Игра Mafia: The City of Lost Heaven
Mafia: The City of Lost Heaven (рус. «Мафия: Город потерянного рая»; от названия города Lost Heaven — рус. Лост-Хэвен) — компьютерная игра в жанре шутера от третьего лица с элементами автосимулятора, разработанная чешской компанией Illusion Softworks (сейчас 2K Czech) и изданная американской компанией Take-Two Interactive; на территории России и близлежащих стран издателем игры выступила компания 1С, также она занималась локализацией игры на русский язык. «Мафия» рассказывает историю жизни Томаса Анджело, обычного таксиста, который неожиданно для себя самого начинает карьеру в организованной преступности, присоединяясь к одной из двух крупных мафиозных группировок, правящих в городе. Игра получила положительные отклики от специализированной прессы, а также завоевала множество поклонников, благодаря достоверно переданной атмосфере США 1930-х годов (Великая депрессия, «сухой закон»), а также кинематографическому сюжету и проработанному городу. СюжетСписок глав и хронологическая последовательность Названия миссий даны в соответствии с переводом от 1C.
Повествование игры поделено на главы, а также на пролог и эпилог. Перед началом каждой главы игроку предстоит увидеть срежиссированные видеовставки, по общему духу напоминающие известные фильмы о мафии. В самом начале проигрывается видеоролик с красивыми видами города, где происходит действие игры, а также цитируется послание апостола Павла к римлянам:
ВступлениеИстория игры Mafia начинается в 1930 году. Место действия — вымышленный американский город Лост-Хэвен (англ. Lost Heaven). Сюжет подается от лица главного героя, в виде его рассказа детективу Норману (англ. Norman). То́мас А́нджело (англ. Thomas Angelo) — в прошлом обычный таксист, неожиданно для себя начавший карьеру мафиози, разочаровался в жизни преступника и решился рассказать детективу о криминальной «семье» Сальери, на которую работал в течение нескольких лет. Клан Сальери — одно из двух крупнейших мафиозных объединений, которые главенствуют в городе; их конкуренты — семья дона Морелло, жестокого и беспринципного человека, на первый взгляд, совершенно непохожего на интеллектуального и утонченного дона Сальери. Развитие сюжета в игреТомас Анджело рассказывает детективу Норману о том, как он попал в «семью». Одним осенним вечером 1930 года простой таксист Томми случайно встретил двух людей из клана Сальери, Сэма (англ. Sam) и Поли (англ. Paulie). За ними гнались члены противоборствующей семьи Морелло (англ. Morello). Томми был вынужден под дулом пистолета помочь мафиози сбежать от преследователей, и в результате получил предложение «обращаться», если что-нибудь будет нужно, к Сальери. Томми решил для себя, что не будет связываться с преступностью, однако это решение в корне изменилось, когда люди Морелло, выследив Тома, набросились с битами на его такси и стали избивать его самого. Помня о словах Сальери, Томми решил обратиться за помощью. После этого у него не осталось другого выхода, кроме как стать членом «семьи», начав тем самым свой путь по криминальной стезе. После разговора с доном Эннио Сальери (англ. Ennio Salieri), Томми знакомится также с его «правой рукой», консильери Фрэнком Колетти (англ. Frank Colletti), а позже Поли представляет Томми и другие ключевые фигуры «семьи»: оружейника Винченцо (англ. Vincenzo), автомеханика Ральфа (англ. Ralph), бармена Луиджи (англ. Luigi). Первое и проверочное задание, которое дается Томми — разбить припаркованные возле бара Морелло автомобили. Вместе с Томасом туда отправится Поли. Постепенно Томми даются все более сложные и ответственные задачи, а однажды, во время неудачного сбора платы за крышевание, он спасает от смерти Поли и Сэма. Со временем Анджело понимает, что́ отличает Сальери от Морелло: первый — бизнесмен, нападающий только в ответ на оскорбление, а второй — «просто подлый ублюдок», как охарактеризовал его сам Томми. В 1932 году Тому пришлось поучаствовать в гонках вместо искалеченного водителя — протеже Сальери, за ночь до этого сломав машину главного конкурента с помощью механика Лукаса Бертоне (англ. Lucas Bertone), который еще будет фигурировать в сюжете. В результате он победил, получив кубок, всеобщее уважение и благодарности от многочисленных людей, поставивших деньги на машину дона. В этом же году Томми влюбляется в дочь бармена Луиджи, Сару (англ. Sarah) (глава «Сара»), защитив её от уличной шпаны, которая пристает к ней в переулке. Тогда Сальери решает навести порядок в своем квартале, «зачистив» его от различной шпаны и мелких бандитов; на задание отправляются Томми и Поли. В ходе действия им доведется убить хулиганов, которые приставали к Саре. Завязалась погоня за двумя оставшимися молодыми бандитами. Настигнув их, Томми не может решиться добить умирающих (такие сомнения многократно терзают его по ходу игры), но Поли помогает ему. Вскоре выясняется, что один из парней выжил, а убитый парень был сыном городского советника. Это создает определённые проблемы для дальнейшей деятельности клана. Томми впервые очень серьёзно задумался о правильном выборе пути, когда ему поручили убить проститутку, якобы передающую информацию Морелло. Томми понял, что не может убить девушку, которая, как он уверен, ни в чем не повинна: он приказывает ей немедленно уезжать из города, позже сказав Сальери, что убил ее. Далее Том случайно попадет в церковь на похороны убитого сына советника, где его узнаёт выживший друг покойного. В результате начинается кровавая перестрелка. После этого, в разговоре со священником, Томас признаёт, что, возможно, в чем-то ошибся. Став гангстером, Томас Анджело получил не только определённое уважение, но и деньги, которые он, подобно Поли и Сэму, начал тратить на посиделки в баре и доступных женщин. Фрэнк, заметив перемены, советует Тому найти смысл жизни и более здоровые развлечения. Фрэнк предупредил Томми о том, что Сальери не нужны алкоголики, и если он ничего не изменит, «однажды лучший друг убьет тебя». 1933 год. В последние дни «сухого закона» Фрэнк поручил Тому встретить груз спиртного на загородной ферме. Когда Поли и Том прибыли на место, они узнали, что груз исчез, а сопровождавшие его убиты. В живых остался лишь тяжело раненый Сэм, которого Томми спасает уже второй раз, помогая ему подняться и доставляя, отстреливаясь от неприятелей, к доктору. Той же ночью Поли решил найти предателя, а уже утром Том узнал, что Фрэнк отдал полиции конторские книги, которых достаточно, чтобы Сальери получил пожизненное заключение. Теперь он должен был убить Фрэнка за то, что тот нарушил омерту. Однако узнав, что консильери шантажировала полиция в сотрудничестве с Морелло, похитив его жену и дочь, Томми отпустил его вместе с семьёй в Европу, и сам забрал документы из ячейки в банке. Вскоре он же пробрался на виллу городского прокурора и выкрал оттуда последние свидетельства криминальной жизни семьи Сальери. Тем временем Поли и Сэм позаботились о свидетелях. Вскоре Сальери удаётся взять реванш у своего главного конкурента, достав грузовик виски, который украл у Морелло воришка Уильям Гейтс. «Сухой закон» был отменён, но семья продолжала зарабатывать деньги. Томми женился на Саре, и к 1935 году у него родилась дочь. В это же время с нападения гангстеров семьи Морелло на Сальери в ресторане начинается мафиозная война, и Томми приходится убрать вначале городского советника, доставившего столько хлопот Сальери; брата Морелло, Серджио (англ. Sergio Morello Jr), а затем и самого дона Морелло, застигнутого врасплох. Так семья Сальери стала сильнейшей преступной организацией в городе, и ничто не могло этому помешать. Только в 1938 году началась политическая кампания, направленная против мафии, но и она была остановлена очередным убийством. По ходу игры Томми, Поли и Сэм становятся друзьями. У Поли зарождаются подозрения, что дон Сальери скрывает от них большу́ю часть денег, и он предлагает Сэму и Томми «небольшую халтурку», чтобы подзаработать. Они отказываются. Но после того, как Томми по поручению Сальери крадет из порта груз сигар, они с Поли, заглянув в коробки, узнают, что там были вовсе не сигары, а бриллианты. Подозрения, что Сальери скрывает от них часть денег, подтвердились, и Томми меняет решение. Поли и Томми решаются на ограбление выбранного заблаговременно банка. Ограбление проходит успешно. Поли и Том радуются триумфу; Поли мечтает открыть ресторанчик; как и Томми, он хочет отойти от криминальных дел. На следующий день Том обнаруживает Поли убитым в своей квартире. Деньги исчезли. Вскоре позвонил Сэм, объяснив, что Сальери узнал об ограблении банка и приказал «убрать» обоих. Сэм предложил встретиться в музее, чтобы он смог помочь Тому. Лишь там Томми понял, что Сэм предал его, и Сальери знает о том, что он не убил проститутку и позволил Фрэнку бежать; ввиду «недееспособности» Томми, они были убиты позже другими людьми. После длительной перестрелки Томми удается добраться до Сэма, который предупреждает его о серьёзных проблемах с его будущим. Простить слова по поводу смерти Поли Томасу не удаётся, и он хладнокровно убивает Сэма. На этом завершается длительный рассказ детективу Норману, который Томми начал, сидя с ним в тихом кафе. Томми пообещал дать показания против Сальери, которого уже давно безуспешно пытается посадить за решетку детектив. В результате Томас становится членом программы по защите свидетелей: некоторое время он находится в безопасном месте, где подробно описывает свою жизнь и работу на Сальери, а затем, под другими именами, они с Сарой переезжают в Эмпайр-Бэй, надеясь на спокойную жизнь. Томми стал работать водителем в крупной компании. Многие из «семьи» Сальери, благодаря показаниям Томми, получили огромные сроки в тюрьме, а некоторых казнили. ЭпилогЧерез много лет в Гринфилде (район Эмпайр-Бэя) 25 сентября 1951 года к дому пожилого Томаса Анджело подъедут два человека (Вито Скалетта и Джо Барбаро — главные герои Mafia 2). Томми, поливающий лужайку, обернётся на вопрос «Мистер Анджело?». Убедившись, что это именно тот, кто им нужен, один из них скажет: «Мистер Сальери передаёт вам поклон», а другой выстрелит в упор из обреза, после чего Томми останется лежать мертвым на испачканной кровью траве. Игра завершается мыслями Томми:
Игровой процессГеймплей игры представлен в жанре шутера с видом от третьего лица; нередко в игре есть элементы приключенческой игры, когда необходимо исследовать локации и передвигаться по городу, а также элементы автомобильного симулятора (в частности, глава со спортивной гонкой, многочисленные преследования на автомобиле и размеренные поездки по Лост-Хэвену). В игре предусмотрено несколько режимов (см. ниже «Режимы игры»). Управление в игре осуществляется от третьего лица при помощи клавиатуры и мыши, однако вид можно изменить, если герой сидит за рулем. ИнтерфейcГрафический интерфейс отображает некоторые параметры, которые позволяют игроку контролировать состояние главного героя. Так, уровень здоровья персонажа показывается в левом нижнем углу экрана; когда этот параметр сводится к нулю, игра заканчивается — после этого придется проходить миссию с последней контрольной точки. Во время игры герой будет находить аптечки первой помощи и восстанавливать свое здоровье. Если героя сопровождают Поли, Сэм или какой-нибудь другой персонаж, индикаторы их здоровья появятся над индикатором здоровья главного героя. Когда герой держит в руках огнестрельное оружие, справа от индикатора здоровья отображается запас оставшихся патронов — например, «7/21», где «7» — количество патронов в оружии, а «21» — количество патронов, оставшихся в запасе. Когда герой получит инструкции двигаться в конкретное место, в левом верхнем углу экрана появится компас. Также доступна карта города, которую можно открыть нажием кнопки «Tab». На карте отмечены улицы, и специальной точкой, показано местонахождение персонажа. Если необходимо завершить какое-либо задание за определенное время, в правом верхнем углу экрана появятся тикающие часы. Время для выполнения задания отображается в виде красного сектора на часах. Описание миссии высвечивается в верхней части экрана в начале миссии или при нажатии соответствующей клавиши. Если персонаж находится в автомобиле, в правой нижней части экрана отображаются спидометр (с указанием передачи) и тахометр. Под этими приборами расположен одометр (счетчик пройденного пути), а еще ниже — датчик уровня бензина. В левом верхнем углу экрана находится радар, на котором показано положение автомобиля относительно других транспортных средств. Обычные автомобили отмечены на радаре белым, полицейские машины — синим, трамваи — желтым, а преследующие враги или полицейские — красным цветом. Машины гангстеров в режиме «Прогулки» отмечены оранжевым цветом. При приближении к точке назначения, она обозначается на радаре крестиком ОружиеОружие является необходимым средством выполнения для большинства сюжетных миссий. Одновременно Томми может нести до пяти единиц малоразмерного оружия, одну единицу крупноразмерного оружия, и одну единицу любого оружия в руках либо на сидении в автомобиле. Если оружие некуда убрать (например, при смене оружия или приближении полиции), Томми может его выбросить. Полиция вознамерится арестовать Томми, если заметит у него в руках огнестрельное оружие, а если Томми выстрелит из него хотя бы в воздух, то полиция откроет огонь на поражение. Полицейские в Лост-Хэвене патрулируют город пешком и на автомобилях. Пешие полицейские вооружены револьверами, а полицейские в машинах (в каждой машине сидят двое полицейских) также вооружены револьверами, но когда протагониста объявят в розыск, то у обоих полицейских появляются помповые ружья. За совершенное преступление (в зависимости от его тяжести) полицейские могут наказать Томми штрафом или арестом; в случае неподчинения может применяться стрельба на поражение. Томми может попытаться сбежать от полицейских, скрывшись в переулке, или заскочив в людный трамвай или надземный поезд. Если героя задержать не получится, то на дорогах будут выставлены кордоны с шипованными лентами, построенные из машин ФБР, а полицейские на кордонах будут стрелять из дробовиков и автоматов. В игре показано несколько видов оружия рукопашного боя: бейсбольная бита, лом, нож, кастет, деревянная доска (используется против хулиганов в главе «Сара»), стальной прут (главы «Бегущий человек» и «Загородная прогулка»), ведро (в каморке Винченцо и глава «С днём рождения!»); собачья голова («секретное оружие», доступное после взрыва одной из агрессивных собак в игре). Реализовано два вида метательного оружия: «коктейли Молотова» и гранаты; а также множество видов огнестрельного оружия: два вида револьверов «Смит-Вессон», револьвер «Кольт Детектив Спешл», пистолет «Кольт М1911», обрез, помповое ружье, пистолет-пулемёт Томпсона и две винтовки: «Спрингфилд M1903» и «Винтовка Мосина-Нагана» с оптическим прицелом. Автомобили
В игре представлено большое количество автомобилей, на которых передвигаются как члены мафиозных группировок, так и жители города. Автомобили имеют вымышленные названия, однако все, кроме нескольких «прототипов», воссозданы с реальных. Например, за названием Bolt Ace скрывается Ford T. Чтобы угнать автомобиль, игрок должен уметь взламывать замок. Для большинства автомобилей эта способность появляется по мере прохождения игры (взламывать машины Томми обучает механик Ральф или Лукас Бертоне), для остальных (обычно наиболее дорогих) — по мере прохождения игры при условии выполнения побочных заданий. В таблице справа можно увидеть соответствие оригинальных и вымышленных брендов. Игровой мирДействие игры происходит в вымышленном городе Лост-Хэвен, который представляет собой собирательный образ крупных городов США того времени — таких, как Нью-Йорк, Чикаго и Сан-Франциско, Нью-арк. Жители Лост-Хэвена пользуются системой общественного транспорта: такси, надземным метрополитеном и трамваями (игрок также может воспользоваться «надземкой» или трамваем, передвигаясь по городу). В более поздней версии для PlayStation 2 на улицах города появился автобус (в ПК-версии он был вырезан). Город поделен на девять районов:
Помимо этого, к Лост-Хэвену прилегает обширная сельская местность, в которой, помимо лесов и полей, находятся такие объекты, как гоночный трек, аэропорт, дамба, несколько ферм и мотель. Режимы игрыПрохождениеОсновной режим, сфокусированный исключительно на сюжете игры (см. также раздел «Сюжет» выше). В этом режиме игроку необходимо следить за повествованием игры, выполняя различные задания; помимо основных миссий предусмотрены и небольшие побочные задания, которые можно получить от механика Лукаса Бертоне. По мере прохождения этого режима, открываются новые возможности настройки режима «Прогулки», а после полного прохождения сюжета, открывается доступ в режим «Большой прогулки». ПрогулкаРежим «Прогулка» (англ. «Free Ride») позволяет сосредоточиться на исследовании мира игры, без выполнения каких-либо крупных миссий. Данный режим позволяет свободно перемещаться по городу, подобно серии Grand Theft Auto. По мере продвижения по сюжету открывается доступ к некоторым настройкам; например, время суток и точка появления персонажа. Хронологически время, показанное в «Прогулке» расположено до финальных событий игры. В данном режиме игрок может ездить на открытых в прохождении автомобилях, подрабатывать таксистом (при наличии автомобиля-такси; прибыль: от 200 до 10 000 $ за пассажира), получать деньги за мелкие задания (превышение скорости — 100$ за две секунды), взрыв автомобилей (100$ за машину), убийство гангстеров (500$ за каждого). Заработанные деньги можно расходовать на оплату штрафов, ремонт автомобиля, покупку оружия, заправку машины бензином, восстановление здоровья, сохранение игры в баре Сальери. Большая прогулка«Большая прогулка» (англ. «Free Ride Extreme») открывается после прохождения основной игры. В этом режиме игрок может, свободно передвигаясь по городу как в предыдущем режиме, пройти девятнадцать небольших миссий (выполнить их можно в любом порядке), и открыть доступ к четырём гоночным и двадцати экзотическим призовым машинам. Некоторые из автомобилей являются такси, и на них в «Прогулке» можно зарабатывать извозом. ГонкиРежим, который позволяет соревноваться на гоночных автомобилях, проходя гонки на спортивных трассах. В оригинальной версии игры для персонального компьютера данный режим был вырезан (тем не менее, остались некоторые файлы, отвечающие за него, благодаря чему любители смогли восстановить режим и выложить в качестве мода в свободный доступ). Режим присутствует в более поздних изданиях игры 2004 года для игровых приставок PlayStation 2 и Xbox. Также, предположительно, разработчики планировали реализовать дополнительный режим подпольных боев (в игровых файлах есть загрузочный экран, на фоне которого фотография боксёрских перчаток и анимация боевых приёмов, которые не используются игрой). РазработкаРоли озвучивали
Примечательно, что некоторые актеры, озвучившие персонажей «Мафии» в англоязычной версии, снимались в различных ролях в сериале «Клан Сопрано» (например, Мэтт Сервитто сыграл в сериале агента Дуэйна Харриса, Дэн Гримальди — Пэтси Паризи, Уильям ДеМео — Джейсона Молинеро). Русская локализация была выполнена компанией «1С».[1][2] Руководитель процессом локализации — Михаил Волошин.[3] МузыкаСаундтрек игры представлен музыкальной темой чешского композитора Владимира Шимунека (чеш. Vladimir Šimůnek), которую он записал в студии Пражского Национального театра при участии Богемского симфонического оркестра (англ. Bohemia Symphonic Orchestra) под управлением Адама Клеменска (чеш. Adam Klemensk). Главная музыкальная тема дополнена композициями, отражающими текущее состояние игрового процесса. На ежегодной музыкальной церемонии «G.A.N.G. Awards» в Сан-Хосе (Калифорния) в 2003 году главная тема игры получила первый приз в номинации «Лучшая инструментальная композиция».[4] Музыку из игры очень часто можно услышать в различных передачах на телевидении, где она воспроизводится незаконным образом. Так например обе темы «Carchase» (англ. «Автомобильная погоня») отчётливо передающих настроение ситуации, очень часто слышны в цикле передач «Нового канала» (Украина), посвященных громким преступлениям советской эпохи; музыка квартала Нью-Арк была слышна в передаче «Фарца» на ОРТ (Россия), «бойцовская тема» используется в передаче «Легенды бандитского Киева» («НТН», Украина). В саундтрек игры также включена городская музыка, с помощью которой разработчикам удалось максимально полно и цельно воссоздать атмосферу Америки 1930-х годов. Музыка представлена джазовыми произведениями в исполнении Джанго Рейнхардта и его The Hot Club de France, Братьев Миллс, Луи Примы, Лонни Джонсона, группы Лачо Дром, а также Луи Джордана и его Tympany Five.[5][6] Полный перечень музыкальных композиций (кроме музыки, написанной композиторами для игры) приведён в таблице ниже:
Игровой движок«Мафия» использует игровой движок LS3D engine, собственную разработку студии Illusion Softworks. Данный игровой движок поддерживает работу с большими открытыми пространствами, динамические тени и освещение и другие особенности, являясь одним из наиболее продвинутых движков своего времени. Позже компания Illusion Softworks и фирма Silver Wish Games (которая являлась филиалом Illusion) выпустили на данном движке несколько других игр, включая Hidden & Dangerous 2 2003 года и Chameleon 2005 года.[7] Оригинальная версия Mafia для персонального компьютера имеет более качественную графику, в сравнении с выпущенными в 2004 году переизданиями для игровых консолей PlayStation 2 и Xbox. Ввиду технических ограничений приставок, в консольных версиях понижено качество некоторых аспектов графики (например, разрешение части текстур), а ролики, которые в ПК-версии отображаются прямо на движке игры, в консольных версиях показываются как заранее записанное видео. В версии для PS2 также сделаны оптимизации, связанные с ускоренной «выгрузкой» из памяти трупов и взорванных автомобилей — они исчезают в целях экономии оперативной памяти приставки. Рецензии и оценки
Игра получила очень положительные оценки от специализированных изданий; средний балл на сайте Metacritic, который выводит оценку на основе нескольких рецензий, равняется 88 из 100 (версия для ПК).[19] Пользовательские модификацииДля игры Mafia было выпущено множество любительских модификаций, как меняющих нюансы игрового процесса, так и представляющих собой глобальные проекты с новыми миссиями и персонажами. Для разработчиков игры появление модов стало большим удивлением, поскольку официальных утилит и редакторов не существует, а файловая система игры довольно сложная, вплоть до использования 32-битных ключей шифрования. Для расшифровки основного формата архивов с ресурсами — DTA, нужно знать два 32-битных ключа шифрования, уникальные для каждого файла (иногда они уникальны и для разных языковых версий).[22] Первым модом стал Taxi-mod, который позволял, останавливаясь около голосующих пешеходов в свободной езде, не только подвозить их до места требования, но и нанимать их в качестве телохранителей, покупать у них редкие предметы, выполнять заказные убийства и многое другое. Также популярными модами считаются The Alive Mod (создан для игры в режиме «прогулки»; добавляет в игру новые текстуры и локации и вводит новые возможности: как противостояние городским бандам, покупка автомобилей и редкого оружия, найм телохранителей и другие), CityBars Mod (добавляет в режим «прогулки» помещения из миссий с возможностью входить в них, а также дополнительные локации, которых не было в сюжетных главах), Snow Mod (мод, заменяющий текстуры дорог, зданий и деревьев на зимние, а также некоторые звуки и музыку), а также вышел мод Приключение Юрия Александровича,в которой от лица Юрия показывает его жизнь, ограбление банка и т.п. Mission Pack (это продолжение сюжетной линии, где Томми Анджело начинает мстить Сальери, потом и Вито и Джо. ' Для создания модов существует несколько программ: редакторы миссий Capone Editor и BScriptView, программа для распаковки ресурсов игры MafiaDataXTractor, а также программа ZModeler, которая помимо поддержки форматов других игр, поддерживает 3D-модели формата «Мафии». Версии игры
Интересные факты и культурные отсылки
Примечания
В Мафии 2 в одной из миссий нужно было убить Томаса Анджело в старости. Ссылки
|