Игра Oddworld: Abe’s Oddysee

Oddworld: Abe's Oddysee

Oddworld - Abe's Oddysee.jpg
Обложка американской версии игры для PlayStation

Разработчики
Oddworld Inhabitants
Digital Dialect (PC)
Saffire (Game Boy)
Издатель
GT Interactive
Локализатор
официально нет, Фаргус Мультимедия
Часть серии
Oddworld
Даты выпуска

PlayStation
Флаг США / Флаг ЕС 19 сентября 1997
Флаг Японии 11 декабря 1997
DOS/Windows
Флаг США / Флаг ЕС 31 октября 1997
Флаг Японии 23 февраля 2001
29 августа 2008 (Steam)
16 декабря 2008 (GOG.com)

Game Boy
1998
Жанр
платформер
Возрастные
рейтинги
ELSPA: 11+
ESRB: TTeens
OFLC (A): M15+
Носители
CD-ROM, скачиваемый контент
Платформы
PlayStation, DOS, Microsoft Windows, Game Boy
Игровой движок
A.L.I.V.E.
Режим игры
однопользовательская игра
Системные
требования
Pentium 120 МГц, 16 Мб ОЗУ, 4X привод CD-ROM, DOS или Windows 95
Управление
Клавиатура, компьютерная мышь или геймпад
Сайт

Oddworld: Abe’s Oddysee — приключенческая видеоигра, разработанная студией Oddworld Inhabitants. Игра выпущена в 1997 году для Sony PlayStation, DOS и Windows. Игра завоевала множество наград[1]. Представляет собой первую часть из так называемой Oddworld Pentalogy, которая должна была иметь 5 частей (в рамках пенталогии также вышли Oddworld: Abe's Exoddus, Oddworld: Munch's Oddysee и Oddworld: Stranger’s Wrath).

Сюжет

Действие происходит на другой планете, название которой не сообщается. Ее населяет несколько видов разумных рас и различные виды животных. Пищевая компания RuptureFarms (Фермы Восторга), занимающая изготовлением мясных продуктов, начинает испытывать трудности из-за того, что поставила на грань вымирания два основных промышленных вида животных - скрабов и парамитов. Еще один вид - манчей - компания уже "благополучно" уничтожила. В связи с бедственным положением директор Моллук решает начать выпуск нового продукта, и изготовить его предполагается из фабричных рабов. Об этом случайно подслушивает один из рабов — Эйб, главный герой игры, но его замечают и отправляют за ним вдогонку слига (цепные слизни-киборги). У Эйба не остается выбора кроме как бежать. По ходу игры он попадает на родину своих сородичей, знакомится с шаманом и узнает, что скрабы и парамины являются священными животными. Пройдя через испытания в землях тех и других, он получает сверхсилу Шрайкулла, после чего проходит весь путь в обратном направлении, на фабрику, чтобы спасти рабов и навсегда прикрыть завод.

Геймплей

Игра представляет собой двумерный платформер. Игровая территория разделена на отдельные экраны, между которыми можно переходить. Для решения разнообразных игровых головоломок главный герой обладает уникальными способностями, такими как: речь, магия, взаимодействие с окружающей обстановкой (рычаги, мины), использование гранат, камней и кусков мяса, которые можно набрать в соответствующих мешочках. Игрок обладает богатым арсеналом движений, он может: красться, ходить, бегать, кувыркаться, подтягиваться, прыгать, приседать. Игра обладает инновационным геймплеем, например в игре очень необычный подход к оружию - присутствует большое его количество, но ни одно из них не работает по системе "выстрелил и убил", каждый раз его приходится применять в сочетании акробатики, речи, магии, нужно обманывать противников и знать, в чем конкретно сила и слабость каждого. Также игра имеет сильную графику, опередившую свое время, и огромное количество видеовставок.

В игре отсутствует интерфейс (hud). Информация может поступать к игроку различными способами: инструкционные экраны, которые могут быть активированы игроком, прокручивающиеся на заднем фоне сообщения, светлячки, которые могут быть активированы медитацией, наскальные рисунки с подсказками, речь персонажей. У персонажей отсутствуют очки жизни, получение ущерба означает немедленную смерть. Единственное исключение - пчёлы, они убивают игрока только после определённого числа укусов. После смерти главный герой превращается в кучку разлетающихся в разные стороны птиц, которые слетаются в ближайшей контрольной точке и главный герой восстанавливается. При этом весь несохранённый прогресс сбрасывается (убитые враги, спасённые мудакены и т. д.).

Игрок может захватывать медитацией врагов (слигов) и управлять ими. Во время захватывания Эйб становится уязвимым, так как им нельзя управлять, поэтому перед медитацией нужно оказаться в недоступном противнику уголке карты. Кроме того, враг может убежать за экран и таким образом избежать своей участи. Захваченный слиг может бегать, дёргать рычаги, убивать других противников, открывать голосовые замки, командовать слогами (аналоги собак), но не может прыгать, карабкаться и совершать какие-либо другие акробатические движения. После использования слига можно вернуться в своё тело, при этом слига разорвёт на куски.

Рабов-мудакенов можно спасать через птичьи порталы с помощью медитации - все мудакены, которые присутствуют на экране и находятся на том же уровне, где и портал, побегут к своему спасению. Между порталом и мудакенами не должны присутствовать ямы, ловушки и мины, т.к. это будет означать для них смерть. Спасать мудакенов для прохождения игры не обязательно, но для того чтобы получить хорошую концовку, надо спасти, как минимум, 50 из 99 мудакенов, множество из которых спрятано в различных секретных локациях.

По ходу игрового процесса, пройдя царства священных животных Скрабинию и Параманию игрок получит от шамана особую способность — превращаться в полубожественное существо Шрайкулла. Чтобы вновь получать эту возможность по ходу игры, нужно одновременно привести определённое количество мудакенов в особый портал, обозначенный цифрой (количество необходимых мудакенов). Получив «заряд» Шрайкулла, игрок может использовать его один раз на противниках (игра дает недвусмысленные подсказки, где именно это необходимо сделать). Превратившись в Шрайкулла, Эйб уничтожит всё враждебное на экране, после чего вернется в нормальный облик мудакена.

Созданный для игры движок называется A.L.I.V.E. (Aware Lifeforms In a Virtual Environment). Он был высоко оценен за его реалистичность и искусственный интеллект противников[2].

Игровая речь

Игрок обладает уникальной возможностью общаться с игровыми персонажами. Нажатие соответствующей кнопки заставляет героя игры произнести короткую фразу или звук (например, свист), которую слушают другие персонажи. С помощью речи можно управлять дружественными мудакенами, заставлять их идти за вами в другую локацию или ждать в определённой точке. Когда вы управляете слигом, вы можете привлекать внимание других слигов, управлять слогами заставляя их атаковать противников или просто следовать за вами. Эйбом вы можете общаться со свободными мудакенами (вне фабрики) и произносить пароли, чтобы пройти дальше или чтобы получить определённые способности. Одновременно можно общаться только с одним существом.

Враги, союзники, дикие существа

Основными союзниками для вас являются мудакены. Мудакены — гуманоидные существа. Они бывают либо рабами на фабрике, которые слушают игрока, либо свободными коренными жителями своих земель вне фабрики, которые оказывают различную помощь игроку. Свободные мудакены вооружены рогатками, которые смертельны для игрока. С ними можно начать общение и скопировать серию издаваемых ими свистов, после чего они либо пропускают вас дальше, либо оказывают какую-либо иную помощь. Также среди дружественных персонажей есть Элум, двуногое подобие верблюда, которое можно оседлать. Элум обладает хорошей скоростью и может совершать длинные прыжки. Если спешиться с Элума, он начнёт за вами ходить, пока вы не прикажете ему остановиться. Элум отказывается слушаться ваших команд, если обнаружит поблизости мёд, который он начинает активно поедать. Отвлечь Элума от мёда можно только дикими пчёлами. Они не убьют животное, а только заставят убежать подальше, после чего улетят. Элума можно найти только в определённых локациях, где его можно вызвать звонком в специальный колокол.

Враги в игре, в основном, представлены слигами — существами, похожими на моллюсков с кибер-протезами ног и вооруженных автоматическим оружием. Слиги — единственные существа в игре, которых можно захватывать с помощью медитации. Слиги плохо видят в темноте, что позволяет прятаться от них в тёмных местах. Компаньонами слигов являются слоги — двуногие собакообразные существа, также являющиеся врагами игроку. Слиги командуют слогами и могут заставлять их атаковать других существ. Слогов можно отвлекать косточками, они не будут нападать на игрока, пока не доедят. Как и слигов, так и слогов, можно застать спящими, что позволяет незаметно прокрасться около них на цыпочках. Враги могут быть разбужены шумом (взрывы, шаги, речь), либо по игровому триггеру. Некоторые враги спят даже если бегать возле них.

Глюкконы представляют собой главных злодеев. Это высокие существа с головами, похожими на тело осьминога, скрывающие своё тело плащом. Они обладают рудиментарными ногами, и их функцию выполняют руки. Глюкконы в игре находятся на руководящих ролях, они являются крупнейшими капиталистами, владеют фабрикой RuptureFarms и являются хозяевами слигов и рабов-мудакенов. Глюкконы появляются в основном в видеовставках, единственный момент в игре, где их можно увидеть и убить — финальная сцена в зале заседаний.

Дикие животные состоят из скрабов и парамитов. Скрабы — высокие хищные пустынные животные. Они очень территориальны и атакуют любое живое существо, которое заметят. Встретившись друг с другом они устраивают битву, в которой выживает только один из скрабов. Во время их битвы можно безопасно бегать по локации. Парамиты — стайные охотники, живущие в тёмных пещерах лесных регионов. По одиночке они трусливы и убегают от своих противников. Будучи зажаты в угол, яростно защищаются. Если же их больше одного, то они начинают активно атаковать игрока. Парамитов можно отвлечь брошенным куском мяса.

Синопсис

Персонажи

Abe’s Oddysee содержит только четырёх именованных персонажей. Протагонист игры — Эйб, раб-мудакен, рождённый в неволе, и не знающий богатой истории и культуры своего народа. Ближе к середине игры, Эйб встречается с Элумом, послушным верблюдоподобным существом. Слово "Элум" произошло от английского Mule (мул) при прочтении наоборот. Неизвестно, означает ли Элум имя конкретного существа или всего вида. Изначально Элум и Эйб должны были жить вместе, но впоследствии разработчики сменили концепцию[3]. Ведущей фигурой в игровой истории является Бигфэйс, шаман мудакенского народа, носящий большую маску из дерева, в честь которой он и назван. Бигфэйс спас Эйба от смерти и отправил его на испытания в священные пещеры Monsaic Lines, чтобы он обрёл духовную мощь и спас мудакенов с фабрики RuptureFarms.

Главный антагонист игры — генеральный директор RuptureFarms глюккон Моллук. Он не гнушается никакими средствами для того, чтобы добиться успеха и получить как можно больше дохода со своей фабрики. Вследствие активного использования диких животных в мясной промышленности их количество сильно снизилось, что и сподвигло Моллука использовать мудакенов для производства недостающего мяса.

История

Рассказчиком истории в игре является её протагонист — беглый раб Эйб. История начинается в тюрьме, в которой держат пойманного Эйба, откуда он и ведёт свой рассказ о прошедших событиях. RuptureFarms1029 — крупнейшая мясная фабрика в мире Oddworld. Эйб является Уборщиком Высшего Класса и на момент игры завоевал награду «Служащий года»[4].

Дела на фабрике идут неважно — животные, необходимые для мяса для большей части продукции, быстро исчезают, а Мичи (Meeches) уже полностью вымерли. Заработавшись до глубокой ночи, Эйб, из любопытства, заглядывает в зал заседаний, где шло обсуждение сложившейся ситуации. Моллук озвучивает план, согласно которому они собираются использовать мудакенов для своей новой продукции «Mudokon Pops!». Ужаснувшись своему открытию, Эйб решает сбежать с фабрики. Отсюда и начинается игровой процесс.

После множества приключений Эйб сбегает с территории RuptureFarms. После побега он обнаруживает, что след на Луне в точности повторяет отпечаток его собственной лапы. Это означает, что мудакены являются избранным народом. После чего Эйб падает, ударяется головой и теряет сознание. В представшем перед ним видении Бигфэйс велит ему отправиться в священные пещеры и храм мудакенов, чтобы укрепить свою духовную силу, после чего он должен спасти оставшихся мудакенов.

Эйб по очереди посещает Параманию и Скрабинию (земли парамитов и скрабов, соответственно). Бигфэйс выжигает на кистях Эйба священные руны с силуэтами этих животных, и Эйб получает возможность трансформироваться в Шрайкулла, божественное существо, сочетающее в своём облике признаки парамитов и скрабов.

С этой силой Эйб возвращается на фабрику, останавливает её производство и уничтожает большую часть руководства. В последний момент его ловят, и приходя в себя, Эйб оказывается связанным, а перед ним предстаёт Моллук собственной персоной, и когда он готовится пропустить Эйба через мясную пилу, Бигфэйс обсуждает со свободными мудакенами в Святилище Monsaic возможно ли спасти Эйба.

Концовки

Всего существует две концовки:

  • Если Эйб спас не меньше 50 мудакенов, освобождённые собратья решают ему помочь. Моллука и его помощника убивает магической молнией, а Эйб теряет сознание. После чего к нему телепортируется Бигфэйс и переносит Эйба к ликующей толпе мудакенов.
  • Если Эйб спас недостаточно мудакенов, его собратья отказываются ему помочь, и Моллук пропускает Эйба через мясную пилу.

Каноничной концовкой, используемой в продолжениях является хорошая (первая) концовка.

Кроме того, если пройти игру идеально и спасти все 99 мудакенов (а если пройти ещё и по всем секретным местам - сородичей наберётся больше сотни), то в конце игры будет бонусная видеогалерея, в которой можно посмотреть всё видео из игры.

Примечания

  1. Oddworld: Abe’s Oddysee Awards
  2. Oddworld: Abe’s Oddysee Review for PlayStation — GameSpot
  3. Ballistic Publishing, The Art of Oddworld: The First Ten Years 1994—2004, page 46
  4. Oddworld: Abe’s Oddysee game manual
5. - анонсирование ремейка платформера Oddworld: Abe's Oddysee под названием "New Tasty!"

Ссылки


Разделы: Игры для Windows, Компьютерные игры 1997 года, Игры для DOS, Платформеры, Игры для PlayStation, Игры для Game Boy Color
Источник:Википедия [CC-BY-SA]