Игра Supaplex

Supaplex

Supaplex
Supaplex

Разработчик
Dream Factory
Часть серии
Boulder Dash
Дата выпуска
1991 год
Жанр
Аркада, Головоломка
Платформы
Amiga, Atari ST, MS-DOS
ZX-Spectrum (фан-версии)
Режимы игры
Single player
Управление
Клавиатура или геймпад
Сайт
www.elmerproductions.com/sp

Supaplex (Супаплекс) — компьютерная игра в жанре двухмерный платформер, созданная в 1991 году Майклом Стоппом (англ. Michael Stopp) и Филипом Джесперсеном (англ. Philip Jespersen) из Dream Factory. По сути, Supaplex является существенно переработанным и расширенным клоном Boulder Dash. Состоит из 111 уровней (плюс многочисленные неофициальные дополнительные наборы уровней). Музыкальная тема Девид Виттакер (англ. David Whittaker).

Игра была выпущена для платформ Amiga, Atari ST и MS-DOS. Из-за аппаратных проблем версия для PC работала с разными скоростями по мере улучшения характеристик ЦПУ. Игра может быть запущена с помощью кроссплатформенного эмулятора ДОС-машины DOSBox, который позволяет регулировать скорость эмуляции «на лету», что позволяет нормально пользоваться оригинальной игрой. Также, игра была сделана для мобильных устройств на Java, Apple iOS и Android.

Для решения проблемы скорости Герман Перк (англ. Herman Perk) дизассемблировал игру, отладил и скомпилировал обратно, получив в результате версию Supaplex-SpeedFix.

Название, вероятно, образовано от слов супер и плекс — компонента, кластер, сетевая структура (как, например, в словах дуплекс, триплекс).

Также существуют ремейки — Supaplex 3000 и WinPlex, Igor: The Time Machine, Megaplex и другие. Supaplex 3000 — повторяет Supaplex во всём, кроме графики, а в WinPlex’e, кроме новой графики, добавились дополнительные коллекции уровней. Кроме того, для WinPlex’a существует редактор уровней, позволяющий делать свои уровни. Igor: The Time Machine является неофициальным продолжением игры (с одним из рабочих названий Supaplex-2) с большим количеством совершенно новых предметов на уровнях со своим поведением, что позволяет значительно усложнить логику уровней. Информацию об этой игре можно найти на официальном сайте Supaplex.

Ещё существует свободный движок для аналогичных игр: Rocks'n'Diamonds. Движок включает в себя в том числе и реализацию Supaplex (уровни и звук, графика).

Геймплей

Игрок управляет компьютерным вирусом, находящимся «внутри» программной части компьютера. Главной целью в Supaplex является сбор всех/определённого количества «инфотронов» и поиск выхода. Чтобы это сделать, иногда требуется обойти весь уровень, решая на ходу разнообразные головоломки, в которых требуется логическое мышление и реакция, при этом не взорвавшись самому и не создав безвыходных ситуаций (завалены или взорваны инфотроны, завален или взорван выход, в общем случае это необратимое неправильное расположение предметов).

Управление

Управление в игре осуществляется при помощи курсорных клавиш (стрелок).
Shift — показывает количество красных бомб в наличии.
Esc — взрывает Мёрфи, останавливая прохождение уровня.
Пробел + направление — позволяет «высосать» базу/инфотрон/диск в выбранном направлении.
Пробел (длительное нажатие) — установка (под себя) бомбы (если есть в наличии).
Enter — убирает/показывает нижнюю панель (под DOS может взорвать Мёрфи, если у компьютера нет мышки).

Действующие персонажи

Мёрфи

Основной игровой персонаж — колобок. Игрок, управляя им, должен решить головоломки-уровни. Боится (взрывается) касания движущихся предметов, падения предметов, касания любых взрывов. При взрыве уровень приходится начинать сначала (иногда вынужденно, взрывая себя).

База

Покрытие уровней. Колобок «ест» покрытие при перемещении. Поедая базу, можно противостоять гравитации на участках уровней, где она есть.

Инфотрон

Цель игрока, может быть съеден. На уровне может находиться от нуля до 255 инфотронов, которые надо «съесть». Может скатываться с покатых препятствий и падать. Сам является покатым препятствием для движущихся предметов. Если падает на колобка — убивает его.

Терминал

Подрывает все жёлтые диски на уровне при касании колобком.

Выход

Выпускает колобка с уровня, если собрано требуемое количество инфотронов.

Глюк

Внешне ничем не отличимая от Базы площадка, по которой иногда проскальзывает «разряд», со случайной периодичностью. Если колобок попытается съесть разряд, то погибнет (взорвётся). Если разряд произошёл рядом, колобка слегка бьёт током (только звук, ни на что не влияет).

Электрон

Группа звёздочек, перемещается по левой стене и левым поворотам. При подрыве или ударе сверху (падение предмета) формирует вокруг себя 9 инфотронов. Если на месте формирования инфотрона оказалось неуязвимое препятствие — то инфотрон не сформируется. Взрывает колобка при касании.

Сник-снак

Ножницы — перемещаются по левой и правой стороне так же, как и электрон. При подрыве/ударе сверху — взрываются. Взрывают колобка при касании.

Зонк

Камень. Препятствие. Может быть сдвинут, подорван или уронен (скатывается с покатых препятствий — других камней, инфотронов и микросхем). Если падает на Мёрфи — убивает его.

Дискеты

Выполняют роль бомб. На каждой дискете есть цветная полоса, определяющая тип дискеты.

  • Оранжевые (на EGA — красные). Можно толкать, как зонки. Если убрать опору, падают вниз и взрываются. Также подрываются от удара камнем сверху или иного взрыва.
  • Красные (на EGA — сиреневые]). Можно съедать, как инфотроны, после чего устанавливать в любом желаемом месте. Также подрывается от иного взрыва.
  • Жёлтые. Не подвержены гравитации, их можно расталкивать во все четыре стороны, как в сокобане. Подрываются терминалом или иным взрывом.

Порты

Порты бывают односторонние, двусторонние, перекрёстки, и переключатели гравитации. Последние ничем не отличаются от обычных, и игрок не может определить по внешнему виду, что произойдёт.

«Переключатели гравитации» в исходных уровнях разделяли места с гравитацией и без неё. Впрочем, с редактором уровней ничто не мешает сделать и более сложную логику.

Подробности

  • Количество инфотронов, которые надо съесть, чтобы пройти уровень, задаётся в редакторе. Иногда нужно съесть все, иногда не все, иногда — делать дополнительные инфотроны из электронов.
  • При одновременном подрыве нескольких объектов и совмещении взрывов формируются дополнительные инфотроны. В частности: если подорвать электрон и этим запустить цепную реакцию взрывов Сник-Снаков, сформируется большое количество инфотронов.
  • В любительских уровнях используется объект 40 (28h), невидимая стенка.
  • Включенная гравитация прижимает игрока вниз и не позволяет сделать более одного шага вверх по пустому пространству. Игрок может свободно перемещаться, лишь поедая базу без остановки или через порты.
  • При простое игры Мёрфи станет грустным, несколько раз зевнёт, а потом заснёт.
  • В каталоге игры есть скрытый файл player.lst, в нем сохраняется прохождение игры. Найдите в нем имя, под которым вы играете, и отсчитайте 13-й байт от начала этой строки. Каждый пройденный уровень обозначается как 01, и все байты следуют один за другим. Так что если застряли на каком-либо уровне, то можете просто дописать 01 в конец последовательности пройденных уровней. Всего можно записать до 111 байт (в игре 111 уровней).
  • Уровни игры имеют интересные названия.

Любительские ремейки

Одна из ZX-Spectrum версий игры.

Несколько ремейков Supaplex было сделано творческими группами для платформы ZX-Spectrum. Работы отличались разным качеством исполнения графики, степенью достоверности алгоритмов, переносом или созданием собственных уровней.

В 2008 году сделали Supaplex на Java для телефонов.

Ссылки

Разделы: Игры для Amiga, Игры для DOS, Компьютерные игры 1991 года, Игры для Atari ST, Игры для ZX Spectrum, Компьютерные игры abandonware
Источник:Википедия [CC-BY-SA]