Игра Victoria II
Victoria II (рус. Виктория II) — компьютерная игра в жанре глобальная стратегия, разработанная и выпущенная шведской компанией Paradox Interactive, продолжение игры 2003 года Victoria: An Empire Under the Sun (рус. Виктория: Империя под солнцем). Релиз игры для Microsoft Windows состоялся 13 августа 2010 года, версия для Mac OS X вышла 17 сентября того же года[1]. На территории России игра распространяется совместно компаниями Snowball Studios, занимавшейся локализацией, и 1С-СофтКлаб[2][1]. В Victoria II игрок управляет одним из примерно 200 государств мира в период с 1836 по 1936 годы. В ведении игрока находится ряд инструментов для управления экономикой, наукой, внутренней политикой, дипломатией, армией и флотом. Главным отличием от других глобальных стратегий Paradox Interactive является существенный упор на детализацию внутренних процессов, протекающих в государстве, и развитую систему дипломатии, доступную великим державам. В отличие от первой части разработчики сделали игру менее зависимой от реальных исторических событий и более нелинейной. Игра имеет многопользовательский режим, в котором может одновременно играть до 32 игроков[2]. Игра была достаточно тепло встречена критиками и получила средние оценки в районе 75-81 баллов из 100 возможных[3][4][5]. Хотя обозреватели сошлись во мнении, что Victoria II в большей степени ориентирована на фанатов жанра глобальных стратегий, ценящих глубину и внимание к деталям, они отметили взятый разработчиками курс на облегчение понимания игрового процесса для новичков[6]. РазработкаПродолжение глобальной стратегии Victoria: An Empire Under the Sun, вышедшей в 2003 году, было анонсировано 19 августа 2009 года в рамках выставки GamesCom. Ведущий программист студии Paradox Interactive Юхан Андерссон рассказал об изменениях игрового процесса по сравнению с предыдущей частью и продемонстрировал первый скриншот из игры, на котором видна карта Европы и элементы интерфейса. Также было объявлено о возможности экспортировать сохранённую игру в Hearts of Iron III (рус. День Победы III)[7], от которой разработчики отказались из-за значительных сложностей по согласованию двух игр[8]. Вскоре после анонса игры руководитель студии Paradox Interactive Фредрик Вестер публично заявил о том, что из-за низких продаж первой части не верит в коммерческий успех проекта, не поддержал его инициацию на голосовании и готов побриться налысо, если игра когда-либо принесёт прибыль[9][10]. Юхан Андерссон, напротив, был инициатором проекта и верил в его успех, ссылаясь на просьбы фанатов и мнение команды разработчиков. В конце концов, Андерссон и Вестер заключили пари, по которому Вестер побрился бы налысо в случае коммерческого успеха Victoria II, а в случае провала игры он единолично решал бы, какую игры выпускать следующей[11]. 17 июня 2010 года, когда стало известно, что предварительные заказы обеспечат игре хорошие продажи, Вестер попросил Джессику Чобот из IGN обрить ему голову и разместил фотографии в Twitter'е[12]. Над игрой работала команда разработчиков, состоящая из продюсера, дизайнера и программиста Юхана Андерссона, руководителя проекта и программиста Томаса Юханссона, дизайнера и тестера Кристофера Кинга, программистов Дэна Линда, Фредрика Зеттермана, Олофа Бьорка, Хенрика Фохраэуса, Бьорна Юханнессена, Сары Вендел-Эртквист, художников Юнуса Якобссона, Фредрика Перссона и композитора Андреаса Вальдетофта[13]. Команда разработчиков подробно освещала процесс создания игры в своих дневниках, которые на официальном форуме публиковал один из дизайнеров, Кристофер Кинг. Всего в период с ноября 2009 по июнь 2010 было опубликовано 29 номерных дневников и два бонусных[14]. Рабочая бета-версия Victoria II демонстрировалась в июне 2010 года на игровой выставке E3, проходившей в Лос-Анджелесе[15]. Презентацию игры проводил продюсер проекта Юхан Андерссон, который продемонстрировал основные моменты игрового процесса и рассказал о нововведениях[16]. 10 августа 2010 года вышла демо-версия игры, позволяющая сыграть кампанию за США[17]. В Victoria II используется трёхмерный игровой движок Clausewitz Engine, на котором были сделаны другие игры Paradox Interactive: Europa Universalis III и Hearts of Iron III[18]. Изначально разработчики планировали взять карту мира из игры Hearts of Iron III и лишь слегка изменить расположение провинций, однако позже отказались от этой идеи и сделали карту с нуля на основе одной из пользовательских модификаций для первой части Victoria[19]. Игровой процесс
В Victoria II можно играть за любое из примерно 200 государств мира в период с 1836 по 1936 годы. Игроку доступен ряд инструментов, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на внутренние процессы, протекающие в государстве. В отличие от предыдущей игры серии в Victoria II практически отсутствуют строго предопределённые исторические события, привязанные к определённой дате. Вместо этого введена система, по которой те или иные события происходят при выполнении определённых условий[20]. Основным экраном игры является трёхмерная масштабируемая карта мира. Для получения информации по отдельным аспектам игры можно переключать тип карты, например, показывать физическую и политическую карту. Область полной видимости ограничена территориями своей страны и стран-союзников, а также соседними с ними провинциями, остальная часть карты скрыта «туманом войны». Интерактивными объектами на карте являются провинции, армии и флоты, которыми можно управлять с основного экрана. Управление экономикой, наукой, внутренней политикой и дипломатией осуществляется через специальные экраны, кнопки вызова которых расположены на информационной панели в верхней части экрана. Действие игры протекает в реальном времени, скорость течения которого можно регулировать, также можно ставить игру на паузу[21]. Внутренняя политика и экономикаВсё трудоспособное население мира в игре представлено в виде отдельных групп, каждая из которых имеет определённую профессию, национальность, религию, уровень грамотности и политические взгляды. Каждый житель страны может мигрировать, устраиваться на работу (или терять её), менять профессию, а также имеет определённые потребности в товарах. Всё население делится на 12 типов: рабочие, крестьяне, солдаты, рабы, ремесленники, служащие, священники, чиновники, офицеры, кустари, аристократы и капиталисты. Переход из одной профессии в другую жители осуществляют автоматически под влиянием нескольких факторов, таких как уровень сознательности, образование, доход и т. д. Игрок может стимулировать этот процесс, устанавливая национальный приоритет[22]. В каждой провинции имеется одно добывающее предприятие, на котором рабочие, крестьяне или рабы занимаются выращиванием или добычей какого-либо сырья. Сырьё потребляется населением, а также используется для производства промышленных товаров кустарями (мелкими производителями) и рабочими на фабриках. Фабрики могут строить только цивилизованные державы, причём возможность строительства фабрик зависит от экономической политики государства — например, при рыночной экономике фабрики строят лишь капиталисты, а при государственном капитализме это может делать сам игрок. В игре имеется мировой рынок, где происходит покупка и продажа товаров между странами. От уровня спроса и предложения на мировом рынке меняется цена на товар[23]. В игре имеется восемь возможных форм правления: демократия, королевское правление, мнимый конституционализм, абсолютная монархия, фашистская диктатура, диктатура буржуазии, президентская диктатура и диктатура пролетариата. Форма правления страны может меняться под действием политических реформ или же в результате революции[24]. От формы правления зависит, какие партии могут находиться у власти, а также возможность проведения в стране выборов. Идеология правящей партии определяет торговую, экономическую, религиозную и военную политику, а также отношение к праву голосования для национальных меньшинств. Каждая группа населения имеет свою идеологию, которая может отличаться от идеологии правящей партии. При достаточно высоких значениях сознательности и агрессивности (на которые оказывают влияние безработица, уровень налогов, доступность товаров, а также различные события в стране) жители могут стать революционерами[25]. Бюджет пополняется за счёт налогов, собираемых с населения. Для каждого класса — богатых, среднего класса и бедных — можно установить отдельный уровень налога. Эффективность налоговых сборов зависит от развития экономических технологий и наличия чиновников. Также можно вводить пошлины на ввоз товаров из-за рубежа. Ещё одним источником дохода является добыча ценных металлов. Бюджетные деньги расходуются на образование, административный аппарат, обеспечение социальных выплат (пенсий и субсидий), оборону и государственные запасы (стратегические ресурсы для обеспечения армии, флота и снабжения заморских колоний. При некоторых экономических политиках возможно также субсидировать за счёт бюджета убыточные фабрики, расширять имеющиеся фабрики, строить новые, а также улучшать инфраструктуру, путём строительства железных дорог. В провинциях можно строить крепости, повышающие обороноспособность войск, и морские базы, где ремонтируются повреждённые суда[24]. В игре существует 150 технологий, которые разделены на 5 равных категорий (армия, флот, коммерция, культура и промышленность). На изучение технологий тратятся очки исследований, получение которых зависит от многих факторов: грамотности населения, количества священников и служащих, уровня державы в мировом рейтинге, плюрализма, бонусов от уже изученных технологий. Многие технологии дают доступ к новым изобретениям[25]. Внешняя политикаКаждое государство в игре Victoria II имеет свой рейтинг, который составляется из суммы престижа, промышленности и военной мощи. Восемь стран, которые имеют лучший рейтинг, являются великими державами, следующие восемь стран являются колониальными державами, остальные страны не имеют никаких особых статусов, но могут быть цивилизованными и нецивилизованными. Только великие державы обладают особыми возможностями по ведению дипломатии — они имеют сферы влияния, в который могут включать любые страны, кроме других великих держав. Страны, находящиеся в сфере влияния великой державы, благосклонно реагируют на все её дипломатические инициативы и присоединяются к её внутреннему рынку. Великие державы затрачивают очки влияния для улучшения отношений с другими странами и включения их свою сферу, также очки используются для дипломатической борьбы с другими великими державами, пытающимися влиять на данную страну (например, Великобритания может добиться высылки российских послов из Китая, если имеет достаточное влияние в этой стране)[26]. Только великие и колониальные державы могут заниматься колонизацией новых территорий, в основном в Африке, Юго-Восточной Азии и Океании. Для колонизации используется национальный приоритет. Страна может колонизировать лишь те территории, которые граничат с её провинциями или находятся в зоне действия морской базы. Процесс колонизации длится несколько лет, по его завершении территория становится колонией государства[25]. Все государства за исключением сателлитов и доминионов могут вести дипломатические переговоры с другими странами. На выполнения дипломатических действий тратятся накапливаемые со временем очки дипломатии. Возможны следующие дипломатические действия: улучшение и ухудшение отношений со страной, предложение военного союза, запрос или предоставление прохода войск, предоставление военных субсидий и объявление войны. При объявлении войны страна-агрессор выбирает цели войны, например, требование отдать регион, платить контрибуцию или уменьшить сферу влияния. Существуют поводы для войны, которые заранее предопределены историческими реалиями или появляются в процессе игры, например, в результате пограничного конфликта государство может заявить свои претензии на территорию соседа. Война, цель которой подкреплена веским поводом, не вызывает осуждения в мировом сообществе, но агрессия без повода влечёт за собой увеличение очков бесчестья. Если лимит очков бесчестья переполняется, государство становится изгоем и его попытаются уничтожить[27]. Военное делоКаждое государство в игре может формировать армию и строить военно-морской флот. Существует 11 типов сухопутных частей: ополчение, пехота, артиллерия, кавалерия, драгуны, кирасиры, гвардия, сапёры, гусары, танки и авиация; и 9 типов кораблей: клипера, фрегаты, парусные линкоры, транспортные пароходы, рейдеры, броненосцы, мониторы, крейсера и дредноуты. Каждый тип войск обладает собственными характеристиками, такими как скорость, атака и защита. Армии состоят из полков по 3000 солдат в каждом, флоты состоят из отдельных кораблей. В составе армий и флотов могут быть любые сочетания типов частей и кораблей. На формирование полков тратятся товары (оружие, одежда, консервы и т. д.) и людские ресурсы (каждый полк привязывается к определённой группе солдат), а на строительство кораблей тратятся только товары. Боеспособность отрядов поддерживается за счёт бюджета, причём в военное время затраты на содержание армии и флота выше[28]. Во главе армий и флотов можно ставить генералов и адмиралов, вербовка которых происходит за счёт накопления очков лидерства, генерируемых офицерами. Генералы и адмиралы добавляют к характеристикам подконтрольных формирований свои уникальные положительные и отрицательные модификаторы (например, генерал может увеличивать мораль армии, но ухудшать её скорость), также на характеристики полков и кораблей влияют уровень снабжения стратегическими ресурсами и технологии. Ход боя обрабатывается по сложному алгоритму, в котором учитывается качественный и количественный состав армий, характеристики отдельных отрядов, способности командующих, особенности местности, наличие укреплений и случайный модификатор. В зависимости от понесённых потерь проигравшая армия или флот отступает или уничтожается, также игрок может организовать отступление своих войск или ввести в бой подкрепление из соседних провинций[28]. Во время войны ведётся военный счёт, который увеличивается за счёт побед, оккупированных территорий и блокированных портов. При положительном счёте страна может добавить новую цель для войны к уже имеющимся (например, предъявить права на ещё один регион государства противника). На основе этого счёта делаются мирные предложения, и он определяет готовность проигравшей стороны пойти на уступки ради заключения мира[27]. СаундтрекМузыку для Victoria II написал Андреас Вальдетофт, специализирующийся на музыке для глобальных стратегий Paradox Interactive и ранее работавший над саундтреками к играм Europa Universalis III, Europa Universalis: Rome, серии Hearts of Iron и Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim. Саундтрек игры Victoria II состоит из 18 композиций, в которых автор пытался передать дух викторианской эпохи и драматическую атмосферу надвигающегося нового времени. Сам Вальдетофт считает музыку, написанную им для игры, своей самой сложной и лучшей работой. 30 августа 2010 года саундтрек Victoria II стал официально продаваться через Amazon и iTunes[29][30]. Вся музыка написана Андреасом Вальдетофтом.
Отзывы
Victoria II получила в целом положительные отзывы критиков. Игра получила средние оценки в районе 75—81 % от максимально возможного балла[3][4][5]. Некоторыми обозревателями высказывалось мнение, что Victoria II является наиболее глубокой игрой из числа глобальных стратегий Paradox Interactive и значительным прорывом по сравнению с Europa Universalis III и Hearts of Iron III[33][35]. Юхан Андерссон, старший разработчик Paradox Interactive, также согласился, что Victoria II — лучшая игра, выпущенная его студией[37]. Многие обозреватели сошлись во мнении, что Victoria II, как и другие глобальные стратегии Paradox Interactive, среднестатистическому казуальному игроку покажется слишком сложной из-за обилия различных факторов, влияющих на игровой процесс, и ориентированности, прежде всего, на поклонников глобальных стратегий[31][33][32]. Однако в Victoria II разработчики сделали существенные шаги в сторону облегчения изучения игры, добавив режим интерактивного обучения, знакомящий с различными аспектами игрового процесса, а также сделали более удобный и интуитивно понятный интерфейс[31][35]. Похвалы удостоилось желание разработчиков уйти от рутинного микроменеджмента из первой части и замена многих игровых процессов автоматикой[33][36]. Непрямое управление государством с возможностью лишь косвенно влиять на внутренние процессы также стало удачным нововведением по мнению рецензентов[6][36]. Из негативных моментов критики отмечали существенную проблему с неконтролируемыми массовыми восстаниями, происходящими по всему миру приблизительно после 1880-х годов, в зависимости от развития культурно-политического «древа» технологий стран и непрекращающихся даже если игрок построил максимально демократические и обеспеченное государство. Из-за бесконечных восстаний якобинцев, реакционеров, коммунистов и других революционеров цивилизованные страны погружаются в хаос, что серьёзно сказывается на игровом процессе[31][36]. Другой проблемой, с которой столкнулись игроки, были регулярные вылеты из игры и утечки памяти, наблюдаемые после нескольких часов игры[31]. Дополнение A House Divided8 июня 2011 года в преддверии крупнейшей игровой выставки Electronic Entertainment Expo (E³) представитель команды разработчиков Paradox Interactive на официальном форуме студии анонсировал дополнение под названием A House Divided (рус. Разделённый дом). Однако несмотря на название, по словам разработчиков, не будет никакого особого акцента на Гражданской войне в США[38][39]. Были заявлены следующие нововведения:
Дополнение вышло 2 февраля 2012 года[40]. Примечания
Ссылки
|