Игра Fallout
Fallout (англ. радиоактивные осадки или последствия) — компьютерная ролевая игра, действие которой происходит в мире, медленно возрождающемся после ядерной войны. Разработана подразделением Black Isle Studios и выпущена в 1997 компанией Interplay Entertainment[4]. Одно из наиболее известных произведений постапокалиптического и ретрофутуристического жанров. На стадии разработки предполагалось, что Fallout станет фактическим продолжением игры Wasteland, но в связи с отсутствием на тот момент у компании Interplay прав на Wasteland игра Fallout не стала её официальным сиквелом[5][6]. Для игры была разработана собственная ролевая система, получившая название SPECIAL и заменившая систему GURPS, использование которой планировалось изначально. Сюжет игры повествует о похождениях Выходца из Убежища — жителя подземного бункера, которому было поручено в течение 150 дней найти водный чип и доставить его в своё убежище, чтобы спасти жителей от нехватки воды. Игрок может свободно перемещаться по карте мира, посещать игровые локации, выполнять различные задания и сражаться с враждебными существами. Положительно встреченная критиками, игра положила начало серии Fallout. Среди достоинств игры обозреватели выделяли инновационный сеттинг, открытость игрового мира и реалистичность игрового процесса. В течение нескольких лет Fallout фигурировала в списках лучших игр от различных игровых изданий. Игра была официально локализована и издана в России 15 февраля 2008 компанией «1С»; в 1998 году на российском рынке были выпущены нелицензионные версии игры, переведённые студией «Фаргус» (точная дата выхода неизвестна). Игровой процессГлавной особенностью игрового процесса является то, что в игровом мире игрок обладает полной свободой действий — он может путешествовать, общаться, сражаться, выполнять задания (основные и побочные), получать необходимую информацию. Время игры ограничено 150 днями[7], отведёнными на поиск водного чипа, и 13-ю годами игрового времени всего. Основное действие игры разворачивается на отдельных локациях (городах, подземельях, военных базах и других местах), расположенных по игровому миру. Переход между удалёнными локациями осуществляется на карте мира. В любой момент перемещения можно остановиться и перейти в текущее место карты как в локацию (в зависимости от местности в данной точке это может быть пустыня, горы и т.д.). В начале игры известно местоположение только двух локаций (13-го и 15-го Убежищ); в ходе общения с персонажами или самостоятельного исследования глобальной карты игрок постепенно обнаруживает другие локации. Вся получаемая по ходу игры информация — данные о полученных заданиях, карты, видеофайлы и т.д. — заносится в «Пип-Бой» (англ. Pip-Boy) — КПК главного героя. Он же служит для чтения голодисков. Игра на локациях идёт в режиме реального времени, при необходимости с помощью Пип-Боя игрок имеет возможность пропустить какой-либо отрезок времени. При перемещении по глобальной карте ход времени резко ускоряется. В Fallout присутствует смена дня и ночи. Бои идут в пошаговом режиме; тот, кто начинает бой, получает преимущество первого хода, в дальнейшем очередность ходов определяется порядком действия персонажа (производная характеристика SPECIAL). Игрок способен провести обычную атаку, либо он может прицелиться и ударить в определённую часть тела противника[8]. Некоторые виды оружия имеют несколько режимов атаки (например, автоматы могут стрелять одиночным выстрелом или очередью)[9]. Игрок располагает обширным набором действий. Можно обыскивать шкафы, столы, трупы людей и животных, открывать и закрывать незапертые двери, попытаться совершить кражу у любого персонажа. В определённых местах можно торговать, продавая, покупая и обменивая предметы. Любое существо можно атаковать голыми руками или оружием, на любом персонаже можно применять разнообразные предметы с различными последствиями — к примеру, если применить на человеке алкогольный напиток, то у него снизится восприятие, что облегчает кражу; можно также запустить часовую бомбу и подложить её кому-либо в карман. С частью персонажей можно вести диалог. В ходе игры Выходцу придётся взламывать двери, работать с компьютерами, обнаруживать ловушки, чинить вещи, и для успешного осуществления всех данных действий необходимо наличие соответствующих умений. Развитие личности Выходца происходит по мере приобретения им опыта. Очки опыта даются за выполнение квестов, получение важной информации, успешное применение навыков и за любое убийство. Нередко разные способы выполнения квеста дают разное количество опыта. Когда накопленные очки опыта достигают определённого уровня, Выходец получает очередной уровень опыта, немного увеличивающий его очки жизни и дающий баллы, которые можно по своему усмотрению распределить для увеличения уровня умений. Через каждые три или четыре уровня опыта игрок может выбрать дополнительный бонус (перк)[10]. Бонусы немного улучшают качества и способности персонажа. Случайные встречиВо время перемещения по глобальной карте время от времени (пропорционально Удаче и в зависимости от района карты) происходят случайные встречи. Встреча происходит на локации, соответствующей текущей местности. Встретить в пустыне можно кого угодно: торговый караван, одинокого путешественника, диких животных или бандитов. С торговцами и путниками можно торговать; с дикими животными и бандитами можно вступить в бой или попытаться убежать. Существуют также особенные случайные встречи (англ. Special Encounters), происходящие достаточно редко (вероятность во многом зависит от большого значения Удачи). Некоторые из них опасны, некоторые позволяют обнаружить что-то полезное, а некоторые — просто шутки авторов игры или отсылки к произведениям культуры[11]. ПерсонажиВзаимодействовать с окружающими персонажами можно различным образом. Разговор возможен только с частью из них; простые жители при обращении к ним будут выдавать стандартные малозначимые фразы. Разговор с персонажем заключается в выборе одного из нескольких предлагаемых вариантов фраз, количество которых зависит от уровня интеллекта и навыка разговора персонажа. Собеседник реагирует на сказанное, полностью прекращая общение после оскорбительной фразы или же сообщая новую информацию при умелом построении разговора. В ряде случаев отношение других людей к Выходцу зависит от его предыдущих поступков и общего уровня репутации; при определённом развитии событий некоторые персонажи могут вообще отказаться говорить с ним или же сразу нападут. В игре есть несколько персонажей, которых при желании можно взять с собой. Им можно передать часть груза и снаряжение, а также задать их поведение в бою. Вес, который способен переносить неигровой персонаж, ничем не ограничен, и на него не накладывается никакого штрафа за превышение границы, установленной параметрами SPECIAL. В бою товарищи действуют самостоятельно[12]. Их гибель никак не отражается на развитии основного сюжета игры. СюжетСеттингДействие игры происходит в далёком ретрофутуристическом будущем (будущем по представлению американцев поколения 50-х годов XX века[13][12]). Местом действия выступают пустоши (англ. Wastelands), возникшие на месте западной части США. Война между США и Китаем за последние нефтяные источники закончилась взаимным массированным ядерным ударом 23 октября 2077 года[14]. Из-за войны мир подвергся не только радиоактивному заражению, но также произошла утечка и бактериологического оружия — вируса ВРЭ (вирус рукотворной эволюции), который даже спустя много лет после войны присутствует в атмосфере, хотя и в очень незначительной концентрации. Бо́льшая часть населения Земли вымерла. Некоторым американцам удалось спастись в убежищах (англ. Vault), каждое из которых вмещало по 1000 человек. Следить за порядком в убежищах должны были Смотрители (англ. Overseer). Помимо людей мир игры населён мутантами[15], которые делятся на 2 вида — гулей (англ. ghouls) и супермутантов. Гули, к которым, в частности, относятся выходцы из Убежища 12, внешне похожи на мертвецов или зомби. Они хорошо переносят радиацию и являются долгожителями. Супермутанты — существа огромного роста и физической силы, но с низким интеллектом. Друг от друга эти два вида мутантов отличаются причинами мутации. Гулями стали люди, обезображенные большой дозой радиации, а вирус ВРЭ, находящийся в малой концентрации в атмосфере, не даёт им умереть. Супермутантами стали люди, имевшие контакт с вирусом ВРЭ высокой концентрации. Резкое снижение интеллекта при метаморфозе человека в супермутанта происходит только в том случае, если человек предварительно получил радиоактивное облучение, в противном случае супермутант, по их заверениям в игре, превосходил человека и в интеллектуальных способностях. Оба вида мутантов живут гораздо дольше людей, но стерильны (не могут иметь потомков). Кроме того, мутантами являются почти все животные (особенно известны двухголовые коровы — брамины). Разработчики игры постарались передать атмосферу разрушения, анархии и гибели, возникшую после ядерной войны. В упадок пришла техника (в игре нет ни одного действующего летательного аппарата или автомобиля), во многих городах власть захватили преступные группировки, многие люди одичали и вернулись к племенному устройству общества. Население крупнейших поселений не превышает десятка тысяч человек. Одной из особенностей Fallout является использование крышек от бутылок в качестве денег[16]. Действие игры начинается в 2161 году и охватывает Южную Калифорнию[12]. О судьбе остального мира почти ничего не известно. Локации
Ведущие персонажи
ИсторияСюжетная линия игры основана на приключениях Выходца из Убежища (англ. Vault Dweller) (перед началом игры для него можно выбрать любое имя), жителя Убежища 13, получившего задание от Смотрителя убежища найти водный чип, чтобы спасти родное убежище от нехватки воды. Убежище 13 должно по плану открыться только через 200 лет после ядерной войны, но под угрозой скорой гибели было вынуждено послать Выходца на поиски. У него есть только 150 дней на нахождение чипа. Отсутствие контактов с внешним миром привело к тому, что в Убежище 13 знали месторасположение только одного пункта во внешнем мире — Убежища 15. Именно туда направляется главный герой, но на половине пути обнаруживает поселение Шэйди Сэндз, основанное потомками жителей Убежища 15. Там он встречает охранника торговых караванов, Яна, и от него узнаёт месторасположение городов Джанктаун и Хаб. Ян может стать спутником Выходца — для этого нужно нанять или убедить его. Выполнив задание по истреблению мутировавших скорпионов в пещере за городом, Выходец возвращается в Шэйди Сэндз и узнает о похищении рейдерами дочери Арадеша (главы поселения) — Танди. Он направляется на базу бандитов и спасает Танди (игрок может победить лидера рейдеров в рукопашном поединке, уговорить его отпустить Танди, запугать его, уничтожить всех рейдеров либо заплатить за девушку выкуп). Прибыв в Убежище 15, Выходец обнаруживает, что оно давно заброшено и полуобрушено, а водный чип надо искать в другом месте. С этого момента при прохождении игрок может направиться либо в Хаб, либо в Джанктаун. В Джанктауне герой помогает мэру Киллиану разобраться с главой казино Гизмо (есть альтернативный вариант прохождения, в котором он убивает Киллиана по заказу Гизмо) и преступной группировкой «Черепа». Также он находит здесь пса Догмита (англ. Dogmeat), ставшего его верным союзником, и знакомится с рейнджером Тихо (англ. Tycho), который также присоединяется к Выходцу. Кроме того, в Джанктауне есть возможность разоблачить доктора Морбида, поставляющего в Хаб человеческое мясо. Изначально предполагался следующий вариант развития событий: если Киллиан гибнет, то для городка наступает эра процветания благодаря игорному бизнесу Гизмо; если же погибает Гизмо, то Киллиан начинает злоупотреблять властью и устанавливает в городе тоталитарный режим. Но этот вариант показался разработчикам слишком аморальным[20]. В окончательной версии если игрок встаёт на сторону Киллиана, то в Джанктауне устанавливаются закон и порядок; выполнение квеста от Гизмо приведёт к тому, что в город захлёстывает волна преступности. Прибыв в Хаб, Выходец договаривается с водоторговцами о поставках воды в родное Убежище, что позволяет ему протянуть ещё 100 дней; однако это сокращает на 100 дней срок до грядущей атаки мутантов на Убежище 13; в версии 1.1 игры эта атака была отменена. Здесь же он встречает гуля Гарольда и узнаёт от него о существовании базы супермутантов. В Хабе у игрока есть возможность наняться на службу караванщикам из трёх торговых компаний: Crimson Caravan, Fargo и Водоторговцам. Здесь же можно потребовать деньги у торговца «игуанами на палочке», который на самом деле получал мясо у доктора Морбида из Джанктауна. Также в Хабе Выходец впервые сталкивается с сектой «Детей Собора», которая впоследствии сыграет в сюжете игры очень важную роль. Следующим пунктом назначения Выходца становится Некрополь — город, населенный гулями. Пробравшись в канализацию, герой узнаёт, что насос, ранее применявшийся гулями для очистки воды, пришёл в негодность, и теперь для получения чистой воды они используют водный чип. Выходец чинит насос, пробирается в подземное убежище и забирает чип. Выполнив миссию, он возвращается в своё убежище. Смотритель, установив чип в систему и выслушав доклад Выходца, выражает тревогу растущим количеством супермутантов и поручает главному герою новое задание — найти источник их распространения и уничтожить его. Выходец отправляется на юго-запад, где обнаруживает бункер Братства Стали. Послушник Кэббот, охраняющий вход, сообщает, что для вступления в Братство герою необходимо отправиться в место под названием Свечение и принести оттуда некий предмет в качестве доказательства. Кэббот предупреждает о высоком уровне радиации в том районе. Добравшись до Свечения, Выходец спускается по верёвке в разрушенные помещения и находит голодиск. Забрав его как доказательство, он возвращается к бункеру Братства. Успешно справившийся с заданием, Выходец получает статус посвящённого. Встретившись с главой Братства генералом Джоном Максоном, герой получает задание исследовать северные пустоши, где, согласно разведывательным данным, располагается источник распространения супермутантов. Отправившись туда, герой находит Военную базу, охраняемую супермунантами, а по возвращении в бункер Братства убеждает Совет Старейшин начать атаку на неё. Выходец вместе с тремя паладинами Братства атакует базу и добирается до четвёртого подземного уровня. Уничтожив лидеров супермутантов и активировав механизм самоуничтожения, герой покидает территорий Военной базы. Выходец следует на юг и на развалинах Лос-Анджелеса обнаруживает поселение Могильник и расположенный неподалёку Собор. Зайдя на территорию Собора и спустившись в подземные помещения, он находит Повелителя, лидера мутантов, с которым вступает в бой (при развитом навыке «Красноречие» можно убедить Повелителя в ошибочности его действий). Полностью выполнив поручения Смотрителя, Выходец возвращается в Убежище 13 и у входа вступает в разговор со Смотрителем. Тот благодарит героя за всё, что он сделал для Убежища, но затем изгоняет его из-за опасений, что за Выходцем могут последовать другие жители. Выходец уходит в пустоши. История созданияРазработка игры началась в 1994 году, всего на создание игры было выделено около трёх миллионов долларов[21]. Брайан Фарго, главный дизайнер и разработчик первой постъядерной компьютерной игры Wasteland, предложил взять за основу свою прошлую игру, но с более взрослым миром и хорошей спрайт графикой. Он предполагал, что будущая игра должна стать продолжением Wasteland, права на которую принадлежали компании Electronic Arts. Попытки Фарго приобрести права на разработку продолжения ни к чему не привели, и им было принято решение создать новую постапокалиптическую компьютерную игру[22]. Рассматривались несколько вариантов названий, среди которых были Vault-13, Armageddon, Aftermath, Survivor и Postnuclear Adventure[23][24], но окончательным названием нового проекта было избрано предложенное Брайаном Фарго Fallout[25][26]. На ранних стадиях разработки рассматривались различные варианты сеттинга, в том числе тема путешествий во времени с инопланетянами и динозаврами[27][23]; Тим Кейн, один из ведущих разработчиков оригинальной игры, впоследствии подчёркивал, что сюжет игры менялся несколько раз, пока не был принят окончательный вариант постапокалиптического сеттинга[26]. Руководителем проекта был назначен Том Декер, а впоследствии на этой должности его сменил Кейн. Идея создания радиационных мутантов была перенята Кейном из фильма Они![28]. В течение года Кейн работал над игрой в одиночку, а затем к нему присоединились два человека — сценарист и программист[23]. Впоследствии к команде присоединились и другие люди, в числе которых были Леонард Боярский, Скотт Кэмпбелл и Кристофер Тайлор; таким образом, команда разработчиков насчитывала уже более 30 человек[28]. В 1996 году было основано подразделение Black Isle Studios, в состав которого вошла команда разработчиков Fallout. Возглавил подразделение Фергус Уркхарт; работа над игрой продолжилась уже в составе студии[29]. Изначально игра разрабатывалась под операционную систему DOS, а впоследствии была портирована на системы Windows 95 и MacOS; по словам Кейна, портирование получилось не таким эффективным, как могло бы быть — в новых версиях сохранились многие элементы оригинала[30]. Разработчики сразу отказались от идеи создания игры на основе ролевой системы Dungeons & Dragons по причине существования множества игр в жанре фэнтези[26]. Изначально в Fallout планировалось использовать ролевую систему GURPS[31][32]. Но когда представители компании Стива Джексона, создателя GURPS, увидели вступление к игре, где американский солдат в силовой броне убивает канадского пленника, они возмутились высоким уровнем насилия и разорвали контракт[33]. Для игры была разработана собственная система, созданная по подобию настольной GURPS и получившая название SPECIAL — по первым буквам основных характеристик персонажа: Strength (Сила), Perception (Восприятие), Endurance (Выносливость), Charisma (Обаяние), Intelligence (Интеллект), Agility (Ловкость), Luck (Удача)[34]. Разработкой новой системы занимались Тим Кейн и Кристофер Тайлор, который также написал полный сценарий игры[27][28]. Тайлор впоследствии вспоминал, что систему удалось разработать в течение одной недели[35]. Для озвучивания неигровых персонажей были приглашены такие актёры, как Тони Шалуб, Брэд Гарретт и Дэвид Уорнер. На роль рассказчика был приглашён Рон Перлман; именно он произносит фразу «War. War never changes» (рус. Война. Война никогда не меняется)[31]. Созданием игровых карт занимался Скотт Эвертс[24]. Оформлением игрового мира занимался Леонард Боярский, разработку игрового интерфейса осуществлял Джейсон Андерсон[28]. Идея создания персонажа Vault Boy также принадлежит Боярскому, а его рисунок — художнику Трэмеллу Рэю Исааку[29]. В качестве главной темы разработчики намеревались включить в игру песню «I Don’t Want to Set the World on Fire» группы The Ink Spots, но не смогли этого сделать из-за проблем с авторскими правами[36]. Эта песня позднее была лицензирована компанией Bethesda для использования в игре Fallout 3. Основной песней оригинальной игры стала «Maybe», исполненная той же группой[31]. В 2002 году был выпущен сборник документов, получивший название Fallout Bible. Составные части были написаны Крисом Авеллоном в процессе переписки с фанатами. Существуют десять частей «книги» (с 0 по 9, причём нулевая появилась позже первой и является сборником частей 1,2,3). В данную коллекцию документов вошли интересные подробности о мире игры, секреты и ответы на вопросы[37]. Выпуск15 июня 1997 года игра была отправлена в печать[25], а 30 сентября состоялся её релиз. Fallout обрела статус культовой игры, но продавалась не очень успешно[31][38]. В европейской версии игры отсутствуют дети из-за возможности их убийства во время игрового процесса[23][39]. В демоверсии Fallout присутствуют 62 картинки Vault Boy’ев, обозначающие преимущества и недостатки персонажа. Данные изображения в окончательную версию игры не вошли[40][20]. Вскоре после выпуска игры подразделение Black Isle Studios приобрело известность, а Interplay анонсировала сиквел. К моменту начала работы над продолжением компанию Interplay покинули Кейн, Боярский и Андерсон; таким образом, разработка сиквела проходила без их участия. Игра Fallout 2, являющаяся прямым продолжением Fallout, вышла в 1998 году[13]. В 2001 году вышла игра Fallout Tactics от стороннего разработчика — Micro forte. Её действие разворачивается в том же мире, но Fallout Tactics имеет жанр тактической игры без ролевого элемента. Она не нашла понимания у многих преданных поклонников серии, так как содержала множество несоответствий с каноническим сюжетом. Оригинальная игра и её продолжения Fallout 2 и Fallout Tactics позднее были объединены в сборник, получивший название Fallout Trilogy[41]; аналогичная трилогия впоследствии была выпущена также и компанией 1С[42]. Кроме того, Fallout и Fallout 2 были объединены в издание «dual jewel»[43]. В 2004 фирма Interplay, правообладатель торгового знака Fallout, объявила о своём банкротстве и продала права на создание третьей части фирме Bethesda Softworks, оставив за собой, тем не менее, права на MMORPG-версию игры Fallout[44]. Впоследствии Bethesda Softworks выкупила все права на виртуальный мир Fallout[45], в том числе и на MMORPG-версию[46]. Разработка заняла около четырёх лет и завершилась релизом 28 октября 2008 года. Fallout 3 использует новую версию движка Gamebryo, который использовался для The Elder Scrolls IV: Oblivion, вместе с физическим движком Havok. В 2006 российская фирма-локализатор «1С» выпустила официальные русские версии Fallout 2 и Fallout Tactics. 5 февраля 2008 года локализованная версия оригинальной Fallout была отправлена в печать[47], а 15 февраля поступила в продажу[48]. В 2012 году оригинальная игра в комплекте с электронными версиями руководства к игре, библии Fallout и другими дополнительными продуктами стала доступна на сервисе GOG.com для бесплатной загрузки[49][50]. Критика
Fallout была признана множеством изданий культовой компьютерной игрой[25][54], а также духовным наследником игры Wasteland[6][55][20]. На сайте GameRankings её общий рейтинг на основе нескольких рецензий составил 89,71 %[51], а на Metacritic — 89/100[56]. Среди достоинств отмечались интригующая атмосфера игры и задействованный в боях искусственный интеллект; критике подверглись логические ошибки, присутствующие в диалогах[57][58]. Виталий Казунов в обзоре GameTech писал, что в игре отсутствует строгий сюжет — «историю пишет сам игрок»[59]. Обозреватель Allgame Питер Сусиу в своём обзоре писал, что Fallout погружает игрока в правдоподобный и реалистичный игровой мир. Положительно отозвавшись об игровом процессе, рецензент также посчитал, что в игре задействована одна из лучших систем развития персонажа, а графика и сюжет способны дать игрокам хороший игровой опыт. Общая оценка игры составила 4,5 балла из 5[60]. Джон Роулинс оценил игру четырьмя баллами. По его словам, игра содержит «превосходную графику, прекрасный звук, увлекательный геймплей и первоклассный сюжет». Сочтя, что данная игра в основном рассчитана на интеллектуальное прохождение, критик выразил мнение, что Fallout не подойдёт игрокам, ищущим «стремительный экшн»[61]. В обзоре 1UP.com говорилось, что главным достоинством игры являются её персонажи — каждое решение, которое принимает игрок, имеет определённые последствия и влияет на отношение к нему других людей и на то, каким будет окончание игры. Из отрицательных качеств рецензент выделил затяжные бои, неудобный интерфейс системы инвентаря и журнал квестов, не отражающий всех данных игровому персонажу заданий. Также отмечалось, что некоторые персонажи, с которыми игрок уже встречался, при повторном диалоге ведут себя так, как будто видят его впервые. В итоге говорилось, что все названные недостатки не являются существенными — игра удостоилась высокой оценки[15]. Марк Куки на сайте Game Revolution писал, что Fallout — «игра исследования». Он выделил реалистичность игрового окружения и музыку, создающую ощущение неизвестности. Говоря об актёрах озвучки, обозреватель особо отметил Ричарда Дина Андерсона. По мнению критика, нелинейность игрового процесса может привести к тому, что игрок выполнит квест до того, как ему будет дано соответствующее поручение, и в результате может возникнуть путаница. Игре была поставлена оценка A-[10]. В публикации сайта GameSpot в качестве одной из сильных сторон игры выделялся нетипичный для большинства ролевых игр сеттинг. Система создания персонажа, позволяющая создавать различные типы героев, придаёт игре реиграбельность. Музыка соответствует игре, хотя и не выделяется чем-то особенным. В итоге было сказано, что Fallout является не только достойным преемником Wasteland, но и ролевой игрой, которой суждено стать образцом жанра. Оценка игры редакцией составила 8,7/10[12]. Рецензент журнала PC Gamer Тодд Вон писал, что система создания персонажа может сперва показаться игроку пугающей, хотя дизайнеры постарались сделать её простой и забавной, сопроводив каждый навык понятным и часто юмористическим описанием. Он порекомендовал игрокам создавать собственных персонажей, а не выбирать уже готовых. Говоря о свободе действий, обозреватель счёл, что ограничение по времени навевает чувство безотлагательности. По его мнению, сторонние квесты многочисленны и разнообразны. Вон подытожил, что в Fallout практически не на что пожаловаться, хотя и упомянул наличие в игре нескольких программных ошибок[16]. Обозреватель сайта Absolute Games в своей рецензии выделял проработанность игрового мира, простоту интерфейса и реалистичность игрового процесса. Он разделил мнение о желательности создания собственного игрового персонажа. Говоря о спутниках, рецензент отметил недостаточную их эффективность, назвав пушечным мясом. В итоге говорилось, что у фэнтезийной классики AD&D появился достойный конкурент[62]. Редактор журнала Game.EXE Александр Вершинин назвал Fallout не обычной ролевой игрой, а смесью квеста, аркады и научно-фантастического сюжета[9]. Награды и номинацииПо версии журнала PC Gamer игра несколько раз занимала места в списке лучших компьютерных игр всех времён: четвёртое (2001)[63], десятое (2005)[64], 13-е (2007)[65], 21-е (2008)[66] и седьмое (2010)[67]. В списке 25 лучших PC-игр всех времён ресурса IGN игра занимала пятое (2007)[68] и 19-е (2009) места[69]. В 2007 году Fallout заняла 21-е место в списке «The 101 best PC games ever» (рус. 101 лучшая игра всех времён) по версии журнала PC Zone[70]. В ежегодном списке «Top 100 Games», публикующемся IGN, игра занимала 55-е (2005)[71] и 33-е (2007) места[72]. Игра Fallout была включена в рубрику «Hall of Fame» (рус. Зал славы) или эквивалентную ей в изданиях Computer Gaming World[73], GameSpot[74], GameSpy[75] и IGN[76]. В 2000 году игра была включена в списки 10 лучших концовок и 10 лучших игровых миров по версии GameSpot[77][78], также она получила 6-е место в списке лучших игровых начал от Game Informer в 2008 году[79]. На польском веб-портале Wirtualna Polska Fallout была признана одной из наиболее захватывающих игр, «которые украли наше детство», получив 6-е место в соответствующем списке[80]. Игра была номинирована на премию Академии интерактивных искусств и наук в категориях «Computer Role Playing Game of the Year» (рус. Компьютерная ролевая игра года) и «Outstanding Achievement in Sound and Music» (рус. Выдающиеся достижения в звуке и музыке); в первой категории победу одержала игра Dungeon Keeper, во второй — Parappa the Rapper[81]. В 1998 году игра получила звание «Roleplaying Game of the Year» (рус. Ролевая игра года) от изданий Gamesmania и Computer Gaming World[82], а также от российского журнала Game.EXE[83]. В сентябре 2006 года журналом Gamasutra был проведён опрос среди профессионалов в области игровой индустрии; респондентам было предложено ответить на вопрос: «По вашему мнению, какая ролевая игра за всю историю произвела сильнейший квантовый скачок и почему?». По результатам данного опроса игра Fallout заняла первое место и удостоилась награды «Quantum Leap Award»[84]. В 2011 году Fallout попала в число 80-ти игр, которые были продемонстрированы на выставке в Смитсоновском Американском музее искусства (англ.)русск.[85][86]. Пасхальные яйцаИгры «Fallout» изобилуют всевозможными пасхальными яйцами.
Музыка
Музыку к Fallout (а также дополнительные звуковые дорожки из Fallout 2, наряду с оригинальными также используемые в Fallout: New Vegas) в стиле эмбиент и дарк-эмбиент написал известный игровой композитор Марк Морган[89]. Вступительный ролик к игре открывает композиция Maybe группы The Ink Spots.
ЭкранизацияПо мотивам оригинальной игры создан фанатский фильм под названием Fallout: Nuka Break. Героями фильма выступают Выходец из Убежища, его компаньон-гуль и бывший раб. Отдельные сцены представляют собой кукольное представление, также в фильме задействованы CGI-эффекты[90]. Фильм был поделён на шесть частей, которые были размещены на видеохостинге Youtube[91]. В январе 2013 компанией Bethesda была зарегистрирована торговая марка на научно-фантастический телесериал[92][93]. Согласно информации компании, действие сериала будет разворачиваться в мире, пережившем ядерную катастрофу[94][95]. Примечания
Ссылки
|