Игра System Shock

System Shock

System Shock cover.jpg

Разработчик
Looking Glass Studios
Издатель
Origin Systems
Дата выпуска
1994
Жанр
Шутер от первого лица / Компьютерная ролевая игра / Survival Horror / Quest / Киберпанк
Платформы
MS-DOS (PC), Apple Macintosh

System Shock — компьютерная игра, содержащая элементы RPG и шутера от первого лица. Игра сочетает в себе большую свободу действий с непосредственностью вида от первого лица и содержит элементы жанра киберпанк.

System Shock вышла в 1994 году для MS-DOS-PC и годом позже для компьютеров Макинтош. Игра была разработана Looking Glass Studios и выпущена Origin.

Наряду с дискетной версией в том же году была выпущена расширенная CD-ROM-версия, отличавшаяся поддержкой высоких разрешений и содержавшая видеоролики и голосовые вставки.

Всего официально было продано 170000 копий, продажи не окупили расходы на игру. Несмотря на это, игра получила хорошие рецензии от компьютерных журналов и игроков, заслужив звание культовой игры в жанре киберпанк.

Сюжет

История игры разворачивается в 2072 году , как сообщается во вступительном ролике игры. Когда на Земле были исчерпанны практически все ресурсы планеты, компания TriOptimum начала разработку специальных орбитальных станций, предназначенных для добычи ресурсов на других планетах. Одна из таких станций была сразу же выпущена в космос. Эта станция получила название «Цитадель», и она управлялась специальным ИИ, именуемым SHODAN. Однако с запуском «Цитадели» бурение планет не началось, так как SHODAN отключила энергетический луч для добычи ресурсов. Это было связанно с тем, что на планете находились живые существа, и эта планета не подлежала тому, чтобы её уничтожать. Такая неудача могла бы повлечь за собою проблемы с финансами TriOptimum и репутацией вице-президента компании, Эдварда Диего, если бы не один маленький инцидент, произошедший в это же время на планете Земля.

Главный герой этой игры, именуемый Хакером, находясь у себя дома, взламывал ради развлечения компьютерные сети разных корпораций. Во время очередного взлома системы главный герой взломал доступ к материалам по станции «Цитадель». О взломе узнала служба охраны TriOptimum и отправилась на квартиру Хакера. Поймав главного героя, служба охраны, как ни странно, отправила его на станцию Цитадель. Как выяснилось позднее, Хакер, невольно продемонстрировав взломом свои способности, получил предложение от Эдварда Диего — если Хакеру удастся взломать ИИ SHODAN и снять с нее все этические ограничения, то дело о взломе базы данных TriOptimum замнут, а в награду Хакер получит специальный имплантат, с помощью которого он сможет взламывать компьютерные сети, находясь в киберпространстве (это сыграет очень большую роль в дальнейших событиях).

Хакеру удалось взломать SHODAN. Эдвард Диего сдержал свое слово, и дал главному герою помилование. Хакеру начали делать операцию по вживлению имплантата, которое длилось ровно полгода. Как ни странно, эта операция проводилась на самой станции, так как Цитадель, помимо добычи ресурсов, занималась научными разработками в самых разных направлениях, что также повлияет на развитие сюжета игры.

В то время, когда главному герою делали операцию, SHODAN начала выходить из-под контроля руководства станции. При снятии этических барьеров с SHODAN Хакер превратил обычный ИИ в машину зла. SHODAN, используя системы охраны, уничтожила половину персонала станции, а остальную половину превратила в мутантов и киборгов, создав собственную маленькую армию.

Собственно игра начинается с того, что главный герой приходит в себя на операционном столе, вспоминая, где он находится. Вскоре, когда он вышел из своей палаты, то стал объектом атаки роботов-уборщиков. Главному герою удалось выжить и спастись от роботов-убийц. Осматривая станцию и находясь при этом в полном окружении врагов, Хакер понял, что на станции нет ни одного живого человека, кроме него. Продолжая свои поиски живых людей на первой палубе (медицинской), Хакер, наконец, выяснил, что SHODAN вышла из-под контроля. Этому свидетельствовали ее пугающий облик на экранах и ее зловещий голос, приходящий по email Хакеру.

SHODAN намекнула Хакеру, что через некоторое время Земля пострадает от бурильного луча, предназначенного изначально для добычи ресурсов. Главный герой, понимая, что у него нет выбора, и что ему терять нечего, решил остановить попытку SHODAN. Пройдя очень тяжелый путь сквозь сотни солдат и ловушек SHODAN, Хакеру удалось предотвратить катастрофу в виде бурильного луча.

Вскоре выяснилось, что SHODAN намерена пустить на Землю мутагенные вирусы, из-за которых все население Земли могло превратиться в мутантов. По мере уничтожения персонала станции SHODAN проводила свои эксперименты над живыми людьми, создав новую расу существ, которая сыграет очень важную роль в продолжении игры, System Shock 2. Она была намерена, используя своих существ, переправить сад (Grove), где проводились ее опыты, на Землю. На этот раз уничтожить сад было труднее, учитывая то, что станция была практически вся сломана, и отстрелить от «Цитадели» сад было возможно только при починке нужных приборов. Главному герою удалось отстрелить сад от Цитадели, и информация о том, куда именно улетела эта лаборатория, отсутствует. (На самом же деле отсек упал на планету Тау Кита 5, вместе с небольшой частичкой SHODAN — та выживает с помощью «сна» — это выясняется в продолжении игры).

Главный герой продолжает продвигаться по этажам «Цитадели». Вскоре он оказывается на седьмой палубе станции, где узнает о том, что на этот раз SHODAN намерена перезаписать себя с Цитадели в компьютеры Земли и тем самым получить полное мировое господство. К удачи Хакера, он находится как раз на той палубе, где располагались антенны, через которые SHODAN вот-вот собиралась осуществить свой план. На этот раз, задача была более легкой по сравнению с отстрелом сада. Используя взрывчатку, Хакеру удалось уничтожить антенны, и очередной план SHODAN был провален. Все её попытки поработить и уничтожить Землю оказались неудачными. Но Хакер, понимая всю серьёзность ситуации, на этом не останавливается и решает полностью уничтожить SHODAN. Хакер намеревается уничтожить всю станцию путем перегрузки реактора, тем самым уничтожить всех рабов и слуг SHODAN. Успешно справившись с перегрузкой реактора, Хакер отправляется на десятую по счету палубу, которая представляет собой капитанский мостик «Цитадели». Перед входом на палубу главному герою приходится встретиться с Эдвардом Диего, превращенным SHODAN в супер-киборга. Успешно уничтожив его, Хакер продолжил свой путь до мостика станции. К этому времени, все девять палуб «Цитадели» были полностью уничтожены, как и рассчитывал Хакер. Десятая палуба отстрелилась от станции и осталась в целости и сохранности. Однако SHODAN оказывается еще жива, ее сервера находились на мостике, надежно защищенные от физического воздействия. Игроку приходится войти в киберпространство и уничтожить SHODAN оттуда.

В финальном ролике игры показали на переднем плане израненного Хакера с пистолетом в руках и экран, на котором показана гибнувшая SHODAN. После компания TriOptimum, за его заслуги и за его молчание (точно не известно), предложила ему работу в компании, а сам Хакер отказался и продолжил вольную жизнь, взламывая с помощью имплантата компьютерные сети, объясняя это словами: «Старые привычки умирают тяжело.»

Геймплей

Геймплей игры очень разнообразен и сильно зависит от настроек сложности игры. Все настройки имеют четыре уровня сложности от 0 до 3.

1. Сражения (Battle) — При нулевом уровне сложности враги не реагируют на присутствие главного героя и погибают от одного удара или выстрела. С повышением уровня сложности враги становятся сильнее, агрессивнее и атакуют игрока в поле зрения.

2. Головоломки (Puzzle) — Этот уровень сложности отвечает за решение головоломок на специальных панелях, расположенных на уровнях, которые, решении, могут открыть какие-либо области или двери. При нулевом уровне сложности головоломки решаются мгновенно, без участия игрока. С повышением уровня сложности головоломки становятся качественно труднее, и на их решения приходится тратить больше времени.

3. Цели (Missions) — Эта настройка игры особенная. При нулевом уровне сложности все запертые отсеки и двери станции будут открыты, так что можно не выполнять задания по ходу сюжета, а фактически пробежаться по палубам станции, убивая встреченных врагов, и добраться прямиком до SHODAN. Также при нулевом уровне будут отсутствовать логи персонажей игры, и игроку не будут приходить сообщения по email. При первом и втором уровнях сложности в игру добавляется элемент, и игроку приходится решать массу заданий, по нескольку раз возвращаться на какие-либо палубы, что значительно усложняет игру. При максимальном (третьем) уровне сложности время, выделяемое на прохождение игры, ограничивается семью часами. По истечении этого времени игра заканчивается поражением главного героя.

4. Киберпространство (Cyberspace) — Эта настройка уровня сложности схожа с настройкой уровня сложности Сражения. При нулевом уровне сложности враги (компьютерные вирусы) не замечают и не реагируют на игрока, а базовое время на нахождение в киберпространстве составляет 22 минуты. С повышением уровня враги становятся более агрессивными, а время нахождения в пространстве сокращается, и для максимального уровня сложности составляет 200 секунд. При сражении с SHODAN время нахождения в киберпространстве не ограничено ничем.

Особенности

Одна из самых замечательных задумок разработчиков игры system shock — способность главного героя действовать в виртуальной реальности — киберпространстве, представляющем собой изолированные секции, связанные, тем не менее, в единое целое. Действия, производимые в киберпространстве, влияют как на текущую реальность героя игры, так и на его боевые характеристики и навыки.

Игра предоставляет игроку широкий выбор оружия, от обычной палки, до мощной штурмовой винтовки. При этом количество одновременно носимых с собой единиц оружия ограничено и существенно меньше имеющегося разнообразия. То же самое с таблетками (patches), которые, при использовании, могут повысить силу персонажа игры, скорость, или даже замедлить течение времени, повысив реакцию персонажа. Находя специальные модули, игрок может улучшать способности своего персонажа.

Также игра предоставляет игроку большую свободу действий, возможность свободно перемещаться между палубами, в поисках оружия, медикаментов, патронов и выполнения квестов.

Несмотря на то, что игра была создана в 1994 году, игра обладает полной трехмерной графикой, но представления врагов — спрайтовые. Пространство игры трехмерно.

Несмотря на то, что игра продавалась очень плохо, игра получила очень положительные отзывы от критиков, а PC Gamer назвал system shock самой лучшей приключенческой игрой. Игра также оказала большое влияние на жанр киберпанка, хоррора и шутера.

Еще одна примечательная особенность игры заключена в том, что антагонист игры представляет собой искусственный интеллект. При этом у искусственного интеллекта есть своя антропоморфная индивидуальность и свой собственный характер и темперамент.

Ссылки

  • The System Shock Hack Project — сайт проекта, который занимается воссозданием исходного кода игры и его изменением

Разделы: Игры Origin Systems, Игры Looking Glass Studios, Survival horror, Компьютерные ролевые игры, Компьютерные игры 1994 года, Компьютерные игры с трёхмерной графикой, Action/RPG, Игры для DOS, Шутеры от первого лица, Игры для Mac OS, Киберпанк
Источник:Википедия [CC-BY-SA]