Игра Uru: Ages Beyond Myst
Uru: Ages Beyond Myst (англ. У́ру: миры за гранью Миста) — трёхмерная приключенческая игра из серии Myst. Выпущена компанией Cyan Worlds в 2003 году; автор сценария и режиссёр — Рэнд Миллер. Uru — первый в истории многопользовательский квест, получивший широкую известность. История создания и выходаРэнд Миллер и возглавляемая им компания Cyan Worlds начали разработку онлайнового многопользовательского квеста в 1997 году, сразу же после завершения работы над Riven — второй игрой серии Myst. Новая игра была анонсирована под названием Myst Online, но затем переименована в Uru, что на древнем шумерском языке означает «глубину» и «город» и является именем мифологического «подземного рая»[1]. Разработка игры продолжалась пять лет. В то же самое время другими компаниями велась работа над играми Myst III и Myst IV, но Рэнд Миллер не принял в ней большого участия и целиком сосредоточился на Uru. Выпуск Uru был задуман Рэндом как жанровая революция. Игровое сообщество имело неоднозначные взгляды на саму идею многопользовательского квеста, но с нетерпением ожидало его появления. Вышедшая 11 ноября 2003 года игра имела очень качественную графику и оригинальные сюжет и геймплей. Игровой мир был необычен, наполнен интересными загадками и атмосферной музыкой. К тому же Uru была одним из немногих на тот момент трёхмерных квестов. Как результат, Uru заслуженно получила высокие оценки прессы: в среднем оценка составила 88 %[2][3]. Однако в целом Uru была встречена игроками с меньшим энтузиазмом, чем предыдущие игры серии Myst, и разошлась меньшим тиражом. Uru не вошла в сквозную нумерацию серии игр Myst, так как сюжет Uru скорее раскрывает предысторию сюжета серии, чем является его непосредственной частью. В России Uru: Ages Beyond Myst официально не издавалась. Неофициальные переводы были изданы компаниями Фаргус и 7Wolf. ОффлайнИзначально Uru была задумана только в онлайн-варианте — Uru Live — но позже разработчики решили выпустить и однопользовательскую версию. В итоге она нашла гораздо более широкое признание, чем Uru Live. Локации, изначально предназначавшиеся только для онлайн-версии, позже поступили в продажу в виде двух дополнений к однопользовательской игре: To D’ni и The Path of the Shell. 7 июля 2004 года игра была выпущена в полном варианте, вместе с дополнениями, под названием Myst Uru: Complete Chronicles[4]. Однако в 2007 году в проекте Uru Live появилось несколько новых локаций, которые на данный момент недоступны в однопользовательском варианте[5]. Доступны для свободной загрузки несколько «любительских» локаций, созданных игроками[6]. ОнлайнИдея онлайнового квеста была сформулирована Рэндом Миллером так: «A world that will never end» — «Мир, которому не будет конца»[7]. Практически это означало, что в Uru Live должны были регулярно появляться новые локации, и таким образом процесс исследования игрового мира становился для игрока бесконечным. Идея была прекрасна, но реализация проекта столкнулась с финансовыми трудностями. Многопользовательский режим был доступен игрокам лишь в течение недолгого времени бета-тестирования игры в 2003 году, затем проект был заморожен[8]. Тремя годами позже, в феврале 2007 года, проект возродился на сервере GameTap под именем Myst Online: Uru Live и просуществовал ровно год. Затем, летом 2008 года, компания Cyan Worlds заявила о своих планах вновь запустить Uru Live[9]. Проект носит имя MORE (англ. Myst Online: Restoration Experiment) и предусматривает, что новые локации будут создаваться самими игроками. В феврале 2010 игра была вновь запущена после двухлетней паузы, на этот раз под названием Myst Online: URU Live Again[10]. Игрокам пока доступны лишь «классические» локации, нового содержимого в игру не добавлено. Главной причиной неуспеха Uru Live стала противоречивость самой идеи: многопользовательская игра ориентирована на процесс, а квест на результат. Специфика многопользовательских онлайн-игр (MMOG) в том, что у них нет и не может быть финала, и, соответственно, их сюжет не имеет развития и фактически сводится к предыстории игрового мира. Но, не имея возможности дать игроку сюжетный интерес, разработчик должен изобрести другой стимул, который удержит игрока в игре и не даст заскучать. Традиционно в MMORPG такими стимулами для игрока являются перспектива развития персонажа и возможность взаимодействовать с другими игроками — торговать, общаться, сражаться. В MMO-квесте же развитие персонажа вряд ли возможно, взаимодействие ограничено (торговля и драки не вписываются в законы жанра), и стимулом, поддерживающим игровой интерес, может являться лишь открытие всех тайн сюжета, то есть финал. А понятие финала и понятие MMOG несовместимы[11]. В итоге онлайновая версия Uru стала «игрой не для всех», а её MMO-составляющая заключалась лишь в совместном решении загадок и общении во внутриигровом чате. Но тем не менее Uru Live привела к созданию немалого игрового сообщества и появлению в Интернете десятков фан-сайтов. Игровой процессПроцесс игры заключается в исследовании разнообразных уголков таинственного мира Д'ни́ (англ. D'ni), в поиске Книг-порталов, открывающих доступ к новым областям этого мира, а также в восстановлении работы различных механизмов и энергоустановок. Игрок выступает в роли археолога; найдя все существующие Книги и открыв по частям весь мир Д'ни́ и его историю, он узнает тайну исчезнувшей цивилизации. Мир Д'ни тщательно проработан авторами игры: игрок имеет возможность изучить алфавит и систему счисления, обычаи, обряды и искусства, истории правления королей. Аватар создаётся игроком и может иметь любую внешность. Есть возможность выбрать пол, цвет кожи, причёску, одежду, комплекцию, возраст и т. д. По умолчанию игра идёт с видом от третьего лица, но возможно переключение к виду от первого лица. Управление в Uru оригинально и нетипично для трёхмерной игры. Всё управление персонажем (ходьба, бег, поворот, обзор, взаимодействие с предметами) игрок может осуществлять мышью, не притрагиваясь к клавиатуре.
Управлять персонажем можно и с клавиатуры, клавишами W, S, A, D или клавишами-стрелками. Загадки в Uru очень необычны и интересны. Здесь нет головоломок, которые бы можно было решить чисто логическим путём «не отходя от пульта»; каждая загадка подразумевает путешествие по миру в поисках подсказок и решений. Для решения некоторых загадок игроку придётся прыгать по скалам над огненной пропастью, плавать против бурного течения, приручать рой светлячков, изучать пятеричную систему счисления. Оборотная сторона необычности этих загадок — их довольно высокая сложность. Но в многопользовательском режиме игроки могут решать загадки сообща или обмениваться подсказками. Инвентарь в Uru отсутствует, как и головоломки, связанные с собиранием и комбинированием предметов. Сохранение игры в однопользовательском режиме реализовано необычным образом. Оно происходит автоматически при каждом выходе из игры, а пункты «Сохранить» и «Загрузить» отсутствуют в игровом меню. Это не вызывает проблем с прохождением, так как персонаж Uru не может умереть и совершить какие-либо необратимые действия. В качестве своеобразных «слотов сохранения» выступают Книги, хранящиеся в мире Ре́лто и появляющиеся там по мере открытия игроком новых локаций. СюжетСюжет Uru раскрывает давнюю предысторию событий, происходящих в остальных играх серии Myst. В 1980-х годах во время исследования вулкана в пустыне Нью-Мексико учёными был обнаружен подземный город, построенный исчезнувшей цивилизацией Д'ни́ (англ. D'ni). Происхождение этой цивилизации неизвестно; неясно также, почему она вела столь странный образ жизни. Возможно, подземное царство было построено во избежание конфликтов с земной цивилизацией, и не исключено, что прародители Д'ни́ прибыли из другого мира. Произошло это около 10 000 лет назад. Раскопками занимается специально созданная археологическая организация DRC (англ. D’ni Restoration Council)[12], призванная исследовать историю Д'ни. Главный герой игры приезжает в пустыню в качестве археолога, приглашённого участвовать в исследованиях DRC как независимый эксперт, и спускается под землю. Там он обнаруживает великолепный заброшенный город, с дворцами, храмами, театрами и библиотеками. Город построен в гигантской многокилометровой пещере, образовавшейся естественным путём и расширенной искусственно. Игрок исследует этот город и его пригороды, открывая их по частям, и постепенно перед ним вырисовывается история цивилизации Д'ни, с её гордыми королями, древними обычаями, странными искусствами и удивительными технологиями. Технологии Д'ни были на грани магии, а возможно, и перешагивали эту грань. К примеру, ими были изобретены видеоголограммы, гигантские горнопроходческие машины и источники энергии, способные работать столетиями. Но главное изобретение или дар Д'ни — Искусство написания Книг-порталов, при помощи которых человек может мгновенно перемещаться в другие места, описанные в этих Книгах. В процессе исследований археолог обнаруживает, что некоторые Книги Д'ни ведут его не в очередную область подземного царства, а в странные места, расположение которых в пространстве и времени неясно. Цивилизация Д'ни процветала тысячи лет, но однажды, около 200 лет назад, произошла катастрофа, уничтожившая её. Случилось это после контакта Д'ни с одним человеком с поверхности Земли. Игроку предстоит разгадать тайну этой катастрофы. Персонажи и понятия
Интересные факты
МузыкаМузыка к игре написана композитором Тимом Ларкином (Tim Larkin)[16], являющимся также автором музыки к Myst V. Принцип работы композитора был таким: в каждой локации должна звучать отдельная композиция, соответствующая её атмосфере. В 2003 году музыка была издана отдельным альбомом под названием «Uru Music»[17].
Примечания
Отзывы и оценки
Ссылки
|