом на Спарте.
- Глава 6 — Тоннель на Киевскую: когда отключаешься на поезде по пути в Д6, в видениях нужно идти к чёрным, а не к людям.
- Глава 7 — Бред: Если вас ждет хорошая концовка, чёрные будут говорить «Он хочет истребить нас… Почему..?» и будут видны неподвижные сцены с ядерным ударом и боя чёрных с людьми на поверхности и в эпилоге будет говорить Хан, в противном случае ждите ракетной атаки на чёрных.
Связь с литературным произведением Д. Глуховского
Сюжет «Metro 2033» основан на романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Действия игры проходят в той же самой вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге, а протагонистом в игре является Артём, главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноименного романа: игроку необходимо добраться со станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.
Ричард Вильямс (англ. Richard Williams), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «„Метро 2033“ погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в нее уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре»[17].
Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру[7]:
|
Я ждал этой игры больше, чем все остальные — с того самого момента, как семь лет назад закончил работу над самой первой версией „Метро 2033“. Я долго привередничал, отклонил несколько предложений. Мое кредо: найди талантливых людей и предоставь им свободу действий. В случае с 4A все обстояло именно так. И то, что у ребят из 4А получилось в итоге - просто великолепно. В нее будет интересно играть всем — и тем, кто никогда не читал саму книгу или книги из серии „Вселенная Метро 2033“, и тем, кто живет в этой вселенной уже несколько лет.
|
|
Снаряжение
В игре присутствуют 7 видов снаряжения:
- Фонарь — прибор освещения. Имеется у Артема с самого начала. Единичный экземпляр. Цена: -.
- ПНВ — прибор ночного видения. Может быть куплен вместе с легкой броней, либо снят с трупа вражеского солдата. Встречается со станции «Кузнецкий мост», впоследствии встречается повсеместно. Цена: 100 патронов (С бронёй).
- Динамо-машинка — прибор заряжающий ПНВ и фонарь. Выдается Артему в оружейной в начале игры (ВДНХ). Единичный экземпляр. Цена: -.
- Противогаз ППМ-88 — прибор для дыхания в повышенном фоне. Выдается Артему в оружейной в начале игры (ВДНХ), впоследствии встречается в изобилии и повсеместно. Цена: -.
- Фильтр — фильтрует воздух. Можно купить или получить, начиная со станции «Рижская». Далее повсеместнои в изобилии встречается и может быть куплен. Цена: 10 патронов/штука.
- Часы — показатель времени, фильтров и освещенности. Имеется у Артема с самого начала. Единичный экземпляр. Цена: -.
- Аптечка — моментально восстанавливает здоровье. Появляется в главе «Пролог» (Начало игры), далее покупается или находится повсеместно. Цена: 10 патронов/штука.
Стационарные орудия
В игре 2 вида стационарного (станкового) оружия. В угоду реалистичности патроны на них не бесконечные (за редкими исключениями), а игрок не может наблюдать их оставшееся количество, но может следить за перегревом.
- Пулемёт — скорострельный пулемёт ДШК.
- Огнемёт — кустарный огнемёт.
Броня
В игре имеется 2 вида брони
- Лёгкая — бонус к скорости и скрытности (в ущерб выносливости). ПНВ в комплекте.
- Тяжёлая — бонус к выносливости (в ущерб скорости и скрытности).
Оружие
В игре есть 14 видов оружия:
- Нож — холодное оружие ближнего боя, имеется с самого начала игры. Может выполнять функцию кастета.
- Метательный нож — метательное холодное оружие, быстро и бесшумно убивающее врага при попадании, может повторно использоваться. Появляется после встречи с Бурбоном, продаётся во всех магазинах. С собой можно носить не более 5 ножей.
- Револьвер (0,44 magnum) — основное и наиболее распространённое оружие, есть у игрока с самого начала игры. Также имеется версии с оптикой, глушителем и прикладом. Есть и версия с удлинённым стволом, несовместимая с глушителем. Все версии револьвера, кроме первой, оснащены лазерным прицелом.
- Ублюдок (5,45 мм) — маломощный кустарный автомат, выдаётся Артёму в оружейной на ВДНХ. Имеет малую точность, длительную перезарядку и малую мощность, 30 патронов в магазине, также есть версия с глушителем.
- АК-74М (5,45 мм) — более удобный автомат, имеет быструю перезарядку и среднюю мощность, 30 патронов в магазине. Имеет вариант с оптическим прицелом 1,5× и лазерным целеуказателем. Прототип — АК-74М.
- ВСВ (5,45 мм) — мощный бесшумный автомат с лазерным прицелом, магазин рассчитан на 20 патронов. Есть версия с хорошей оптикой. Прототип — ВСК-94.
- Калаш 2012 (5,45 мм) — самый удобный автомат, имеет лазерный прицел, магазин на 40 патронов, перезаряжается быстро. Есть вариант с оптикой и глушителем, доступный в оружейных. Является игровым аналогом FN P90.
- Дуплет (12×70 мм) — средней мощности двустволка кустарного производства, требующая постоянной перезарядки. Имеет возможность одновременной стрельбы с обоих стволов.
- Тихарь (15 мм) — пневматическая винтовка, требующая подкачки баллонов для увеличения эффективности стрельбы. Встречается версия с оптикой. При стрельбе мощность и дальность стрельбы падает, поэтому надо постоянно подкачивать баллон.
- Убойник (12×70 мм) — 6-зарядный полуавтоматический дробовик, обладает хорошими темпом и мощью стрельбы, перезаряжается медленно. Встречается в главе «Сухаревская» или в магазинах, перезаряжается принципом револьвера — патроны сортируются в шесть отделений-слотов; с пустой обоймы возможно зарядить до 6 патронов, зажав клавишу перезарядки. При обычном нажатии досылает патрон в ствол. При наличии патрона в стволе зарядить можно лишь до 5 патронов. Также имеет вариант со штык-ножом, с бо́льшей мощностью и уроном.
- Хельсинг (стрелы) — игломёт — многоствольное пневматическое ружьё, стреляющее стальными неоперёнными стрелами (обычными вязальными спицами), которые можно повторно использовать, подобрав с места попадания. Встречается в главах «Мёртвый город 1», «Линия Фронта» и «Чёрная станция», на Кузнецком мосту продаётся версия с оптикой. Идея взята из фильма Ван Хельсинг.
- Автодробовик (12×70 мм) — встречающийся в главах «Кузнецкий мост» и «На Спарту» (при патче) мощнейший автоматический дробовик похожий на пулемёт, требующий длительной перезарядки по 20 патронов, но имеющий высочайший темп стрельбы.
- Рельса (15 мм) — кустарно созданное электрическое ружьё, встречающееся в главах «Бурбон», «Кузнецкий мост» и «На Спарту» (при патче). Стреляет шариками для пневматики при помощи электрозаряда, убивающим средних врагов с одного выстрела, но расходующий энергию. Имеет электризованный удар прикладом, при котором также расходуется заряд.
- Динамит — взрывчатка в виде динамитной шашки, сделанной из обрезка трубы. Используется в качестве гранаты. Имеется версия с гвоздями. В этом случае динамит «приклеивается» к жертве. Эффективен против демонов.
Противники
Основными противниками в данной игре (не считая людей) являются мутанты — существа, происходящие от представителей городской фауны под воздействием радиации, химического и биологического оружия. Всего 15 видов:
- Чёрные — существа, использующие психоатаку и гравитацию. Встречаются на протяжении всей игры, но убить одного из них можно только в самом конце игры. Угрозы для персонажа не представляют, кроме случая в концовке, где нужно убить чёрного.
- Орложуки — похожи на упырей, имеют панцирь и светящиеся глаза, ходят на двух ногах. Боятся света. Встречаются один раз, в части «пещера». Представляют большую угрозу. Эффективное оружие: Калаш 2012.
- Упыри — напоминают свиней, могут совершать мощные прыжки на дальние расстояния. Эффективное оружие: любые дробовики, револьвер.
- Носачи — с длинным носом, без шерсти, бьют звуковыми волнами, летают. Встречаются на уровне «Депо».
- Кикиморы — мутировавшие крысы, быстрые и ловкие монстры, живущие в норах. Нападают только если герой один. Эффективное оружие: ВСВ
- Стражи — выглядят, как покрытые тёмно-серой шерстью кикиморы. Встречаются на поверхности. Эффективное оружие: любые дробовики.
- Библиотекари — похожие на горилл монстры. Очень опасный монстр, который очень силён и чрезвычайно живуч. Когда герой смотрит ему в глаза и потихоньку двигается, то мутант не нападает, а если главный герой первый атакует его или повернулся к нему спиной и убегает, то библиотекарь сразу переходит в нападение. Эффективное оружие: Хельсинг и автодробовик.
- Демоны — крылатые монстры, обитающие только на поверхности, самый опасный монстр в игре. Может схватить героя и унести в небо. Возможно, мутировавшие летучие мыши.
- Лианы — свисающие с потолка живые растения, сильно бьющие, отдаленно похожи на барнаклов из серии Half-life. Встречаются в библиотеке. Убить невозможно, но можно заставить их скрутиться выстрелом в лиану. Эффективное оружие: Револьвер, ВСВ.
- Амёбы — живые гранаты в форме шаров, испускающие волны кислоты. Эффективное оружие: Калаш, Калаш 2012, ВСВ, дробовики.
- Аномалия — шаровая молния — организм. Встречается пару раз за игру. Если стоять не двигаясь, угрозы для жизни не представляет.
- Призраки — духи людей, невидимы без фонаря, при контакте с призраком человек погибает. В основном безопасны, и угрозы не представляют, если идти прямиком за Ханом.
- Грибы — зелёные грибы, испускающие радиацию. Угрозы для жизни не представляют.
- Биомасса — организм, использующий щупальца и радиоактивную жидкость. Большой угрозы не представляет, если бежать по самому краю реактора и не останавливаться.
Достижения в Steam
Steam-версия игры включает 48 достижений.[18]
- Достижения в порядке получения их среди steam игроков
- Первая кровь
- То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее.
- Охотник на упырей
- Подрывник
- На уровне «Тургеневская» подорвать туннель и гермозатвор.
- Т-34
- Уничтожить фашистский танк.
- Охотник за привидениями
- Пройти уровни «Призраки» и «Аномалия», ни разу не погибнув.
- Огонь по норам
- Ковбой
- Убить 30 врагов, используя револьверы.
- Читатель
- Паталогоанатом
- Пироман
- Убить 5 врагов огнемётом.
- Реалист
- Голодному ребенку монетку? За что? Иди работай.
- Врагов надо истреблять.
- Теперь ты стал настоящим Сталкером.
- Беглец
- Пройти уровень «Кузнецкий мост», не попавшись.
- Рейдер
- На уровне «Депо» убить первого охранника до того, как он поднимет тревогу.
- Бум!
- МЧС
- Спасти пленных красных из фашисткого плена.
- Снайпер
- Сделать 50 выстрелов в голову.
- Инквизитор
- Старая школа
- Убить 30 врагов из дуплета.
- Скряга
- Накопить 500 золотых патронов.
- Диджей
- Добраться до радиопередатчика и передать в эфир сообщение на уровне «Форпост».
- Шустрый
- На уровне «Хантер» не дать упырям выломать решетки
- Ниндзя
- Убить 10 врагов метательными ножами.
- Торговец
- Провести 10 сделок в оружейных магазинах.
- Стрелок
- Убить 50 врагов с помощью автоматического дробовика.
- Соображала
- Разбить подпорку и активировать люстру быстрее чем за 20 секунд.
- Сапер
- Шокер
- Убить 50 врагов из Рельсы.
- Хеви-металл
- Убить 15 врагов из пулемёта
- Щедрый
- Нищим — поможем, детям — монетку, больным — лекарства. Вы помогаете всем, кого видите.
- Тирмен
- Убить 30 врагов, используя пневматическое оружие.
- Житель метро
- Настоящий житель метро. Всех знает. Всё видел.
- Руби и Круши!
- Убить 20 врагов холодным оружием.
- Просвещённый
- Открыть «правильную» концовку.
- Невидимка
- Пройти уровень «Линия фронта», никого не убив.
- Сталкер
- Отыскать все нычки сталкеров в Мёртвом городе 1 и 2
- Штурмовик
- На уровне «Линия фронта» убить всех фашистов и красных солдат.
- Милосердие
- Пройти уровень «Чёрная», не убивая солдат-фашистов.
- Исследователь
- Нет такого места в метро, где ты не был.
- Выживание
- Пройти игру в режиме Легко.
- Спекулянт
- Обменять в обменных пунктах 500 патронов калибра 5,45
- Air Bender
- Убить 30 людей только из пневматического оружия.
- Last Man Standing
- Пройти игру в режиме Хардкор.
- Weaponsmith
- Kill at least one enemy with each weapon available in the game.
- Sterling Effort
- Убить 50 мутантов своим ножом.
- Шокер
- Get 25 kills with alternative fire of Volt Driver.
- Шерлок
- Отыскать все золотые патроны, спрятанные на станциях.
- Липучка-колючка
- Убить 15 врагов, используя липкую гранату.
Игровой движок
«Metro 2033» использует игровой движок «4А Engine», разработанный компанией 4A Games, создателями игры. ПК-версия игры использует PhysX в качестве физического движка[5]. Юджеш Десай (англ. Ujesh Desai) — вице-президент GPU-направления NVidia — заявил по этому поводу: «Метро 2033» может похвастаться наиболее продвинутой графикой и PhysX-эффектами, которые мы видели. Исходя из того, что мы пока посмотрели, можно сказать, что эта игра будет одним из витринных образцов 2010-го года"[7][17].
17 февраля 2010 года THQ официально сообщила о том, что ПК-версия игры будет поддерживать стереоскопический режим изображения, который будет достигаться при помощи технологии nVidia 3D Vision. Второй особенностью ПК-версии будет поддержка движком API DirectX 11. Depth of Field и тесселяция персонажей будут доступны только на DirectX 11.
Разработка
Системные требования |
|
Минимальные |
Рекомендуемые |
Microsoft Windows
|
Операционная система |
Windows XP |
Windows 7, Windows 8 |
Центральный процессор |
Двухъядерный процессор (любой Core 2 Duo или мощнее) |
Любой Quad Core или двухъядерный процессор с частотой 3.0+ ГГц |
Объём RAM |
1 Гб ОЗУ |
2 Гб ОЗУ |
Объём свободного места на жёстком диске |
12 Гб |
Видеокарта |
DirectX 9, Shader Model 3-совместимая видеокарта (GeForce 8800, GeForce GT220 и выше) |
DirectX 10 -совместимая видеокарта (GeForce GTX 260 и выше) |
Звуковая плата |
DirectX 9.0c -совместимая звуковая карта |
|
«4A Games» была основана бывшими сотрудниками GSC Game World, ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, в частности Олесем Шишковцовым и Александром Максимчуком — программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R.[19]. Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine, портированный на Xbox 360, PlayStation 3 и Microsoft Windows. Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World[20], а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности[21], который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-ray для поддержки игровых консолей). 4A Engine использует поддержку PhysX, улучшенный искусственный интеллект игры, а также консольный SDK для Xbox 360[22]. Версия для IBM PC-совместимых компьютеров включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию [особенно] феноменальной»[23].
19 февраля компании THQ и 2K Games анонсировали поддержку игрой последних новшеств в программном обеспечении и сервиса цифровой дистрибуции Steamworks. Это позволяет игре «Metro 2033» пользоваться такими возможностями Steam, как внутриигровую поддержку загружаемого контента и автообновление.
Саундтрек
В интервью после выставки ИгроМир 2009, Андрей Прохоров рассказал о музыкальном сопровождении игры. Над саундтреком работают два композитора: Алексей Омельчук и Георгий Белоглазов, больше известный под псевдонимом своего коллектива Anthesteria. «Музыки будет много, не только dark ambient, хотя и он тоже. Она будет передавать настроение разных станций», — рассказал Прохоров[24].
Критика
Зарубежная
Рецензии |
Зарубежные издания |
Издание |
Оценка |
1UP.com |
C+[25] |
Game Informer |
9/10[26] |
GamePro |
3.5/5[27] |
GameSpot |
8/10[28] |
IGN |
6.9/10[29] |
Рейтинг на основании нескольких рецензий |
Агрегатор |
Рейтинг |
Metacritic |
PC: 81/100[30]
Xbox 360: 77/100[31] |
Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов[30] и 77/100[31] на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.
Журнал Game Informer похвалил её, поставив 9 баллов из 10. Дакота Грабовски с портала GameZone оценила игру в 8 баллов из 10, заявив следующее: «Каждый FPS синглплеера заслуживает потраченного времени любителей, поскольку 4A Games и THQ смогли замечательно рассказать замечательную историю. Её мир увлекает, приглашая игроков в многочисленные походы с большим вниманием к мелочам, которые 4A Games реализовало в окружающем игрока мире. Metro 2033 — это замечательный представитель своего жанра и я с нетерпением жду ее продолжения, которое вполне может оказаться еще более сочным»[32].
В телевизионной программе X-Play игре была выставлена оценка в 3 балла из 5, причем рецензент отметил отличную атмосферу игры, внимание к деталям, а также то, что в игре есть действительно несколько пугающих моментов. Однако, критик отметил и то, что они «недостаточно воспользовались пугающей атмосферой». Говоря, что игра обладает действительно пугающими моментами, критик отмечает, что «никогда не удается закрепить испуг». Автор утверждает, что назначение кнопок на джойстике Xbox 360, вероятно, является «не совсем продуманным», но эта проблема не касается пользователей ПК. В заключение, критик говорит, что эта игра — «в общем, заслуживающая уважения попытка, если только вы не ожидаете от неё такой же глубины как, скажем, от Fallout 3»[33].
На сайте GameSpot выставлена оценка игры 7.5 баллов из 10 версии для Xbox 360 и 8 баллов из 10 ПК-версии, похвалив атмосферу, но при этом отметив проблемы с искусственным интеллектом и анимацией[28].
Варианты изданий
PC:
- Jewel
- Включает диск с игрой и электронное руководство пользователя.
- Подарочный DVD-BOX
- Помимо диска с игрой включает печатное руководство пользователя, диск с бонусными материалами и карту сюжетного метро 2033 года.
- Коллекционное издание
- Все что в DVD-боксе + другая упаковка + наручные часы.
- Цифровая версия
- Доступна в интернет-магазине steam с 18 марта 2011 года за 499 рублей. На данный момент стоит 299 рублей[34]
XBOX 360:
- DVD-BOX
- Включает диск с игрой и печатное руководство пользователя.
Metro: Last Light
По словам креативного директора 4A Games Андрея Прохорова, у игры будет продолжение[35]. В июне 2011 года 4A Games анонсировала «Metro: Last Light», выход которой планируется на 17 мая 2013 года, а также объявила о планах по выпуску 3D-версии «Metro 2033», причем 3D-режим получит и «Metro: Last Light»[36].
Игра уже получила личную страницу покупки в интернет-магазине steam.[37]
Интересные факты
- Хав Бейнон, компания THQ: «Версия проекта для консоли от Sony была отменена по стратегическим соображениям.»[38]
- Наручные часы отображают реальное время, установленное на компьютере.
- В игре присутствуют плакаты книги «Метро 2033», а также другие книги из этой вселенной.
- В заброшенном тоннеле, Бурбон рассказывает про голоса призраков, доносящиеся из труб, и тут же говорит, что это чушь. Однако если подойти к идущей рядом трубе и постоять у неё некоторое время, раздастся детский смех.
- Если дать нищему патрон, то он скажет: «Да пребудет с вами сила!». Это отсылка к серии фильмов «Звёздные войны».
- За весь геймплей Артём проронил только одно слово: «F*ck».
- На уровне «Война» в самом начале солдаты-коммунисты напевают «Варшавянку» («Вперёд, рабочий народ!»).
- Если в начале уровня «Битва на дрезинах» пойти прямо к двери и открыть её, в комнате на полу можно найти скелет, а рядом ломик и очки. Отсылка к Гордону Фримену из игры Half-Life.
- Также отсылкой к первой части Half-Life является монстр, живущий на ядерном реакторе, которого в итоге убивает главный герой. Кроме того, в игре использованы звуки коллизий из Half-Life 2.
- На уровне «Сухаревская» один из трех обедающих бандитов рассказывает о зачистке чумной станции отрядом Ордена (из книги Метро 2034).
- На уровнях «Мёртвый город» и «Аллея» можно найти троллейбусы с трёхзначным бортовым номером на кузове(в Москве у общественного транспорта номера четырёхзначные).
- В библиотеке Данила находит книгу Братьев Стругацких — «Пикник на обочине».
- Многих персонажей озвучивали те же самые актёры, что и героев игры S.T.A.L.K.E.R. В частности, Хантер говорит голосом Стрелка — главного героя последней, что придаёт игре особую атмосферу, также, Мельник говорит голосом полковника Ковальского, а Борис (караванщик) говорит голосом Лебедева, Бурбон и Ульман — голосом Сыча (торговец оружием с сухогруза Скадовск, локация Затон). Также озвучка некоторых видов оружия взята из игры S.T.A.L.K.E.R. (явно слышно на примере озвучки автомата Калашникова).
- На Рижской есть проститутка. Её видно, когда герои пьют водку. Если поискать, её можно найти, и за то, чтобы уединиться, заплатить ей, но она вас ограбит.
- В игре множество прямых цитат из книги. Например, на Проспекте мира (Базар) один охранник рассказывает другому историю о Полежаевской, которую рассказывал Петр Андреевич в первой главе книги.
- На некоторых станциях можно найти кальян. Его можно покурить.
- На уровне «D-6», в комнате управления, можно обнаружить старый сапог с растущим ростком. Вероятно, это намёк на мультфильм «ВАЛЛ-И».
- Также среди рассказов неигрового персонажа можно услышать пересказы некоторых событий из книги «Метро 2034» и опубликованной только в интернете повести Глуховского «Апокрифы».
- В игре есть отсылка к фильму ужасов «Исчезновение на 7-й улице», когда главный герой первый раз идет с Ханом по тоннелю, и видит души других людей.
- Если выбрать планшет и зажечь зажигалку, то ее огонь будет направлен туда же, куда и стрелка компаса.
- В комнате управления ракетами на D6 можно найти несколько пачек патронов. Особенность этого в том, что эти патроны кустарного производства. Либо это ошибка разработчиков, либо намек на то, что кто-то до нас уже побывал в D6 после катастрофы.
- В одном из небольших погрузчиков на рельсах на уровне D6, когда герои на лифте спускаются в главную комнату управления, можно найти плюшевого мишку. Это также намек на то, что здесь уже кто-то побывал.
- С каким бы снаряжением вы ни ходили, в роликах герой будет появляться с тем снаряжением, которое выбрали разработчики.
- В начальном ролике станции Черная герой появляется с тем же снаряжением, что и Бурбон.
- На уровне «Базар» на станции можно встретить двух мальчиков. Один из них будет рассказывать историю о «мутантах, которые нападают на детей и едят их мозги, после чего дети тоже превращаются в мутантов и едят мозги других детей». Эту же самою историю расскажет ребенок Саша из уровня «Ребенок»
Примечания