Игра The Legend of Zelda: Link's Awakening
The Legend of Zelda: Link's Awakening (яп. ゼルダの伝説 夢をみる島 Дзэруда но Дэнсэцу: Юмэ о Миру Сима , букв. «Легенда о Зельде: Спящий Остров») — видеоигра в жанре экшн-адвенчуры, разработанная и выпущенная компанией Nintendo 6 июня 1993 года для портативной игровой приставки Game Boy и ставшая первой игрой серии для портативной консоли. На территории Северной Америки игра вышла 1 августа, а в Европе 1 декабря того же года. Первоначально разработчиками Nintendo предполагалось, что Link's Awakening станет портированной версией игры The Legend of Zelda: A Link to the Past для Super Nintendo. Но затем была начата разработка оригинальной игры под руководством Такаси Тэдзуки, сценарий к игре создавался Ёсиаки Коидзуми и Кэнсукэ Танабэ. Это одна из немногих игр серии Zelda, действие которой разворачивается не в вымышленной земле Хайрул, и где отсутствуют Принцесса Зельда и артефакт Трифорс. Здесь главный герой по имени Линк оказывается на острове Кохолинт (англ. Koholint Island), который охраняет существо Винд Фиш (англ. Wind Fish). Приняв на себя роль Линка, игрок сражается с монстрами, решает головоломки и ищет восемь музыкальных инструментов, чтобы разбудить Винд Фиш и сбежать с острова. Link's Awakening была положительно оценена критиками и имела коммерческий успех. Критики хвалили игру за глубину сюжета и особенности игрового процесса; недовольство вызвали схема управления и монохромная графика. Ремейк под названием The Legend of Zelda: Link's Awakening DX был выпущен в 1998 году для платформы Game Boy Color; он отличается цветной графикой и совместимостью с Game Boy Printer, также в самой игре присутствует эксклюзивное цветное подземелье. Вместе эти две версии игры были проданы в количестве более 6 млн. копий по всему миру и несколько раз фигурировали в списках лучших игр, составленных разными издателями. СинопсисСеттинг и персонажиВ отличие от большинства игр The Legend of Zelda действие данной игры разворачивается не в вымышленном королевстве Хайрул и не включает в себя попытки главного антагониста Гэнона захватить власть над древним артефактом под названием Трифорс. Принцесса Зельда и другие персонажи предыдущих игр в Link's Awakening также отсутствуют; в игре встречается только главный герой Линк и упоминания о Зельде[9][10]. Действие игры разворачивается на острове Кохолинт[9], изолированном от остального мира участке суши. Несмотря на малый размер, остров включает в себя большое количество секретных мест и взаимосвязанных путей[11]. В Link's Awakening игроку помогают советами неигровые персонажи, например, скромный старик Улрира, связывающийся с Линком исключительно по телефону. В игре встречаются персонажи из других игр Nintendo: Уарт, Ёси, Кирби, доктор Райт из игры SimCity и изгнанный принц Ричард из Kaeru no Tame ni Kane wa Naru[12][13][14]. Персонаж Чомп из игровой серии Mario был включён в игру после того, как программист дал Линку способность поднимать существ и переносить их. Гумбас из Super Mario Bros появляется в подземных секциях, куда может попасть главный герой. Руководитель проекта Такаси Тэдзука говорил, что Link's Awakening стала похожей на пародию серии Legend of Zelda[13]. Некоторые персонажи в игре ломают четвёртую стену; например, дети рассказывают игроку о системе сохранения, хотя затем говорят, что не понимают, о чём идёт речь[15]. СюжетПосле событий игры The Legend of Zelda: Oracle of Seasons and Oracle of Ages[16] Линк отправляется в новое путешествие. Попав в шторм, корабль главного героя терпит крушение, и он приходит в себя на острове Кохолинт[17]. Его приносят в дом, где живут Тарин и его дочь Марин. Будучи очарованной Линком и внешним миром, она мечтательно говорит главному герою, что если бы она была чайкой, то смогла бы покинуть остров и путешествовать по морям[18]. После того как Линк возвращает себе свой меч, таинственная сова говорит ему, что для того чтобы вернуться домой он должен разбудить стража Кохолинта по имени Винд Фиш. Существо спит в гигантском яйце на вершине горы Тамаранч и может быть пробуждено только при помощи восьми музыкальных инструментов Сирен. Обитающие на острове монстры, желающие править миром снов Винд Фиша, препятствуют Линку в его поисках инструментов. Собрав все восемь инструментов из восьми подземелий Кохолинта, Линк взбирается на вершину горы Тамаранч и играет для Винд Фиша[19]. Яйцо, где спит Винд Фиш, раскалывается, и Линк вступает в бой с последним боссом, принимающим форму Ганона и других прошлых противников Линка[20]. Последняя трансформация — циклоп Дэфл[21][22]. После его уничтожения Винд Фиш объясняет Линку, что весь остров Кохолинт является сном главного героя. Когда Линк снова начинает играть, он вместе с Винд Фишем просыпается, а остров и его обитатели медленно исчезают[23]. Линк обнаруживает себя лежащим на деревянном обломке в центре океана, а Винд Фиш летит над ним. Если игрок за время прохождения не потерял ни одной жизни, то после финальных титров будет показана летящая Марин[24]; в оригинальной версии игры она показана в виде девушки с крыльями, тогда как в DX-версии она принимает форму чайки. Игровой процессКак и большинство игр серии Legend of Zelda, Link's Awakening — приключенческая игра с видом сверху, сосредоточенная на исследовании окружающего мира и боях[25][9]. Игрок путешествует по территории острова Кохолинт, сражается с монстрами и исследует подземные темницы. Подземелья постепенно становятся всё больше и сложнее, в каждом из них находится босс, которого игроку необходимо одолеть[19]. В награду за победу герой получает дополнительные контейнеры сердец, увеличивающие его здоровье. Если все контейнеры сердец опустеют, игра перезапустится с момента входа в последнюю посещенную дверь. Уничтожение босса также даёт игроку один из восьми музыкальных инструментов, необходимых для завершения игры[19]. Link's Awakening стала первой игрой серии Zelda, в которой Линк может прыгать[9]. Игрок может расширять способности главного героя при помощи игровых предметов, которые находятся в подземельях либо достаются Линку после взаимодействия с другим персонажем. Некоторые предметы открывают путь в ранее недоступные локации и являются необходимыми для входа в подземелье. Игрок может украсть предметы из магазина, однако подобное действие приведёт к тому, что имя персонажа поменяется на «THIEF» (рус. Вор), а владелец магазина попытается убить Линка, когда тот снова войдёт в магазин[9]. В дополнение к основному квесту в Link's Awakening присутствуют дополнительные задания и миниигры. По ходу игры можно коллекционировать ракушки; набрав определённое их количество, игрок получает мощный меч, стреляющий энергетическими разрядами. В Link's Awakening впервые доступен торговый квест — игрок может дать персонажу определённый предмет, а взамен получить другой, который, в свою очередь, необходимо передать какому-либо другому персонажу[19]. Также для кнопок игрового контроллера можно самостоятельно назначить действие, что позволяет создавать комбинации используемых предметов[9]. К другим минииграм относятся рыбалка и игра на окарине (данная механика стала одной из основных в следующей игре Ocarina of Time)[26]. РазработкаLink's Awakening началась как отдельный проект; программист Кадзуаки Морита при помощи одного из первых средств разработки для Game Boy создал похожую на Zelda игру для проверки совместимости с игровой платформой. Спустя час к нему присоединились другие члены подразделения Nintendo Entertainment Analysis and Development; их работа над игрой напоминала «занятия в клубе после школы». Работа начала приносить результаты, и после релиза в 1991 году игры The Legend of Zelda: A Link to the Past для Super Nintendo руководитель проекта Такаси Тэдзука попросил разрешения на разработку портативной игры Zelda; он предполагал, что это будет портированная версия игры A Link to the Past, однако проект Link's Awakening перерос в оригинальную игру[4]. Основная часть команды, которая создавала игру Zelda для Super Nintendo, была привлечена и к работе над новым проектом. Разработка игры Link's Awakening заняла 1,5 года[27]. Тэдзука говорил, что ранняя стадия разработки Link's Awakening проходила в свободной форме, что привело к внедрению «неограниченного» контента, например, к незапланированному появлению персонажей из игровых серий Mario и Kirby[13]. Сценарист игры A Link to the Past Кэнсукэ Танабэ присоединился к разработке на её ранней стадии, имея при себе базу для сюжета[13][28]. Тэдзука планировал сделать Link's Awakening спин-оффом и дал Танабэ указания не включать в игру основные элементы серии: Принцессу Зельду, артефакт Трифорс и сеттинг Хайрула[28]. Вследствие этого Танабэ предложил избрать в качестве игрового мира остров с яйцом на вершине горы[28]. Позднее к команде присоединился Ёсиаки Коидзуми, ранее помогавший в создании сюжета к A Link to the Past[13][27]. Коидзуми отвечал за основной сюжет Link's Awakening; именно он придумал идею острова во сне и разработал взаимодействия главного героя с сельскими жителями[28][29][30]. Продюсером серии Эйдзи Аонумой Link's Awakening была описана как первая игра серии Zelda с надлежащим сюжетом, который он обособлял с романтичностью Коидзуми[31]. Тэдзука надеялся, что игровой мир будет напоминать американский телесериал Twin Peaks, где, как и в Link's Awakening, изображены персонажи, живущие в маленьком городе[13]. Он предлагал изобразить персонажей игры «подозрительными», наподобие тех, что в Twin Peaks, что было проделано в более поздних играх серии Zelda[31]. Танабэ создал этих «странных» персонажей, фигурирующих в дополнительных сюжетных линиях, и написал практически все диалоги персонажей, за исключением линий совы и Винд Фиша[13][28]. Масанао Аримото и Сигэфуми Хину занимались созданием персонажей игры, а Ёйти Котабэ работал в качестве иллюстратора[32]. Заставки и рисунки в игре были нарисованы Аримото[28]. Ясахиса Ямамура создавал игровые подземелья и размешал врагов[28]. Выступавший продюсером Сигэру Миямото в разработке участия не принимал, однако занимался тестированием и внесением предложений, которые оказали на игру значительное влияние на последних стадиях её разработки[27]. Музыка к игре Link's Awakening писалась Минако Хамано и Кодзуэ Исикавой, для которой это был дебютный проект[27]. Кадзуми Тотака отвечал за программирование звука и все звуковые эффекты[27]. Как и в большинстве игр Zelda, в Link's Awakening присутствует повторяющаяся музыка, звучащая во время путешествия в открытом пространстве[33]; аранжировка этой музыки под Game Boy, названная «Field», создавалась Кодзи Кондо и Исикавой[34]. Тема «Yume o Miru Shima e», звучащая в финальных титрах, была создана Кондо, Хамано и Исикавой; впоследствии она была исполнена оркестром Юки Цудзиёко на мероприятии Orchestral Game Music Concert 3 в 1993 году[35]. Игра Super Smash Bros. Brawl содержит в себе ремикс песни «Tal Tal Heights», звучащей в оригинальной игре[36]. Рассказывая в интервью об эволюции серии Zelda, Аонума назвал Link's Awakening «наиболее важной изометрической игрой серии»[37]. Во второй раз он подчеркнул, что если бы игра не была создана после A Link to the Past, то Ocarina of Time могла бы получиться совершенно другой[31]. Некоторые элементы из Link's Awakening были задействованы в поздних играх серии; например, программист Морита создал миниигру-рыбалку, которая появилась и в Ocarina of Time. Танабэ реализовал торговый квест, который был сравнен Тэдзукой с японской сказкой «Соломенный миллионер», где кто-либо меняет кусочек соломы на что-нибудь ценное. Данная концепция продолжалась в большинстве сиквелов[13]. ИзданияЧтобы поддержать релиз игры в Северной Америке, Nintendo организовала международное соревнование поездов под названием «Zelda Whistle Stop Tour»[38]. Длившееся три дня мероприятие позволило игрокам ознакомиться с Link's Awakening[39]. Событие было задумано для демонстрации не только игры, но и батареи питания Game Boy[38], необходимой для игры[9]. В 1993 году в журнале Nintendo Power было опубликовано прохождение первых трёх игровых зон[12]. В 1998 году для поддержки выпуска приставки Game Boy Color Nintendo переиздала Link's Awakening под заглавием The Legend of Zelda: Link's Awakening DX. Новая версия игры включала в себя полностью оцветнённую графику и обладала обратной совместимостью с оригинальным Game Boy. Link's Awakening DX содержит новое дополнительное подземелье с уникальными врагами и загадками с цветовым решением (на ранних моделях Game Boy это подземелье недоступно)[11]. По завершении подземелья игрок может получить на выбор красную или синюю тунику, которые увеличивают атаку и защиту соответственно. DX-версия также позволяет игрокам делать скриншоты; после посещения фотомагазина его владелец появится на нескольких локациях в игре. Всего может быть сделано 12 снимков, которые затем можно просмотреть в фотомагазине или распечатать при помощи устройства Game Boy Printer[11][40]. Тэдзука вновь стал руководителем проекта, а новым режиссёром стал Ёсинори Цутияма[28]. Нобуо Мацумия взаимодействовал с Цутиямой, внося изменения в сюжет; так, например, были добавлены подсказки при боях с боссами[28]. Для нового подземелья Юйти Одзаки создал музыкальный отрывок, основанный на теме Кондо из оригинальной The Legend of Zelda[28][41]. В 2010 году Nintendo анонсировала переиздание DX-версии на Virtual Console; переиздание вышло 7 июня 2011 года[8]. Восприятие критикой
Link's Awakening была позитивно встречена критиками и на сайте Game Rankings имела средний балл 90 %[44]. В ретроспективной статье журнала Electronic Gaming Monthly Джереми Периш назвал Link's Awakening «лучшей игрой для Game Boy из существующих», а приключение — «настолько увлекательным и эпическим, что мы можем простить ему один-единственный недостаток “Это всё сон! Неправда”»[50]. Сотрудник The Washington Post Чип Картер заявил, что Nintendo создала «легенду, которая помещается на поверхности вашей ладони», и похвалил портативность и глубину сюжета[51]. На ITMedia звучали аналогичные комментарии[52]. В статье газеты Mainichi Shimbun положительных отзывов удостоились музыка и сюжет[53]. Различные источники расхваливали игру за прекрасно проработанное приключение, подходящее для тех, у кого нет времени на более сложные игры[54][55]. Негативные отзывы об игре касались монохромной графики; несколько критиков посчитали, что она препятствует распознаванию содержимого экрана[56], и хотели, чтобы данная игра была в цвете. Рецензент Уильям Буррилль раскритиковал визуальные эффекты, «о которых даже написать нечего»[57]. Двухкнопочная схема управления была сочтена Картетом и Биллом Провиком из The Ottawa Citizen неудобной из-за необходимости подсвечивать предметы почти на каждом экране[51][56]. Кетрин Монк из The Vancouver Sun назвала диалоги «неестественными», но сочла, что в остальном игра «просто удивительна»[58]. Игра Link's Awakening DX также удостоилась позитивных отзывов; на сайте Game Rankings игре был поставлен рейтинг 92 %, основанный на десяти публикациях[45]. Адам Кливленд из IGN поставил игре самую высокую оценку, подчеркнув, что «хотя формально игра является цветной версией оригинала, можно сделать вывод о том, что Nintendo переработала систему магии и внедрила новые стандарты», добавив новый контент и полностью сохранив ранее созданный[25]. Обозреватель сайта GameSpot Кэмерон Девис одобрил систему камеры и внимание к цветным деталям и стилю[42], а репортёры австралийской газеты The Courier-Mail посчитали, что камера хорошо дополняет геймплей и позволяет игрокам видеть трофеи[59]. Саманта Амджадали из The Daily Telegraph писала, что добавление цвета делает игру легче, так как снижает вероятность гибели главного героя по причине расплывчатой графики[60]. В публикации Total Games подчёркивался как небольшой объём нового контента, так и его привлекательность для игроков[61]. Link's Awakening успешно продавалась и помогла увеличить продажи консоли Game Boy на 13 % в 1993 году, став одной из наиболее прибыльных игр Nintendo в то время[62]. Игра фигурировала в списках бестселлеров на протяжении более чем 90 месяцев после релиза[63], к 2004 году её продажи составили 3,83 млн. копий. DX-версия окупилась тиражом в 2,22 млн. копий[64]. Игра получила несколько наград. В Nintendo Power она победила в категориях Graphics and Sound (рус. Графика и звук), Challenge (рус. Схватка), Theme and Fun (рус. Тематика и забава), Play Control (рус. Управление) и Best Overall (рус. Лучшая игра)[43]. От редакции журнала Electronic Gaming Monthly игра удостоилась награды Best Game Boy Game of 1993 (рус. Лучшая игра 1993 года для Game Boy)[49]. Позднее журнал Nintendo Power назвал её 56-й лучшей игрой[46], а в августе 2008 года поместил DX-версию на второе место среди лучших игр Game Boy и Game Boy Color[65]. Читателями IGN игра выбрана 40-й лучшей игрой всех времён Link's Awakening, тогда как редакцией она была помещена на 78-е место в аналогичном списке[47][48]; редакция высказала мнение, что хотя «портативные игры-ответвления обычно считаются низом игровой франшизы, Link's Awakening является примером того, что они могут обладать таким же богатым геймплеем, как и их консольные копии»[48]. Игра заняла 42-е место в списке 50 наиболее важных и влиятельных игр всех времён, составленном в Книге рекордов Гиннеса в 2009 году[66]. Примечания
Ссылки
|