Игра Tomb Raider (1996)
Tomb Raider (с англ. — Расхитительница гробниц) — компьютерная игра в жанре приключенческого боевика, первая игра одноимённой серии игр. «Tomb Raider» была разработана компанией Core Design и издана Eidos Interactive в 1996 году на платформах Sega Saturn, PlayStation, Macintosh и PC. Существует версия игры для мобильной игровой консоли N-Gage. Tomb Raider — это один из родоначальников жанра шутера от третьего лица. Игра была настолько популярна, что породила множество подражаний и в целом оказала значительное влияние на развитие данной ветви игровой индустрии. До сих пор Tomb Raider и Лара Крофт остаются одними из самых узнаваемых символов культуры компьютерных игр. СюжетПеруПо прибытию в Перу, проводник Лары погибает от атаки волков, и Ларе приходится идти одной. Ей удаётся пройти по сырым и заснеженным пещерам, далее она находит город Вилькабамба, в котором теперь живут лишь волки и медведи. Найдя ключ от ворот города, она попадает в огромное помещение с водопадом, множеством лестниц и деревянных механизмов. Гробница Куалопека, где находится первая часть Наследия, находится за водопадом, поэтому ей приходится найти недостающие части механизма спуска дамбы. В поисках последней части механизма она попадает в зелёную долину, в которой все ещё живут… динозавры. После схватки с тиранозавром она находит последний элемент механизма, возвращается к водопаду и активирует дамбу. Далее Лара после долгих блужданий по помещениям гробницы открывает её и находит статую царя-бога Куалопека. На стене Лара читает, что он был одним из членов Триумвирата, священных хранителей наследия Атлантиды. Забрав часть Наследия, Лара замечает, что статуя Куалопека пришла в движение, затем начинает обваливаться потолок, и Лара бежит прочь. На выходе её ждёт Ларсон, который хочет забрать у неё часть Наследия. После схватки с ним Лара отправляется в офис Натлы, где узнает, где находится следующая часть Наследия. ГрецияВторая часть Наследия находится в Греции, в гробнице царя-бога Тихокана, вход в который находится в подвалах средневекового монастыря Святого Франциска. По прибытию на место Лара встречает своего старого соперника (также работающего на Натлу) Пьера Дюпона. Между ними завязывается диалог о жизни и роли денег в ней. Далее Лара находит путь к огромному подземному помещению, в котором находится 4 двери в катакомбы 3 греческих богов: Посейдона, Атласа, Гефеста, и одного персонажа греческого предания — Дамокла. Для того чтобы открыть ворота внизу помещения Ларе приходится побывать в каждой из комнат. В комнате Посейдона Ларе приходится разгадать загадку с системой затапливания и осушения комнаты; в комнате Атласа Лара должна проявить высокий уровень скорости и реакции, чтобы выжить; в комнате Гефеста ей придётся поработать с огромным молотом, а в комнате Дамокла избежать гибели от мечей в потолке. Открыв ворота внизу, Лара попадает в Колизей. Там она сражается с гориллами и львами. Из колизея Лара попадает в Палаты мифического царя Мидаса. С помощью статуи Мидаса и его легендарной способности Лара должна превратить свинцовые слитки в золотые, чтобы пройти дальше в гробницу Тихокана. На крышке каменного саркофага она читает, что Тихокан также был членом Триумвирата. Лара сдвигает её, но саркофаг пуст. Внезапно сзади Пьер Дюпон приставляет пистолет к затылку Лары, при этом он держит вторую часть Наследия в другой руке и требует первую часть (ту, что Лара нашла в Перу) в обмен на её собственную жизнь. Но Лара отказывается отдать Пьеру то, что он хочет, между ними завязывается перестрелка, потерпев поражение, Пьер выбегает из здания гробницы, но там его подстерегают ожившие статуи кентавров, которые оберегали гробницу. Они убивают Пьера, а перед этим он кинул Наследие Ларе, чтоб кентавры напали на неё. После схватки с кентаврами у Лары случается видение: Тихокан и Куалопек на вершине пирамиды судят третьего члена Триумвирата — свою сестру. Из видения Лара узнает, что третья часть Наследия в Египте. ЕгипетЛара прибывает в Египет и почти сразу же ей приходится сразиться с существами, напоминающими кошачих мумий. Посреди площади, где Лара дралась с мумиями, стоит обелиск с четырьмя местами для ключей. Лара отправляется на поиски ключей. Долго бродив по песчаным помещениям, Лара находит огромные ворота и четыре цилиндрических обелиска. Отодвигая ящики в стенах, и с помощью подсказок в маленьких помещениях, Лара открывает ворота и попадает в помещение, посреди которого стоит гигантский обелиск, а на каждой его стороне, в нише, лежат ключи. К одному ключу путь Лара находит быстро: рядом есть рубильник. К другим Лара пробирается через множество ловушек и толпы мумий. Собрав ключи, Лара возвращается на площадь и открывает с их помощью дверь в Святилище Наследия. Святилище — это полностью затопленное помещение со статуями Гора и Анубис в нём. Пробравшись в зал Наследия Лара разбирается с мумиями и кентаврами, и с помощью первых двух частей Наследия открывает вход к третьей. В момент, когда Лара взяла третью часть Наследия, началось обрушение потолка, но в противоположной стене открылась тайная дверь, и Лара выбежала через неё на улицу, но не на ту, где она оказалась в начале локации (вероятно, храм был сделан в горе, и Лара просто выскочила с другой стороны). Соединив все три части, у Лары опять случается видение: она снова видит Куалопека и Тихокана на пирамиде, а их сестрой оказывается… Натла. Именно она уничтожила Атлантиду, когда захотела завладеть всем Наследием. Она тяжело ранила Куалопека, за что Тихокан запер её навеки в глыбе льда. Со словами «… а я восстану из пепла ваших костей, чтобы завершить начатое!» она была заключена в темницу. Когда Лара пришла в себя, она обнаружила, что Натла нашла её и забрала Наследие. Она приказала убить Лару, но та смогла сбежать, и спрятаться на яхте Натлы. АтлантидаПрибыв на остров посреди океана, Лара без оружия пытается найти Натлу. Она находится в раскопках, где находит своё оружие, но к несчастью убивает Ларсона, так как тот не пускал её к Натле. Добравшись до входа в Великую Пирамиду, на Лару нападают подручные Натлы. В поединке с Ларой один подручный убивает другого. Лара входит в пирамиду и там её ждут монстры, населяющие Атлантиду. Позже Лара встречается с Натлой, та, уже в царском наряде, агитирует Лару встать на её сторону, но Лара отказывается и выстрелом разбивает Наследие. В гневе Натла кидается на Лару и они обе падают вниз, в лаву. Лара успевает крюком зацепиться за платформу, а Натла с диким воплем падает в раскалённую лаву. Далее Лара побеждает на той платформе гигантского монстра, потом она находит Натлу и после сражения обрушивает на неё колонну. Лара садится на яхту Натлы и отплывает от горящего острова. Персонажи
Игровой процессОсобенность движка Tomb Raider — деление трёхмерного игрового пространства на блоки (квадраты), которые легко заметить при внимательном осмотре уровней. Тем не менее, разработчиками был принят ряд мер, благодаря которым кубичность окружения становится не такой заметной — в частности, разумно используется текстурирование, спрайты и дополнительные декорации (англ. static meshes). Однако, «кубизм» первого Tomb Raider остался «фирменным знаком» серии вплоть до 2001 года, так как именно на движке этой игры и базировались все последующие игры (до Расхитительница гробниц: Ангел тьмы (англ. Tomb Raider: The Angel of Darkness)). Главная задача игрока в Tomb Raider — с помощью замысловатых акробатических приёмов, а также путём манипуляций с многочисленными переключателями и механизмами получить доступ к ранее заблокированным зонам уровня и в конце концов перейти на следующий этап. В достижении этой цели игроку мешают разнообразные враги (в английском TR-сленге — baddies) и хитроумные ловушки (к примеру, «классические» ямы с шипами, валуны и раскачивающиеся лезвия). Помимо основных задач в каждом уровне внимательный игрок может найти несколько секретов — хорошо спрятанных бонусов (аптечки, боеприпасы и т. п.). В отличие от многих современных аркад и платформеров, почти все возможные действия в Tomb Raider осуществляются игроком вручную, без помощи со стороны движка игры. Например, для того, чтобы поднять некий предмет, использовать выключатель или забраться на уступ, игроку необходимо нажать определённую клавишу или кнопку на клавиатуре (геймпаде). Значительным отличием версий для PlayStation и Sega Saturn является наличие чекпойнтов — точек сохранения, представленных в виде плавающих в воздухе сиреневых кристаллов, каждый из которых можно использовать лишь один раз. PC-версия позволяет сохраняться в любом месте. ВселеннаяВселенная Tomb Raider представлена четырьмя главами, каждой из которых присуща своя атмосфера, цветовая гамма, характер ловушек и противников. Глава, в свою очередь, делится на несколько независимых уровней — таким образом, всего Tomb Raider содержит пятнадцать уникальных этапов (исключая тренировочный мини-уровень). ПеруПервая глава Tomb Raider, в которой Ларе предстоит проникнуть вглубь древнего города цивилизации инков — знаменитого поселения Вилкабамба, бывшего последним пристанищем древней империи. Кроме того, неожиданным открытием для археолога станет Затерянная долина — изолированная экосистема, последнее прибежище динозавров. Помимо них в числе врагов — волки, медведи и летучие мыши. Уровни:
ГрецияСледующее место действия — средневековый католический монастырь, построенный на руинах древнегреческой цивилизации. Небольшое здание монастыря — лишь верхушка айсберга из многочисленных древних катакомб, скрытых близлежащим горным массивом. В числе врагов — гориллы, аллигаторы и львы. Уровни:
ЕгипетНеподалёку от долины Царей Лара находит вход в плохо изученный подземный комплекс древнеегипетских сооружений, центром которых является святилище Сциона. Здесь игроку предстоит столкнуться с пумами, крокодилами, а также ожившими мумиями атлантов. Уровни:
АтлантидаНебольшой остров в Атлантическом океане — не что иное, как вершина Великой пирамиды в Атлантиде. Раскопки Натлы позволили проникнуть вглубь полуразрушенного строения и вернуть к жизни его обитателей. Именно Великая пирамида — место последней конфронтации Лары и Натлы. Уровни:
Музыкальное сопровождениеОдна из самых примечательных черт игры — эпический инструментальный саундтрек, автором которого являлся Натан Макри (англ. Nathan McCree). В музыке Tomb Raider активно используются духовые и струнные инструменты (главным образом арфа), а также хор. Главная музыкальная тема была столь популярна, что стала своего рода гимном всей серии и в том или ином виде появлялась во всех последующих частях игры (несмотря на то, что Натан Макри оставил пост композитора после выхода Tomb Raider III). История разработкиПредварительные работы над Tomb Raider начались ещё в 1995 году, но игра увидела свет лишь в 1996-м. Разработка была выполнена компанией Core Design (ранее — CentreGold) и заняла полтора года. Tomb Raider был создан силами шести разработчиков, и в первую очередь — Тоби Гарда (ныне носящего титул создателя Лары Крофт) и Филиппа Кэмпбелла (основного дизайнера уровней). Первоначально протагонистом игры должен был стать классический герой-мужчина (примеры таких героев можно найти во многочисленных FPS — например, Doom, Quake и т. п.), но по ходу разработки стало ясно, что вселенная Tomb Raider, ориентированная на решение головоломок и выполнение нетипичных действий, гораздо лучше согласуется с женским персонажем. Как оказалось, решение Core сменить героя на героиню было судьбоносным и знаковым. Имя и образ главной героини менялись по ходу разработки — от первоначального варианта имени (Лаура Круз, англ. Laura Cruz) разработчики отказались из-за его непривлекательности для американской аудитории. Характер же Лары эволюционировал от холодного, милитаристического типажа к интеллигентному, но бойкому археологу (ближайший аналог — Индиана Джонс). Tomb Raider: Unfinished BusinessВ 1998 году, вскоре после выхода Tomb Raider II, был осуществлён повторный выпуск Tomb Raider для DOS и впервые — для Mac. Эта версия, названная Tomb Raider Gold в Северной Америке, и Tomb Raider: Unfinished Business в других странах, кроме оригинальной игры содержит четыре новых уровня в двух дополнительных главах. Эти уровни были созданы в Сан-францисском офисе Eidos Филипом Кэмпбеллом (англ. Phil Campbell), Ребеккой Шарин (англ. Rebecca Shearin) и Гари Лярошеллем (англ. Gary LaRochelle). Первая глава игры начинается в Египте спустя несколько месяцев после событий оригинальной игры. Лара возвращается в город Камун, чтобы исследовать таинственную статую египетской богини Баст. Вторая глава начинается после событий оригинального Tomb Raider, а заканчивается разрушением последних следов расы Атлантов. Именно в этой версии у Лары Крофт появляется косичка. Nude RaiderДля PC-версии Tomb Raider любителями был выпущен патч, подменяющий текстуры модели Лары Крофт, получивший в народе название Nude Raider. Позже Nude Raider стал частью фольклора серии — многие игроки считали, что существуют официальные патчи и коды, позволяющие задействовать «голый» режим. ОбзорыРецензии российской прессыАлександр Башкиров, обозреватель журнала «Игромания» заявил, что у оригинального Tomb Raider не так уж и много положительных черт. Критик похвалил полностью трёхмерный движок и неплохой дизайн уровней, а также впечатляющую главную героиню. Геймплей, основной чертой которого являлась акробатика, на взгляд рецензента, выглядел очень неуклюжим и скучным по сравнению с проектом Super Mario 64. Кроме того, неочевидные карнизы и неудобно расположенные рычаги вызваны, по мнению автора, небрежностью разработчиков. Относительно графической составляющей, было сказано, что «… в наше время нужно определенное воображение, чтобы увидеть в колыхающихся зеленовато-коричневых полигонах пышные гробницы, хрустальные водопады и прелести полигональной топ-модели»[1]. Юрий Поморцев, обозреватель журнала «Страна игр», заявил, что игра Tomb Raider — хит, который войдёт в историю или, как минимум, оставит «след на компьютерном небосклоне». По его мнению самой главной причиной успеха проекта являлась жанровая принадлежность игры — шутер от третьего лица. Критик также похвалил великолепную прорисовку деталей, яркие текстуры, колоритный, высокодетализированный игровой мир. Автору крайне импонировал тот факт, что главным героем истории являлась девушка Лара Крофт — миловидная, тренированная и обладающая «бесстрашным сердцем». Рецензент отмечал наличие плавной анимации, качественной векторной графики, красочных роликов, приятных головоломок и удобного управления. Особой похвалы удостоились «таинственные» и «романтичные» локации. Единственным досадным упущением критик посчитал отсутствие мультиплеера[2]. РемейкСпустя десять лет был разработан и выпущен ремейк оригинальной игры. Сюжет и оформление уровней практически точно повторяет первую часть, но новый движок даёт графику нового поколения. Также добавлены некоторые новые элементы геймплея, прямо не влияющие на прохождение игры. Уровни стали короче, убрали многие моменты из игры, не влияющие на сюжет. Эта игра стала частью новой хронологии серии игр о Ларе Крофт вместе с предыдущей — Tomb Raider: Legend и последующей игрой Tomb Raider: Underworld.
|